Дело № 2-398/2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
06 июля 2020 года город Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи – Беляевой Т.В.,
при секретаре Кореньковой А.А.,
с участием:
представителя истца – старшего помощника прокурора ЗАТО г.Снежинск ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации гражданское дело по иску прокурора закрытого административно-территориального образования город Снежинск в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Трансэнерго» о возложении обязанности восстановить общедомовой приборы учета в многоквартирном доме,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области (далее - прокурор ЗАТО г. Снежинск) обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Трансэнерго» (далее по тексту – АО «Трансэнерго»), просит возложить на ответчика обязанность по восстановлению общедомового прибора используемой тепловой энергии в многоквартирном доме № расположенном по <адрес> в срок по 01 сентября 2020 года. (л.д. 3-4).
В обосновании иска указано, что в ходе проведения прокуратурой ЗАТО г. Снежинск проверки соблюдения законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности было выявлено, что АО «Трансэнерго» является управляющей и ресурсоснабжающей организацией в указанном многоквартирном доме. В нарушение ч. 12 ст. 13 требований Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об электросбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ответчиком обязанность по оснащению многоквартирного дома коллективным прибором учета исполнена не в полном объеме. Фактически весь отопительный период 2019-2020 гг. общедомовой прибор учета используемой тепловой энергии не работал, снят с коммерческого учета на основании акта вывода из коммерческого учета № от 10 ноября 2019 года и неисправен по настоящее время.
Вместе с тем, общедомовые приборы учета должны находиться в исправном состоянии с 01.07.2013, в отношении объектов, введенных в эксплуатацию после дня вступления в законную силу Федерального закона №261-ФЗ его положения должны выполняться.
Поскольку отсутствие общедомовых приборов является грубым нарушением действующего законодательства и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – потребителей в многоквартирном доме на оплату фактически полученных коммунальных услуг, прокурор просит иск удовлетворить
В судебном заседании старший помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО1 поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Трансэнерго» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.26), отношения к заявленным требованиям не выразил.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия представителя ответчика, извещенного о дате слушания дела надлежащим образом.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке с использованием способов защиты, предусмотренных статьей 12 указанного Кодекса, либо иными способами, установленными законом.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации также включает в состав общего имущества механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В состав общего имущества многоквартирного дома согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила) включены коллективные (общедомовые) приборы учета теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения входят.
Собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 6, подпункт «ж» пункта 10, подпункт «к» пункта 11, подпункт «а» пункта 28 Правил № 491, ст. 161 ЖК РФ).
На основании п. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из статей 161, 162 ЖК РФ, пунктов 16, 24, 26 Правил № 491, пункта 20 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416, для решения вопросов по пользованию и надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в этом доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что ОАО «Сервис» являлось управляющей организацией многоквартирного дома № по <адрес>.
25.08.2017 была произведена реорганизация юридического лица ОАО «Сервис» в форме присоединения к АО «Трансэнерго», что подтверждается уведомлением о снятии с учета российской организации в налоговом органе (л.д. 30), листом записи ЕГРЮЛ (л.д. 31).
В силу п. 1.2 Устава Общество организует свою деятельность на основании настоящего Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Основными целями деятельности организации является обеспечение водоснабждения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на территории Снежинского городского округа (п.п. 2.3.3-2.37 Устава), управление общим имуществом многоквартирных и жилых домов (п. 2.3.38-2.3.39 Устава).
Таким образом, АО «Трансэнерго» является управляющей организацией, оказывает услуги по содержанию общедомового имущества и является ресурсоснабжающей организацией (поставляет тепловую энергию и горячую воду) для многоквартирных домов.
В соответствии частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 5 ч. 1.1 данной статьи, предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предусматривает обеспечение постоянной готовности инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Из положений части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), целью которого является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Частью 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 01.07.2013 в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Аналогичная норма содержится в подпункте «с» пункта 31 Правил N 354.
Из системного толкования приведенных норм следует, что собственники многоквартирных домов, введенные в эксплуатацию до 27.11.2009 (день вступления в силу Федерального закона N 261-ФЗ) обязаны до 01.07.2013 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Как следует из материалов дела и не оспаривается представителем ответчика, многоквартирный дом №, расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию до 27.11.2009. Судом установлено, что до настоящего времени в указанном доме узел учета тепловой энергии не допущен к эксплуатации для коммерческого расчета. Причина отказа допуска к эксплуатации: не выполнены требования правил коммерческого учета тепловой энергии от 18.11.2013 №1034. (л.д.6, оборот)
Периодичность работы общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме № по <адрес> с сентября 2019 года по настоящее время:
- 17.05.2019 общедомовой прибор учета выведен из эксплуатации по причине неисправности узла №3;
- 10.09.2019 узел №6 допущен к коммерческому учету тепловой энергии;
- 15.10.2019 узлы №1, 3 допущены к коммерческому учету тепловой энергии;
- 15.10.2019 прибор учета выведен из эксплуатации по причине неисправности узлов №2,4,5;
- 12.11.2019 узлы 4,5 допущены к коммерческому учету;
- 13.11.2019 узел 2 допущен к коммерческому учету тепловой энергии.
Обстоятельств, подтверждающих совершение собственниками или управляющей компанией активных действий, направленных на самостоятельное восстановление общедомовых приборов учета, либо свидетельствующих об уважительности причин неисполнения требований закона, судом не установлено, доказательства обратного в суд не представлено, не добыты такие доказательства и в ходе судебного разбирательства.
Решение о восстановлении этих приборов собственники не принимали, узлы учета энергоресурса за счет собственников не оборудовались.
Таким образом, суд приходит к выводу, что АО «Трансэнерго» обязанность по восстановлению в указанных домах общедомовых приборов учета не выполнило.
Неисполнение ответчиком требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности" идет в разрез с целенаправленной энергетической политикой Российской Федерации, препятствует получению объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определению показателей энергетической эффективности повышению энергетической эффективности и ущемляет права неопределенного круга лиц – потребителей коммунальных услуг.
Исходя из обстоятельств дела (перемена управляющей компании, объем принятых действующей управляющей компанией мер, позиция ресурсоснабжающей организации и т.д.) суд считает, что испрошенный прокурором способ защиты является эффективным способом восстановления нарушенных прав проживающих в спорных многоквартирных домах граждан и предупреждения нарушения публичных интересов в сфере энергосбережения, исковые требования подлежат удовлетворению, с установлением срока для исполнения требований прокурора по 01.09.2020.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования - город Снежинск Челябинской области, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Трансэнерго» о возложении обязанности восстановить общедомовой прибор учета в многоквартирном доме, удовлетворить.
Возложить на акционерное общество «Трансэнерго» обязанность по восстановлению общедомового прибора используемой тепловой энергии в многоквартирном доме №, расположенном по <адрес> в срок по 01 сентября 2020 года.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Снежинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: Т.В. Беляева
Решение в мотивированной форме изготовлено 13 июля 2020 года.