ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3987/17 от 24.10.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

24 октября 2017 года город Чита

Центральный районный суд города Читы в составе:

председательствующего судьи Павловой А.В.,

при секретаре Бондаревой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальник» о возложении обязанности выполнить действия,

У с т а н о в и Л:

прокурор <адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства при использовании и охране водных объектов, в ходе которой установлено, ООО «Коммунальник» использует водный объект - проток Прорва реки Аргунь, при этом отсутствует договор на водопользования. На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией городского поселения «Забайкальское» в отношении систем коммунальной инфраструктуры и объектов водоснабжения и водоотведения, ООО «Коммунальник» предоставляет услуги по водоснабжению. Основное водоснабжение осуществляется с поверхностных вод протока Прорва реки Аргунь, при этом зона санитарной охраны источника водоснабжения не определена. Деятельность ООО «Коммунальник» по самовольному пользованию водным объектом нарушает интересы Российской Федерации, как собственника водного объекта, на рациональное использование и охрану поверхностных вод от вредных природных и антропогенных факторов, недопустимость его самовольного использования, на достоверную гидрологическую информацию о его состоянии, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с изложенным просит суд обязать ООО «Коммунальник» заключить с Министерством природных ресурсов <адрес> договор водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта проток Прорва реки Аргунь.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство природных ресурсов <адрес>.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Коммунальник» ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

<адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

Третье лицо Министерство природных ресурсов <адрес> о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении рассмотрения не заявил.

Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты, за исключением некоторых случаев, установленных частью 2 той же статьи, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

В силу ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Главой 3 Водного кодекса РФ определен порядок оформления и случаи предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, а также собственности субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договора водопользования.

Исходя из ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

При этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для использования акватории водных объектов...

Исходя же из ст. 1 Водного кодекса РФ водопользователем признается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водными объектами.

Частью 3 статьи 12 Водного кодекса РФ предусмотрено, что договор водопользования признается заключенным с момента его регистрации в государственном водном реестре.

Согласно ч. 1 ст. 5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N "О введении в действие Водного кодекса РФ " водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров за исключением случая, установленного частью 5 настоящей статьи.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства при использовании и охране водных объектов, в ходе которой установлено, ООО «Коммунальник» использует водный объект - проток Прорва реки Аргунь, при этом отсутствует договор на водопользования. На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией городского поселения «Забайкальское» в отношении систем коммунальной инфраструктуры и объектов водоснабжения и водоотведения, ООО «Коммунальник» предоставляет услуги по водоснабжению. Основное водоснабжение осуществляется с поверхностных вод протока Прорва реки Аргунь, при этом зона санитарной охраны источника водоснабжения не определена.

Из содержания Концессионного соглашения в отношении коммунальной инфраструктуры и объектов водоснабждения и водоотведения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией городского поселения «Забайкальское» в отношении систем коммунальной инфраструктуры и объектов водоснабжения и водоотведения, ООО «Коммунальник» предоставляет услуги по водоснабжению.

Из содержания ответа главного инженера ООО Коммунальник» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчиком не заключен договор водопользования на объект – проток Прорва реки Аргунь. Река Аргунь является трансграничной рекой и соответственно требования, указанные в Водном кодексе РФ обязательны для применения на территории Российской Федерации, но не распространяются на территорию сопредельных государств. Взаимодействие с китайской стороной по вопросу установления каких-либо требований к режиму хозяйственного использования на территории КНР в границах ЗСО водозабора гп Забайкальское входит за рамки Соглашения между Правительством РФИО4 КНР о рациональном использовании и охране трансграничных вод, следовательно, ООО «Коммунальник» не имеет возможности заключения договора водопользования на вышеуказанный объект.

Между тем ответчиком не представлено суду доказательств обращения к уполномоченному органу для заключения договора водопользования, а поскольку договор в материалы дела не представлен, заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Правовые основы обеспечения единства государственного управления в сфере природопользования предусматривает Конституция Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения вопросы природопользования и охраны окружающей среды, не устанавливая зависимость решения этих вопросов от формы собственности на природные объекты и их территориального нахождения.

В настоящее время в действующем законодательстве отсутствуют положения о компетенции федеральных органов исполнительной власти в отношении трансграничных водных объектов. Правовой режим водных объектов, пересекающих государственную границу и расположенных вдоль нее, включает совокупность требований, регламентирующих отношения по поводу данных водных объектов, включая вопросы природопользования, охраны водных объектов, осуществление мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод. Вместе с тем отсутствие в Водном кодексе РФ положений, регламентирующих статус трансграничных водных объектов, не свидетельствует о том, что такие объекты не могут являться объектами отношений государственного суверенитета.

При указанных обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств в обоснование доводов отсутствия я возможности заклюю договора водопользованичя для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта суде приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования прокурора <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать ООО «Коммунальник» заключить с Министерством природных ресурсов <адрес> договор водопользования для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностного водного объекта проток Прорва реки Аргунь.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в <адрес>вой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья: Павлова А.В.