Производство № 2-3989/2022
УИД 28RS0004-01-2022-003426-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2022 годаг. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При помощникеФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТА к Министерству социальной защиты населения Амурской области об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
ТА обратилась в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением, в обосновании указав, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации г. Свободного попечителем ТА назначена ее бабушка – НП На основании постановлении главы администрации г. Свободного за ТА сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: ***, в последующем опекун истца оформила в собственность данное жилое помещение путем приватизации, выделив при этом истцу ? долю в праве собственности, что соответствует 14,9 кв.м. от общей площади квартиры, однако недостаточно до минимальной учетной нормы жилого помещения. После окончания учебного заведения ТА обратилась в администрацию г. Свободного с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся на получение жилья как ребенок-сироа, однако в постановке на такой учет ей было отказано. Также ей было отказано в постановке на учет и Министерством социальной защиты Амурской области. С решением Министерства социальной защиты истец не согласна, считает его незаконным.
На основании изложенного, ТА просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ее (ТА) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.
Определением Благовещенского городского суда от 31 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Амурской области, Правительство Амурской области, Администрация г. Свободного.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились истец, ответчик, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, третьи лица, сведений о причинах неявки суду не сообщено, ходатайств об отложении не заявлено. Учитывая положения статьей 167 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ, суд определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся сторон.
Согласно письменному отзыву Министерства социальной защиты населения, ответчик с иском не согласен, поскольку ТА до достижения ей возраста 23 лет с заявлением не обращалась, каких-либо доказательств наличия уважительных причин несвоевременной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении не представила. Кроме того, на момент обращения в Министерство с заявлением о включении в Список истец была обеспечена жилым помещением. При этом заключение уполномоченного органа о том, что проживание в указанном жилом помещении невозможно, представлено не было. Оснований для включения в указанный список не имелось. На основании изложенного, представитель ответчика просил в иске отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось стороной ответчика, ТА относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением главы администрации города Свободного от 04 февраля 1994 года № 114 ТА нуждается в опеке, поскольку мать умерла, а отец уклоняется от воспитания ребенка, в связи с чем НП назначена опекуном несовершеннолетней ТА
Организация социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подпунктами 24, 24.2, пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства, реализовывающими в силу статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации, защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, должен осуществляться контроль за обеспечением социальных гарантий данной категории лиц.
Однако с момента учреждения над несовершеннолетней ТА опеки органами опеки и попечительства не предпринято никаких мер по контролю за обеспечением ей социальных гарантий, в том числе по получению ей жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по месту жительства.
В силу абзаца 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного закона возложено на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из данных норм, а также, учитывая части 3 статьи 40 Конституции РФ, возможность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализовать свое право на обеспечение жилым помещением определяется действиями уполномоченных органов исполнительной власти, в связи с чем факт того, что лицо указанной категории не обращалось с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье до 23 лет, не может являться безусловным основанием для отказа в обеспечении его жилым помещением по достижении указанного возраста.
Данные выводы также содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, согласно абзаца 23 которого суд должен выяснить причины несвоевременной постановки лица указанной категории на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяют требования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об обеспечении их вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
К числу таких причин в абзаце 26 данного Обзора отнесено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что невыполнение органами, разрешающими вопросы по социальной поддержке детей-сирот, возложенных на них полномочий, необходимо расценить как обстоятельства, по которым истец не мог своевременно реализовать право на получение жилого помещения.
Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание, что ТА относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимая во внимание, что статус истца ответчиком под сомнение не ставится, суд приходит к выводу о наличии у ТА права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса о порядке реализации права на бесплатное предоставление жилого помещения отнесено к компетенции законодателя.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (части 7, 8 ст. 8 Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
Принимая во внимание, что ТА, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом № 159 от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а, следовательно, вправе претендовать на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору специализированного жилого помещения.
То обстоятельство, что ТА в соответствии с выпиской из ЕГРН по состоянию на 01 апреля 2022 года имеет в собственности ? долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: ***, общей площадью 59,7 кв.м., безусловно не свидетельствует о правомерности отказа ТА во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области, поскольку ТА учетной нормой предоставления жилого помещения не обеспечения.
Так, в соответствии с Постановление Администрации города Свободного от 21 мая 2009 года № 685 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения» на основании статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации и решения Свободненского городского Совета народных депутатов от 2 февраля 2006 года № 4 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Учитывая, что ? дои в праве собственности ТА на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 59,7 кв.м., равна 14,925 кв.м., что ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной Постановлением Администрации города Свободного от 21 мая 2009 года № 685, суд приходит к выводу, что как на момента обращения с заявлением в Министерство социальной защиты Амурской области, так и на момент рассмотрения настоящего дела в суде, истец не была обеспечения жилым помещением, отвечающим техническим требованиям, а доводы стороны ответчика в данной части отклоняются как несостоятельные.
Таким образом, учитывая, что ТА проживает на территории Амурской области, право на предоставление специализированного жилого помещения не реализовала, она имеет право на получение жилого помещения, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включение его в соответствующий список на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма жилых помещений.
На основании статьи 1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - социальная поддержка) предусмотренные статьей 4 настоящего Закона, осуществляются уполномоченным органом.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области. Информация о включении в список или об исключении из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (далее - ЕГИССО) не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.
В соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 08 апреля 2013 года № 144 (далее - Порядок), жилые помещения специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) предоставляются детям-сиротам, включенным в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), сформированный в порядке, определенном Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) (пункты 2-4).
В соответствии со статьей 17 данного Порядка органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для предоставления детям-сиротам за счет субвенции, предусмотренной Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Расходование субвенции осуществляется в порядке, утвержденном Постановлением Правительства области. Приобретение жилых помещений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» у физических и юридических лиц на вторичном рынке жилья или на первичном рынке жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
На основании пункта 21 данного Порядка, органы местного самоуправления предоставляют детям-сиротам жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района и городского округа области.
Законом Амурской области от 29 апреля 2020 года № 507-ОЗ в Закон Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения.
В соответствии с частью 9 статьей 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ (в редакции Закона Амурской области от 29 апреля 2020 года № 507-ОЗ) органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке (далее - полномочия): по приему заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Закона, и по формированию учетных дел на указанных лиц.
Частью 2 статьи 4 указанного Закона установлено, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (далее - список), осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Прием заявлений о включении в список и формирование учетных дел на каждого гражданина, в отношении которого рассматривается заявление о включении в список, осуществляются органами местного самоуправления. Порядок взаимодействия уполномоченного органа с органами местного самоуправления по формированию списка устанавливается Правительством области.
В силу части 1 статьи 1 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ государственные полномочия по предоставлению дополнительных гарантий и мер по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области (далее - уполномоченный орган).
Постановлением Администрации г. Благовещенска от 13 июля 2020 года № 2178 признаны утратившими силу Постановления Администрации города Благовещенска: от 10 июля 2014 года № 2825 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальным казенным учреждением «Благовещенский городской архивный и жилищный центр» муниципальной услуги «Принятие на регистрационный учет или отказ в принятии на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также от 08 февраля 2016 года № 389, от 16 мая 2016 года № 1471, от 27 апреля 2017 года № 1223, от 04 марта 2019 года № 680 которыми были внесены изменения в Административный регламент по предоставлению вышеуказанной муниципальной услуги.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в части 10 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с части 1 статьи 4, производится уполномоченным органом, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения области - Министерством социальной защиты населения Амурской области.
Таким образом, обязанность по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, подлежит возложению на Министерство социальной защиты населения Амурской области.
В данной связи, учитывая приведенные положения закона, суд находит требования ТА об обязании Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, с учетом установленных судом обстоятельств не реализации ей права на получение мер социальной поддержки основаны на законе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований ТА об обязании Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ТА удовлетворить.
Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области включить ТА, *** года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Амурской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года.