ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3987/2014 от 28.08.2014 Ногинского городского суда (Московская область)

  Дело № 2-3987/2014г.

 РЕШЕНИЕ СУДА

 Именем Российской Федерации

 28 августа 2014 года Ногинский городской суд Московской области в составе:

 председательствующего судьи Карабалиевой С.В.,

 при секретаре Тяпугиной Д.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району, Министерству образования Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании оставшейся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении после достижения совершеннолетия и окончания попечительства жилого помещения, об обязании включить несовершеннолетнюю в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированных жилых помещений после достижения совершеннолетия и окончания попечительства; об обязании включить несовершеннолетнюю в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области; об обязании за счет средств субвенции из бюджета Московской области предоставить несовершеннолетней по достижении совершеннолетия и окончании опеки (попечительства) жилое помещение; о признании отказа органов опеки и попечительства неправомерным,

 у с т а н о в и л :

 Истица обратились в суд с данным иском. В обоснование своих исковых требований истец ссылается на то, что после смерти отца и матери ФИО2 приобрела статус ребенка сироты.

 Постановлением Главы Ногинского района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № она-ФИО1 была назначена опекуном ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Этим же постановлением за ФИО2 было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое находится в долевой собственности родственников матери.

 Решением Исполкома Электроуглинского городского Совета народных депутатов Ногинского района Московской области мать ФИО2-ФИО3 вместе с четырьмя детьми была признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением и была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий на основании ч.1 ст. 29 ЖК РСФСР. Также ФИО3 была включена в льготный список как многодетная семья на основании ч.8 ст. 36 ЖК РСФСР.

 Дом, в котором проживает ФИО2 со своей старшей сестрой и братьями деревянный, ДД.ММ.ГГГГ постройки. Дом находится в долевой собственности семи собственников.

 После смерти матери ФИО3, каждый из четырех детей стал собственником <данные изъяты> доли указанного жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв.м. Таким образом, на долю ФИО2 приходится <данные изъяты> кв.м. от общей площади дома.

 В настоящее время дом требует капитального ремонта, имеет <данные изъяты>% износа, согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ.

 В соответствии с действующим законодательством у ФИО2 после смерти матери возникло право на внеочередное обеспечение жильем после прекращения опеки и попечительства, т.е. после достижения совершеннолетия и окончания избранной формы жизнеустройства.

 В соответствии со ст. 2 Закона Московской области № 81/2009-ОЗ « О внесении изменений в закон в Московской области № 248-2007» ФИО2 имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств бюджета Московской области.

 Решением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. были восстановлены нарушенные права братьев и сестры ФИО2 на получение жилого помещения во внеочередном порядке после окончания попечительства.

 Решением суда ФИО4, ФИО5 и ФИО6 были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета Московской области, а также включены в Сводный список.

 Утверждение органов опеки и попечительства о том, что К-вы не являются нуждающимися в предоставлении жилья, поскольку обеспечены жилой площадью с учетом долей дома, принадлежащих другим собственникам, и на каждого из них приходится <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого дома, судом были признаны не состоятельными.

 На основании Закона Московской области № 248/2007-ОЗ и Постановления Правительства Московской области № 75/5 от 13.03.2013г. истец считает отказ органов опеки и попечительства в установлении факта невозможности проживания ФИО2 в указанном жилом помещении и включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жильем после окончания попечительства и достижения совершеннолетия за счет субвенции из бюджета Московской области неправомерным.

 На основании изложенного, истец просит признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении после достижения совершеннолетия и окончания попечительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

 Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области по договорам найма специализированных жилых помещений после достижения совершеннолетия и окончания попечительства.

 Обязать Министерство образования Московской области включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения в Сводный список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области.

 Обязать администрацию Ногинского муниципального района Московской области за счет средств субвенции из бюджета Московской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по достижении совершеннолетия и окончании опеки (попечительства) жилое помещение в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

 В судебном заседании интересы истца по доверенности представляла ФИО7, которая полностью поддержала исковые требования ФИО1 по основаниям, изложенным в исковом заявление.

 Интересы представителя ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району и представителя ответчика Министерства образования Московской области в судебном заседании по доверенности представляла ФИО8, которая возражала против удовлетворения исковых требований ФИО1, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ. на заседании комиссии было рассмотрено заявление ФИО1 о невозможности проживания детей-сирот в занимаемом жилом помещение. На заседании были изучены представленные документы. Поскольку в жилом помещении проживают 5 человек, то расчет производился из расчета пяти проживающих лиц, в связи, с чем было установлено, что на одного проживающего приходится <данные изъяты> кв.м., что более учетной нормы, установленной решением Совета депутатов г. Электроугли от ДД.ММ.ГГГГ. №. На основании заключения комиссии, было вынесено распоряжение № об отказе установления факта невозможности проживания несовершеннолетнего в ранее занимаемом жилом помещении. По другим основаниям по установлению факта невозможности проживания, ФИО1 не обращалась.

 Представитель Администрации Ногинского муниципального района ФИО9 в судебном заседании иск ФИО1 не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск, согласно которых истец выбрала ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку ею заявлены требования, которые могут быть выполнены только при наступлении определенных условий, а именно достижении ФИО2 совершеннолетия и окончания над ней опеки (л.д.№).

 Третье лицо представитель администрации муниципального образования «Город Электроугли Московской области», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, причину неявки суду не сообщил, в связи, с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации муниципального образования «Город Электроугли Московской области».

 Третье лицо представитель Уполномоченного по правам ребенка в Московской области ФИО10 в судебном заседании полностью поддержала исковые требования ФИО1, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством несовершеннолетняя ФИО2 имеет право на включение в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области по договорам найма специализированных жилых помещений после достижения совершеннолетия и окончания попечительства, затем включение в сводный список и на предоставление по достижении совершеннолетия и окончании опеки (попечительства) жилое помещение в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

 Выслушав стороны, объяснения третьего лица, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №., суд приходит к следующему.

 Как усматривается из свидетельства о рождении родителями ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются: мать ФИО3 и отец ФИО11 (л.д.№).

 Решением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11,ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженец <адрес> и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес> были лишены родительских прав, а именно: ФИО12 в отношении троих детей: Максима, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ирины, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и Дениса, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, а ФИО3 в отношении четырех детей: Максима,ДД.ММ.ГГГГ рождения, Ирины,ДД.ММ.ГГГГ рождения и Дениса, ДД.ММ.ГГГГ рождения и Виктории, ДД.ММ.ГГГГ рождения.

 Решением суда установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения была рождена вне брака.

 Постановлением Главы Ногинского района Московской области от 09.11.2001г. № ФИО1 была назначена опекуном несовершеннолетних: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения.

 Этим же постановлением за несовершеннолетними: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. рождения была сохранена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д.№).

 Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ., ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).

 После смерти матери ФИО3 на основании решения заседания жилищной комиссии при администрации г.Электроугли от ДД.ММ.ГГГГ. № очередь по улучшению жилищных условий, на которую ФИО3 была поставлена в ДД.ММ.ГГГГ году, была переведена на опекуна ФИО1

 По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. очередь в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий вне очереди -№, в списке граждан, нуждающихся в первоочередном улучшении жилищных условий №, в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении -№.

 На основании решения Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 является собственником <данные изъяты> доли части жилого дома общей площади <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.№).

 На основании указанного решения суда ФИО4, ФИО6 и ФИО5 также являются собственниками части жилого дома по <данные изъяты> доли каждый (л.д.№).

 Решением Ногинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ., вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ., ФИО4, ФИО6 и ФИО5 были признаны лицами из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в улучшении жилищных условий, не реализовавшими после окончания опеки право на внеочередное обеспечение жильем за счет средств субвенции из бюджета Московской области.

 На основании указанного решения суда, распоряжений Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району ФИО5, ФИО6 и ФИО4 были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Ногинском муниципальном районе (распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. №, № и № (л.д.№).

 Приказом министра образования от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО5, ФИО6 и ФИО4 включены в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в ДД.ММ.ГГГГ году (л.д №).

 В соответствии с ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

 В соответствии с ч.2 и ч.3 ст. 8 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

 Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

 В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

 В силу ч.4 названной статьи проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе, когда общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Как усматривается из письма Министерства образования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. № несовершеннолетняя ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на учете в Управлении опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району как лицо, имеющее статус сироты (л.д.№).

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району с заявлением об установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в связи с обеспеченностью ФИО2 жилым помещением менее учетной нормы (л.д.№.

 Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ. № в установление факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО2, относящейся к категории детей-сирот, в занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> было отказано в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающие в данном жилом помещении, более учетной нормы (л.д.№).

 Суд считает данный отказ незаконным, поскольку как установлено в судебном заседании на несовершеннолетнюю ФИО2 как собственника жилого помещения, приходится менее учетной нормы -<данные изъяты> кв.м. вместо <данные изъяты> кв.м.(решение Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. №).

 Доводы Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области в Ногинском муниципальном районе о том, что общая площадь занимаемого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо в данном жилом помещении составляет <данные изъяты> кв.м. с учетом количества зарегистрированных в данном жилом помещении 5 человек, суд считает необоснованными, поскольку наравне с зарегистрированными собственниками жилого помещения равное право на пользование этим помещением в соответствии со ст. 209 ГК РФ имеют и другие собственники, которые не зарегистрированы в этом жилом помещении.

 На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р е ш и л :

 Иск ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району, Министерству образования Московской области, Администрации Ногинского муниципального района Московской области о признании оставшейся без попечении родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении после достижения совершеннолетия и окончания попечительства жилого помещения, об обязании включить несовершеннолетнюю в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированных жилых помещений после достижения совершеннолетия и окончания попечительства; об обязании включить несовершеннолетнюю в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области; об обязании за счет средств субвенции из бюджета Московской области предоставить несовершеннолетней по достижении совершеннолетия и окончании опеки (попечительства) жилое помещение; о признании отказа органов опеки и попечительства неправомерным- удовлетворить.

 Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лицом, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющей право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 14-летнего возраста, для однократного обеспечения жильем за счет субвенции из бюджета Московской области и предоставлении после достижения совершеннолетия и окончания попечительства жилья по договору найма специализированного жилого помещения.

 Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ногинскому муниципальному району включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области по договорам найма специализированных жилых помещений после достижения совершеннолетия и окончания попечительства.

 Обязать Министерство образования Московской области включить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в Сводный список детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет субвенции из бюджета Московской области.

 Обязать администрацию Ногинского муниципального района Московской области за счет средств субвенции из бюджета Московской области предоставить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по достижении совершеннолетия и окончании опеки (попечительства) жилое помещение в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Московской области № 248/2007-ОЗ « О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей».

 Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья: