Дело № 2-3986/18 г.Всеволожск
12 сентября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе
судьи Курбатовой Э.В.,
при секретаре Ляховой Н.А.,
с участием истца ФИО1, его представителя по доверенности от 8 сентября 2018 года Туш Д.В.,
представителя ФКУ КП-8 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Колония-поселение № 8» УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет,
у с т а н о в и л:
ФИО1 первоначально обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга суд с иском к УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, указывая, что проходит службу в должности старшего инженера планово-экономической группы трудовой социализации осужденных ФКУ «Колония-поселение № 8 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградкой области, состоит в браке, от брака имеет троих детей. Указал, что 18 октября 2017 года он обратился с рапортом о предоставлении отпуска по уходу за новорожденным ребенком ФИО2 с 2 ноября 2017 года, однако, решением работодателя от 1 ноября 2017 года в предоставлении отпуска ему отказано. Полагая свои права нарушенными, истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Определением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 26 февраля 2018 года, вынесенным в порядке ч.2 ст.224 Гражданского процессуального кодекса РФ, на основании ст.41 Кодекса, произведена замена ненадлежащего ответчика - УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, надлежащим - ФКУ «Колония-поселение № 8» УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградкой области, в связи с чем, дело передано во Всеволожский городской суд Ленинградской области на рассмотрение по подсудности по месту нахождения ответчика.
В судебном заседании истец, его представитель требования иска поддержали, подтвердили изложенные доводы.
Представитель ответчика в суд явилась, с иском не согласна.
Суд, выслушав объяснения сторон, оценив доказательства, приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 1998 г. N 1254 "Вопросы уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации" распространено на учреждения, органы, предприятия и подразделения уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации действие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулировавших деятельность учреждений, органов, предприятий и подразделений уголовно - исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, в части, их касающейся.
Таким образом, в уголовно-исполнительной системе применяются те нормативно-правовые акты, которые регулировали ее деятельность до передачи из ведения МВД РФ в ведение Минюста РФ (до 1 августа 1998 года). Нормативные акты, изданные после указанной даты, применению в уголовно-исполнительной системе не подлежат.
Согласно ст.21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, распространено действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской федерации и теста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации (далее Положение)» до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
1 августа 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе РФ и о внесении изменений в Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Частью 10 ст.58 указанного Федерального закона установлено, что сотруднику, являющемуся матерью (усыновителем, опекуном), а также сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем, опекуном) и воспитывающему ребенка без матери (в случае ее смерти, лишения ее родительских прав, длительного пребывания в медицинской организации и в других случаях отсутствия материнского попечения по объективным причинам), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством Российской Федерации.
Установлено, что 18 октября 2017 года ФИО1, являясь старшим инженером планово-экономической группы трудовой социализации осужденных ФКУ «Колония-поселение № 8» УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградкой области обратился с рапортом к начальнику УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о предоставлении ему с 2 ноября 2017 года отпуска по уходу за ребенком ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
1 ноября 2017 года начальником УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области истцу было отказано в предоставлении данного отпуска со ссылкой на ч.7 ст.54 Положения, предусматривающую право отца – сотрудника органов внутренних дел воспользоваться правом отпуска по уходу за ребенком только в случае отсутствия материнского попечения.
Разрешая заявленный спор, суд не усматривает каких-либо нарушений прав истца.
По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 256 Трудового кодекса РФ отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.
Вместе с тем, часть 2 статьи 256 Трудового кодекса РФ на сотрудников органов внутренних дел, которые являются отцами детей до трех лет, и предоставление указанным сотрудникам отпусков по уходу за ребенком вне зависимости от того, могут ли осуществлять уход за детьми их матери, не распространяется, а действует специальная норма.
В соответствии с абз. 7 ст. 54 вышеуказанного Положения, действующего в период сложившихся правоотношений, отцы - сотрудники органов внутренних дел, воспитывающие детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения), пользуются правовыми и социальными гарантиями, установленными законодательством Российской Федерации для этой категории населения Российской Федерации.
Таким образом, абз. 7 ст. 54 Положения, а также нормы действующего с 1 августа 2018 года Федерального закона № 197-ФЗ ограничивают предоставление отпуска по уходу за ребенком отцу - сотруднику милиции случаями, исключающими возможность ухода за ребенком матерью.
Соответствующая правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 года (вопрос 5).
Поскольку истец в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, исключающих возможность материнского попечения в уходе за новорожденным ребенком, суд приходит к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении иска ФИО1 к ФКУ «Колония-поселение № 8» УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об обязании предоставить отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья