ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-398/2013 от 12.08.2013 Красноборского районного суда (Архангельская область)

  Дело № 2-398/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск                                                                    12 августа 2013 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,          

при секретаре Смеловой Н.В.,

с участием прокурора Красноборского района Посохова А.Е., главы администрации МО «Черевковское» ФИО1, рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Красноборского района Архангельской области, поданное в интересах неопределенного круга лиц, МО «Черевковское» к администрации МО «Черевковское» и ФИО2 о признании сделки, заключенной по результатам торгов недействительной и применении последствий ее недействительности,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красноборского района в интересах неопределенного круга лиц, МО «Черевковское» обратился в суд с иском к администрации МО «Черевковское» и ФИО2 о признании сделки, заключенной по результатам торгов недействительной и применении последствий ее недействительности. В обоснование иска прокурор указал следующее.

Решением Совета депутатов МО «Черевковское» от 22.11.2012 № 14 утвержден Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества МО «Черевковское» на 2013 год и основные направления политики МО «Черевковское» в сфере приватизации на 2013-2015 годы, согласно которому в *** квартале __.__.______г. планируется к приватизации путем продажи на аукционе ***, площадью *** кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. Как следует из информации администрации МО «Черевковское» от __.__.______г. данный правовой акт органа местного самоуправления опубликован не был.

Согласно распоряжению главы администрации МО «Черевковское» от __.__.______г. № принято решение о проведении открытого аукциона по продаже административного здания с земельным участком, находящегося по адресу: <адрес>, распоряжением главы администрации МО «Черевковское» от __.__.______г. № установлены условия приватизации вышеуказанного нежилого здания.

Информация о проведении аукциона по продаже нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, была опубликована в газете «***» от __.__.______г., а также на сайте ***.

__.__.______г. состоялся аукцион по продаже муниципального имущества, по итогам проведения победителем был признан ФИО2, с которым __.__.______г. и был заключен договор купли-продажи объекта недвижимости.

В нарушение п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» Прогнозный план (программа) приватизации муниципального имущества МО «Черевковское» на 2013 год и основные направления политики МО «Черевковское» в сфере приватизации на 2013-2015 годы, утвержденный решением Совета депутатов МО «Черевковское» от 22.11.2012 № 14, в средствах массовой информации опубликован не был.

Условия приватизации здания пожарного депо были опубликованы в печатном издании «Черевковский вестник», тираж которого составляет 20 экземпляров, места его распространения и периодичность выпуска официально (в том числе и соответствующим правовым актом органа местного самоуправления) не установлены. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что печатное издание «***» не является средством массовой информации, и, орган местного самоуправления, разместив в нем информацию об условиях приватизации муниципального имущества, нарушил требования законодательства об информационном обеспечении приватизации, ограничил доступ неопределенного круга лиц на получение достоверной и своевременной информации о приватизации муниципального имущества.

Нарушение порядка предоставления информации о приватизации муниципального имущества, ограничение доступа неопределенного круга лиц на получение указанной информации, по мнению прокурора, являются основаниями для признания сделки, заключения в результате торгов недействительной.

Ссылаясь на положения ст. 13,15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества», ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст. 166, 168 ГК РФ прокурор просит суд признать недействительным (ничтожным) с момента заключения договор купли-продажи здания пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес>, заключенный администрацией МО «Черевковское» с ФИО2 __.__.______г. и применить последствия недействительности ничтожной сделки путем возврата сторон в первоначальное положение:

- ФИО2 передать в администрацию МО «Черевковское» здание пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес>;

- администрации МО «Черевковское» передать ФИО2 денежную сумму в размере *** тысяч рублей.

В судебном заседании прокурор Посохов А.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, уточнил, что просит признать сделку по продаже имущества с торгов недействительной как оспоримую, взыскать с администрации МО «Черевковское» в пользу ФИО2 *** рублей, так же дополнил, что основанием для признания торгов и заключенной в результате них сделки недействительными являются иные нарушения проведение торгов. Так, к указанным нарушениям относиться неопределенность предмета торгов, участие в аукционной комиссии заинтересованного по отношению к победителю лица, заинтересованность победителя торгов, изменение состава аукционной комиссии за короткий промежуток времени до даты проведения торгов.

Неопределенность предмета торгов выразилась в том, что согласно прогнозного плана приватизации в *** квартале __.__.______г. предлагалась приватизировать «***, кадастровый номер №, *** кв.м, <адрес>», в распоряжении от __.__.______г. № об условиях приватизации предлагаемый к продаже объект поименован как «нежилое здание, __.__.______г.. постройки, общей площадью *** кв.м, с земельным участком общей площадью *** кв.м, расположенные по адресу: <адрес> ». В аукционной документации - как «здание ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***, адрес объекта:… <адрес> расположенное на земельном участке».

В информационном сообщении о продаже имущества объект продажи поименован различно, так в «***» № от __.__.______г. указано «здание ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***, адрес объекта:… <адрес> земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: профессиональная деятельность, площадь: 1200 кв.м, адрес места нахождения: … <адрес>», в сообщении же опубликованном на официальном сайте *** поименовано «здание ***, назначение: ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***» адрес объекта «<адрес>».

Покупатель является председателем Совета депутатов МО «Черевковское», а, следовательно, заинтересованным лицом, так же в состав аукционной комиссии входила его супруга ФИО3 аукционной комиссии изменился за 6 дней до дня начала подачи заявок.

Представитель ответчика администрации МО «Черевковское» исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзывах, полагал, что «***» отвечает требованиям средства массовой информации в смысле придаваемом таковому законом о средствах массовой информации, нарушения процедуры торгов не допущено, опубликование сообщения произведено на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов - ***, сайта МО не имеет, официальным печатным изданием полагают «***». Представитель ответчика полагал, что разночтений по составу лота нет, поскольку в него входило здание и необходимый для его использования земельный участок, относительно заинтересованности полагал, что она отсутствует в совершенной сделке, поскольку Г.М. фактически в проведении торгов не участвовала, поскольку в заседаниях комиссии при признании участниками аукциона и определении победителя она не участвовала в связи с нетрудоспособностью в указанный период.

Ответчик ФИО4 с иском не согласился, полагал, что торги проведены без нарушений. О составе лота и условиях торгов он узнал из извещения, размещенного на официальном сайте ***

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

На основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Согласно условий, заключенного договора приватизации администрация МО «Черевковское» передала в собственность здание пожарного депо (с описанием объекта согласно правоустанавливающих и технических документов, за исключением указания кадастрового (условного) номера) с земельным участком (с описанием объекта согласно правоустанавливающих и технических документов, за исключением указания кадастрового (условного) номера). По условиям договора отчуждаемое нежилое здание оценивается сторонами в сумме 317 100 рублей, в договоре содержатся указания на отсутствие ограничений, обременений и запрещений в отношении здания.

В силу положений п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного или муниципального имущества» (далее «Закон») приватизация муниципального имущества может быть осуществлена путем продажи имущества на аукционе.

В соответствии со ст. 14 Закона решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);

способ приватизации имущества;

начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с абзацем шестнадцатым пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона;

(см. текст в предыдущей редакции)

срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества.

Решение об условиях оспариваемой приватизации, принято в виде распоряжения Главы МО «Черевковское» от __.__.______г. №, в котором предлагаемый к продаже объект поименован как «нежилое здание, __.__.______г.. постройки, общей площадью *** кв.м, с земельным участком общей площадью *** кв.м, расположенные по адресу: <адрес>».

Согласно ст. 15 Закона под информационным обеспечением приватизации государственного или муниципального имущества понимаются мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации и включающие в себя опубликование в средствах массовой информации, размещение в информационных системах общего пользования, в том числе в информационного - телекоммуникационных сетях, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи.

Указанная выше информация о приватизации подлежит опубликованию в официальных печатных изданиях и размещению на официальных сайтах в сети "Интернет", определенных местной администрацией, а также на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно положений п. 1 ст. 15 Закона прогнозный план приватизации и решение об условиях приватизации имущества должны были быть опубликованы в официальном печатном издании МО «Черевковское», на официальном сайте МО «Черевковское».

Как установлено в судебном заседании прогнозный план на 2013 год был утвержден решением Совета депутатов третьего созыва от 22.11.2012 №14. Порядок публикации нормативно-правовых актов совета депутатов определен решением совета депутатов первого созыва от 18.04.20107 года №5, в соответствии с которым нормативно-правовые акты подлежат опубликованию в установленных местах. Официального сайта муниципальное образование не имеет, прогнозный план в установленных решением местах опубликован не был.

Кроме того, в прогнозном плане приватизации объект, предлагаемый к продаже, был поименован как здание пожарной части с указанием кадастрового номера и площади в соответствии с правоустанавливающими документами, но указанием неверного адреса места нахождения объекта (неправильно указан номер дома).

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети «Интернет», сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети «Интернет», официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Положением о приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности МО «Черевковское», утвержденным решением совета депутатов второго созыва от 27.09.2012 №289, официальным печатным изданием определен «Черевковский вестник».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. № 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве официального сайта определен сайт ***

Публикация информационного сообщения в «***» и на сайте была произведена в установленные сроки, однако объект продажи был поименован по разному. Так в «***» полно указаны все идентифицирующие данные как здания, так и земельного участка совместно предлагаемых к продаже в соответствии с правоустанавливающими и техническими документами. На официальном же сайте объект продажи поименован как «здание ***, назначение: ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***» адрес объекта «<адрес>», то есть информации о продаже здания с земельным участком представлено не было, так же в сообщении не указан точный адрес здания, указана только улица, что свидетельствует о неполной идентификации предлагаемого к продаже недвижимого имущества.

Частью 3 ст. 15 закона установлены требования к информационному сообщению, в частности оно должно содержать наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества), исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов.

Кроме, того, информационное сообщение, опубликованное в «***» не содержало исчерпывающего перечня представляемых претендентами документов, указание на возможность получения документов и формы заявки по адресу ограничивает потенциальных покупателей на участие в аукционе.

Сообщение, опубликованное на сайте ***, которое обеспечивает наибольший круг претендентов на участие в аукционе, не содержало сведений о том, что здание продается с земельным участком, кроме того, не содержало и сведений, позволяющих индивидуализировать само здание, являющееся объектом недвижимости (номер дома не указан), что могло препятствовать ознакомлению с объектом продажи потенциальным претендентам, а так же не содержался кадастровый (условный) номер объекта, наличие которого позволило бы претендентам получить общедоступные сведения о данном объекте из государственного кадастра объектов недвижимости. Кадастровый номер здания не содержался и в информационном сообщении, опубликованном в «***».

Статья 554 ГК РФ предусматривает, что в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.

Продажа имущества производилась в форме аукциона, требования о проведении аукционов по приватизации муниципального имущества изложены в ст. 18 Закона. Опубликованное информационное сообщение о продаже противоречило ч.4 указанной статьи, а именно в части установления сроков проведения аукциона, так аукцион был проведен через 2 дня после признания претендентов участниками, однако, в соответствии с положениями закона «аукцион проводится не ранее чем через десять рабочих дней со дня признания претендентов участниками аукциона».

Кроме того, сам заключенный по результатам торгов договор содержит информацию о стоимости только здания, что прямо прописано в абз.2 п. 2 договора «отчуждаемое нежилое здание оценивается сторонами в сумме *** рублей». В соответствии же со ст. 555 ГК РФ договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества, то есть цена недвижимости является существенным условием договора купли-продажи, при ее отсутствии договор считается незаключенным.

Так же в договоре содержится указания на отсутствие (наличие) ограничений, обременений и запрещений в отношении земельного участка.

Доводы прокурора о признании сделки, заключенной в результате торгов недействительной, в том числе по основанию публикации в «***», суд признает несостоятельными в силу следующего.

«***» в качестве официального печатного издания в целях приватизации имущества, в том числе и публикации сообщения о торгах, определен на основании норм «Положения о приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности МО «Черевковское», утвержденного решением совета депутатов второго созыва от 27.09.2012 №289.

Указанный нормативно-правовой акт местного значения не действующим не признан, следовательно, имеет юридическую силу.

Так же судом не принимаются доводы прокурора о наличии заинтересованности покупателя в совершении указанной сделки, поскольку Закон в статье 5 предусматривает, что покупателями государственного и муниципального имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Федерального закона.

Часть 2 указанной статьи содержит возможность ограничения права на участие в приватизации отдельных категорий лиц, однако данные ограничения должны быть установлены федеральными законами. Подобных ограничений в отношении председателя совета депутатов МО, собственность которого приватизируется, не содержится в действующем законодательстве.

Учитывая вышеизложенное, доводы прокурора о недействительности сделки по основаниям нарушений процедуры торгов, а именно, не публикации прогнозного плана приватизации, нарушений требований к сообщению, а именно, не идентификации имущества, подлежащего приватизации, отсутствия указания на продажу земельного участка, не указания перечня предоставляемых документов, нарушения при проведении аукциона в части сроков его проведения суд полагает, иск подлежащим удовлетворению. Выявленные нарушения процедуры проведения торгов, являются существенными и привели к ограничению потенциального круга участников аукциона.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ч. 2 ст. 45 ГПК РФ, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В силу ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

По делу истцом было заявлено два требования неимущественного характера, а именно о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, следовательно, согласно п.3 ч.1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина подлежала оплате в размере *** рублей. Учитывая изложенные нормы ГПК РФ о распределении судебных расходов с ответчика ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в размере *** рублей.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Красноборского района, поданный в интересах неопределенного круга лиц, МО «Черевковское» к администрации МО «Черевковское» и ФИО2 о признании сделки, заключенной по результатам торгов недействительной и применении последствий ее недействительности удовлетворить.

Признать недействительным договор купли-продажи здания ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***, адрес объекта: <адрес> земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: профессиональная деятельность, площадь: *** кв.м, адрес места нахождения: <адрес>, заключенный администрацией МО «Черевковское» с ФИО2 __.__.______г. и применить последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение.

Обязать ФИО2 передать администрации муниципального образования «Черевковское» здание ***, 1-этажное, общая площадь *** кв.м., инв. №, лит. ***, адрес объекта: <адрес> земельным участком, категория земель: земли населенных пунктов, назначение: профессиональная деятельность, площадь: *** кв.м, адрес места нахождения: <адрес>.

Взыскать с администрации муниципального образования «Черевковское» в пользу ФИО2 денежную сумму в размере *** рублей.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере *** рублей в доход бюджета муниципального образования «Красноборский муниципальный район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Судья                                                                                                 С.В. Кузнецова