ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-398/18 от 03.09.2018 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-398/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 03 сентября 2018 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре Кошириной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора,

установил:

администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Онежский муниципальный район», истец) обратилась в суд с иском к отделу судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - ОСП по Онежскому району) об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя, вынесенного в рамках исполнительного производства ...-ИП.

В обоснование заявленных требований указано, что решением Онежского городского суда Архангельской области по делу № 2-357/2017 на администрацию муниципального образования возложена обязанность в течение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать устранение нарушений в содержании улично-дорожной сети в г. Онеге. Постановлением судебного пристава-исполнителя 06.12.2011 было возбуждено исполнительное производство ...-ИП. 28 июня 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области Манжосовой Н.Я. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей.

В настоящее время администрацией организовано устранение следующих нарушений в содержании улично-дорожной сети в г. Онеге:

1) выбоины и провалы на участках улиц (дорог) г.Онеги, в соответствии с абзацем 1 раздела 3, п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 по следующим адресам:

на пр.Ленина на участке между домами №№ 131-133 выбоины и провалы длиной 10,8 метра, шириной 5,8 метра, глубиной 6 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 127-129 выбоины и
провалы длиной 23 метра, шириной 6,5 метра, глубиной 8 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 109-119 выбоины и
провалы длиной 56 метров, шириной 7 метров, глубиной 8 см;

на перекрёстке пр.Ленина и ул.Гоголя выбоины и провалы длиной
2,3 метра, шириной 1,05 метра, глубиной 8 см;

на пр.Ленина возле дома № 89 выбоины и провалы длиной 85 метров,
шириной 67 метров, глубиной 5 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 169-173 выбоины и
провалы длиной 54 метра, шириной 7 метров, глубиной 8 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 151-155 выбоины и
провалы длиной 63 метра, шириной 7 метров, глубиной 7 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 145-147 выбоины и
провалы длиной 32,5 метров, шириной 7 метров, глубиной 6 см;

на пр.Ленина на участке между домами №№ 175-197 выбоины и
провалы длиной 82 метра, шириной 7 метров, глубиной 5 см;

на пр.Ленина возле дома № 175 выбоины и провалы длиной 25,5 метров, шириной 5,3 метра, глубиной 6,5 см;

на пр.Октябрьский на участке между домами №№ 5-7 выбоины и
провалы длиной 30 метров, шириной 5 метров, глубиной 5 см;

на перекрёстке пр.Кирова с ул. Победы выбоины и провалы длиной 15 метров, шириной 6 метров, глубиной 8 см;

на пр.Октябрьский на участке между домами №№ 148-154 выбоины и
провалы длиной 110 метров, шириной 6,1 метра, глубиной 6 см;

2) нанесение линий горизонтальной разметки на пешеходных переходах и восстановление осевых линий разметки на покрытии дорог и улиц по следующим адресам:

перекрёсток пр. Ленина и ул. Гоголя (4 перехода);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Володарского (1 переход);

пр. Ленина, 119 (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Карла Маркса (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Победы (3 перехода);

пр. Ленина, 171 (1 переход);

пр. Ленина, 175 (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Красных Курсантов (2 перехода);

- перекрёсток пр. Ленина и ул. Красноармейская (2 перехода через
Красноармейскую);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Козлова (4 перехода);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Вересового (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Школьная (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Матросова (1 переход);

перекрёсток пр. Ленина и ул. Привокзальная (1 переход);

ул. Гутина, 5(1 переход);

-ул. Правды, 5 д/с «Теремок» (1 переход);

перекрёсток пр. Октябрьский и ул. Гоголя (1 переход);

перекрёсток пр. Октябрьский и ул. Володарского (1 переход);

пр. Октябрьский, 158 (1 переход);

перекрёсток пр. Октябрьский и ул. Карла Маркса (1 переход);

перекрёсток пр. Октябрьский и ул. Победы (4 перехода);

перекрёсток пр. Октябрьский и ул. Шаревского (1 переход);

перекрёсток ул. Красных Курсантов и пр. Гагарина (2 перехода);

перекрёсток ул. Красноармейская и пр. Гагарина (2 перехода);

пр. Гагарина, 11(1 переход);

перекрёсток ул. Вересового и пр. Гагарина (1 переход);

перекрёсток ул. Козлова и пр. Гагарина (1 переход);

пр. Гагарина, 48 (1 переход);

перекрёсток ул. Школьная и пр. Гагарина (1 переход);

перекрёсток ул. Гончарика и пр. Загородный (1 переход);

перекрёсток пр. Загородный и ул. Матросова (1 переход);

ул. Красноармейская, 2 (1 переход);

ул. Красноармейская, 6 (1 переход);

Также нанесены линии горизонтальной разметки на пешеходных переходах и восстановлены осевые линий разметки на покрытии дорог и улиц по вышеуказанным адресам в 2018 году в рамках гарантийных писем АО «Плесецкое дорожное управление».

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации Бюджет муниципального образования должен быть сбалансирован. Бюджет считается сбалансированным, если объем расходов бюджета соответствует суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования его дефицита. В случае принятия местного бюджета с дефицитом бюджета (превышением расходов над доходами) одновременно должны быть определены источники его финансирования. В состав источников финансирования дефицита бюджета, его предельные размеры и порядок отражения в бюджете регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации. Дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов бюджеты муниципального образования «Онежский муниципальный район», муниципального образования «Онежское» на 2018 год сформированы в режиме жесткой экономии и оптимизации расходов.

Согласно решению Совета депутатов муниципального образования «Онежское» от 19 апреля 2018 года № 152, дефицит бюджета муниципального образования «Онежское» на 2018 год составляет 8 957,9 тыс. руб.

Постановлением администрации от 30 сентября 2016 года № 1454 была утверждена муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «Онежское» (далее Программа). Постановлением от 16 марта 2018 года № 241 в указанную Программу были внесены изменения.

Согласно Программе:

на ремонт, капитальный ремонт улично-дорожной сети в г.Онега в 2018 году предусмотрено 8 932, 7 тыс. рублей, в 2019 - 2 804, 7 тыс. руб.;

на установку дорожных знаков, обустройство дорожного ограждения,
текущее содержание и эксплуатацию ТСОДД в 2018 году предусмотрено
400,0 тыс. рублей, в 2019 - 80, 6 тыс. руб.;

- на приобретение и установку светофорных объектов, в том числе
автономных комплексов для пешеходных переходов в 2018, 2019 годах
финансирование не предусмотрено.

Учитывая общий объем требований, содержащихся в решении суда, объем доходной части бюджета муниципального образования «Онежское» на 2018 год, содержание муниципальной программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «Онежское» на 2017-2019 годы», администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» не имеет материальных и иных возможностей для немедленного исполнения исполнительного производства ...-ИП.

Определением суда от 16 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Архангельской области и НАО (далее - УФССП России по Архангельской области).

Представитель истца администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика ОСП по Онежскому району в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении заявления.

Представитель соответчика УФССП России по Архангельской области в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ по определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований до истечения срока для добровольного исполнения и о возможности взыскания с него исполнительского сбора.

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора (ст. 105 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с частями 1,2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Данная мера применяется, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Согласно части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 6, 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Онежского городского суда Архангельской области от 27 июня 2017 года удовлетворены исковые требования Онежского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о возложении обязанности устранить недостатки в содержании улично-дорожной сети г. Онеги.

Постановлено обязать администрацию муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать устранение нарушений в содержании улично-дорожной сети г. Онеги, а именно:

- организовать оборудование пешеходных переходов в местах обустройства наземных нерегулируемых пешеходных переходов, расположенных на дорогах, проходящих вдоль территории детских образовательных учреждений, светофорами Т.7., в соответствии с требованиями п. 7.2.18 ГОСТ Р 52289-2004г. (в ред. Приказа Росстандарта от 09.12.2013 № 2221-ст.) по адресам: на пр. Октябрьский, 158; пр. Ленина, 90, 119; пр. Гагарина, 10, 11; пр. Гагарина 48,55; на пресечении пр. Ленина и ул. Красноармейская; на ул. Гутина 5;

- организовать оборудование ограждений перильного типа (пешеходных), в соответствии с требованиями п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004г. (в ред. Приказа Росстандарта от 09.12.2013 № 2221-ст.) по следующим адресам: по нечетной стороне просп. Ленина от ул. Гоголя в сторону ул. Свердлова, а также с обеих сторон дороги по ул. Гоголя со стороны просп. Ленина в сторону пр. Октябрьский на протяжении не менее 50 метров в каждую строну от регулируемых наземных пешеходных переходов; по четной стороне просп. Ленина от ул. Козлова в сторону ул. Вересового; по нечетной стороне ул. Козлова со стороны пр. Ленина в сторону пр. Гагарина на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от регулируемых наземных пешеходных переходов; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детского учреждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода на пересечении ул. Гоголя и ул. Горького в месте обустройства наземного нерегулируемого перехода; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детского учреждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода на пересечении ул. Коминтерна и ул. Гоголя, а также возле дома № 64 по ул. Коминтерна со стороны ул. Володарского; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детского учреждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода на перекрестке пр. Загородный и ул. Матросова; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детских учреждений на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов по ул. Красноармейская, 2,6,10; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детских учреждений на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземных пешеходных переходов на пр. Гагарина, 10,11, 48, 55; с обеих сторон дороги (улицы) вдоль детского учреждения на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от наземного пешеходного перехода на просп. Октябрьском, 158.

- организовать оборудование пешеходных ограждений или сплошную посадку кустарника высотой 0,8 метра, отделяющего пешеходов от проезжей части, в соответствие с п. 4.5.1.9 ГОСТ Р 52766-2007г. «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2004г. (в ред. Приказа Росстандарта от 09.12.2013 № 2221-ст.) по следующим адресам: с обеих сторон дороги (улицы) вдоль тротуара на участке ул. Матросова от пр. Ленина до ул. Седова; по нечетной стороне пр. Гагарина вдоль тротуара от ул. Красноармейской до ул. Красных Курсантов; по нечетной стороне ул. Гутина вдоль тротуара от ул. Приморской до ул. Правды; по нечетной стороне пр. Гагарина вдоль тротуара от ул. Матросова до ул. Козлова; по четной стороне ул. Приморская вдоль тротуара от ул. Индустриальная до ул. Гутина; по четной стороне пр. Ленина от дома № 188 до дома № 218 вдоль тротуара;

- организовать устранение недостатков в эксплуатационном состоянии асфальтобетонного покрытия в виде выбоин и провалов, на участках улиц (дорог) г. Онеги, в соответствии с абзацем 1 раздела 3, п.3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93г., по следующим адресам: на пр. Ленина на участке между домами №№ 131-133 выбоины и провалы длиной 10,8 метра, шириной 5,80 метра, глубиной 6 см; на просп. Ленина на участке между домами №№ 127-129 выбоины и провалы длиной 23 метра, шириной 6,50 метра, глубиной 8 см; на пр. Ленина на участке между домами №№ 109-119 выбоины и провалы длиной 56 метров шириной 7 метров, глубиной 8 см; на перекрестке пр. Ленина и ул. Гоголя выбоины и провалы длиной 2,30 метра, шириной 1,05 метра, глубиной 8 см; на пр. Ленина возле дома № 89 выбоины и провалы длиной 85 метров, шириной 67 метров, глубиной 5 см; на пр. Ленина на участке между домами №№ 169-173 выбоины и провалы длиной 54 метра, шириной 7 метров, глубиной 8 см; на пр. Ленина на участке между домами №№ 151-155 выбоины и провалы длиной 63 метра, шириной 7 метров, глубиной 7 см; на пр. Ленина на участке между домами №№ 145-147 выбоины и провалы длиной 32,5 метров, шириной 7 метров, глубиной 6 см; на пр. Ленина на участке между домами №№ 175-197 выбоины и провалы длиной 82 метра, шириной 7 метров, глубиной 5 см; на просп. Ленина возле дома № 175 выбоины и провалы длиной 25,5 метров, шириной 5,30 метра, глубиной 6,5 см; на пр. Октябрьском на участке между домами №№ 5-7 выбоины и провалы длиной 30 метров, шириной 5 метров, глубиной 5 см; на ул. Архангельской на участке между домами № № 7-9 выбоины и провалы длиной 0,8 метра, шириной 1 метр, глубиной 11 см; на ул. Архангельской на участке между домами №№ 3-5 выбоины и провалы длина 5,8 метра, шириной 3,8 метра, глубиной 6 см; на перекрестке просп. Кирова с ул. Победы выбоины и провалы длиной 15 метров, шириной 6 метров, глубиной 8 см; на пр. Октябрьском на участке между домами №№ 148-154 выбоины и провалы длиной 110 метров, шириной 6,1 метра, глубиной 6 см;

- организовать устранение нарушений п. 4.2.1 – п. 4.2.6 ГОСТ Р 50597-93 г., п. 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004 года в г. Онега, путём организации проведения работ по нанесению линий горизонтальной разметки 1.14.1 на обустроенных дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 пешеходных переходах (наличие которой предусмотрено проектом ОДД на УДС МО «Онежское»), а также восстановить осевые линии разметки 1.1, 1.5, 1.6, 1.7 (исходя из действующей технологии и проекта организации дорожного движения на территории МО «Онежское») на покрытии дорог и улиц по следующим адресам:

1. перекресток пр. Ленина и ул. Герасимова (1 переход);

2. перекресток пр. Ленина и ул. Свердлова (1 переход);

3. перекресток пр. Ленина и ул. Гоголя (4 перехода);

4. перекресток пр. Ленина и ул. Володарского (1 переход);

5. пр. Ленина, 119 (1 переход);

6. перекресток пр. Ленина и ул. Карла Маркса (1 переход);

7. перекресток пр. Ленина и ул. Победы (3 перехода);

8. пр. Ленина, 171 (1 переход);

9. пр. Ленина, 175 (1 переход);

10. перекресток пр. Ленина и ул. Красных Курсантов (2 перехода);

11. перекресток пр. Ленина и ул. Красноармейская (2 перехода через Красноармейскую);

12. перекресток пр. Ленина и ул. Козлова (4 перехода);

13. перекресток пр. Ленина и ул. Вересового (1 переход);

14. перекресток пр. Ленина и ул. Школьная (1 переход);

15. перекресток пр. Ленина и ул. Матросова (1 переход);

16. перекресток пр. Ленина и ул. Гончарика (1 переход);

17. перекресток пр. Ленина и ул. Привокзальная (1 переход);

18. перекресток ул. Приморская и ул. Маяковского (1 переход);

19. перекресток ул. Приморская и ул. Лесопильщиков (1 переход);

20. перекресток ул. Приморская и ул. Индустриальная (1 переход);

21. перекресток ул. Суворова и ул. Гутина (1 переход);

22. ул. Гутина, 5 (1 переход);

23. перекресток ул. Правды и ул. Гутина (1 переход);

24. ул. Правды, 5 д/с «Теремок» (1 переход);

25. перекресток пр. Октябрьский и ул. Рассказова (1 переход);

26. перекресток пр. Октябрьский и ул. Герасимова (1 переход);

27. перекресток пр. Октябрьский и ул. Первомайская (1 переход);

28. перекресток пр. Октябрьский и ул. Свердлова (1 переход);

29. перекресток пр. Октябрьский и ул. Гоголя (1 переход);

30. перекресток пр. Октябрьский и ул. Володарского (1 переход);

31. пр. Октябрьский, 158 (1 переход);

32. перекресток пр. Октябрьский и ул. Карла Маркса (1 переход);

33. перекресток пр. Октябрьский и ул. Победы (4 перехода);

34. перекресток пр. Октябрьский и ул. Шаревского (1 переход);

35. перекресток пр. Кирова и ул. Карла Маркса (1 переход);

36. перекресток пр. Кирова и ул. Победы (1 переход);

37. перекресток ул. Гоголя и пр. Кирова (1 переход);

38. перекресток ул. Красных Курсантов и пр. Гагарина (2 перехода);

39. перекресток ул. Красноармейская и пр. Гагарина (2 перехода);

40. пр. Гагарина, 11 - (1 переход);

41. перекресток ул. Вересового и пр. Гагарина (1 переход);

42. перекресток ул. Козлова и пр. Гагарина (1 переход);

43. пр. Гагарина, 48 (1 переход);

44. перекресток ул. Школьная и пр. Гагарина (1 переход);

45. перекресток ул. Матросова и пр. Гагарина (1 переход);

46. перекресток ул. Матросова и ул. Беломорская (1 переход);

47. перекресток ул. Гончарика и пр. Загородный (1 переход);

48. перекресток пр. Загородный и ул. Матросова (1 переход);

49. ул. Шаревского от дома № 3 к дому № 6 (1 переход);

50. ул. Красноармейская, 2 (1 переход);

51. ул. Красноармейская, 6 (1 переход).

Решение вступило в законную силу и передано на принудительное исполнение.

Постановлением судебного пристава – исполнителя ОСП по Онежскому району от 11 апреля 2018 года на основании исполнительного листа, выданного Онежским городским судом, возбуждено исполнительное производство ...-ИП.

В ходе исполнительного производства судебным приставом-исполнителем 25 июня 2018 года вынесено постановление о взыскании с должника – администрации МО «Онежский муниципальный район» исполнительского сбора в размере 50000 руб.

Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами.

В силу положений ст. 401 ГК РФ лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства, отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем в случае, если должник не докажет, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы. Должник может быть освобожден судом от его взыскания, если должник докажет, что неисполнение судебного постановления было невозможным даже при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, и им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор является санкцией за неисполнение исполнительного документа (мерой административной ответственности) и налагается на правонарушителя при доказанности факта совершения соответствующего правонарушения и с учетом степени вины правонарушителя.

Как разъяснено в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленного срока исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, предусмотренной Законом.

Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, доводы должника, изложенные в иске, которые не оспариваются ответчиком, и оснований не доверять которым у суда не имеется, учитывая, что администрацией МО «Онежский муниципальный район» предпринимались необходимые меры для исполнения исполнительного документа, однако данная возможность не была реализована в срок в силу объективных обстоятельств, что существенно снижает степень вины должника, суд считает возможным снизить размер подлежащего взысканию исполнительского сбора, до 37500 рублей, поскольку в силу части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 указанной статьи.

Кроме того, анализ действующего законодательства, в том числе Федерального закона "Об исполнительном производстве", свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Установленный размер взыскания представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

При этом суд обращает внимание лиц, участвующих в деле, на то, что, снижая размер исполнительского сбора, суд не признает отсутствие вины у администрации Онежского муниципального района в неисполнении решения суда. Уменьшая размер исполнительского сбора, суд исходит из того, что с учетом конкретных обстоятельств дела, характера взыскания, степени вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

В силу положений ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ и Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, признается соответствующий территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленному администрацией МО «Онежский муниципальный район» требованию является УФССП России по Архангельской области.

Поэтому в удовлетворении требований администрации МО «Онежский муниципальный район» к ОСП по Онежскому району об уменьшении размера исполнительского сбора следует отказать.

Частью 8 статьи 112 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска, взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации МО «Онежский муниципальный район» к УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Онежскому району УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 25 июня 2018 года в рамках исполнительного производства ...-ИП, до 37 500 рублей.

В удовлетворении исковых требований администрации МО «Онежский муниципальный район» к отделу судебных приставов по Онежскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и НАО – отказать.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.

Председательствующий подпись А.А. Кузнецов

...