ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-398/2022 от 06.10.2022 Еланского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2-398/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Елань 06 октября 2022 г.

Еланский районный суд Волгоградской области

в составе председательствующего судьи Самохина В.В.,

единолично,

при секретаре Филоновой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» к Ш.К.Г. о взыскании излишне перечисленных социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» обратилось в суд с иском к Ш.К.Г. о взыскании излишне перечисленных социальных выплат, указав, что Ш.К.Г., зарегистрированная по адресу: <адрес>, р.<адрес>, обратилась 21 марта 2022 года в ГКУ «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» с заявлением на государственную социальную помощь на основании социального контракта в соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 28.12.2020 года № 834-п «О порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категория граждан в 2021-2022 годах» подсобного хозяйства товаров, а также продукции, относимых к сельскохозяйственной продукции, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства». На основании заключенного социального контракта от 12 апреля 2021 г. ГКУ «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» и в соответствии с пунктом 4.9 Порядка «на основании отчета гражданина о выполнении программы социальной адаптации определяется эффективность реализации мероприятия программы адаптации» Ш.К.Г. обязана предоставлять отчет по приложению №4 Порядка утвержденного приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской области. После перечисления денежных средств на банковский счет Ш.К.Г., не предоставила ни одного ежемесячного отчета о выполнении программы социальной адаптации. 26 августа 2022 г. было направлено досудебное уведомление и требование явки в ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» для предоставления отчетности. Ш.К.Г. на основании заключенного

Социального контракта обязана известить ГКУ «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» об изменении сведений, содержащихся в ранее представленных ей документах, влекущих за собой прекращение либо изменение объема социальной помощи, в десятидневный срок со дня наступления таких изменений. До настоящего времени Ш.К.Г. в органы соцзащиты не явилась, уважительных причин о своем длительном отсутствии не предоставляла, на телефонную связь не выходит. В соответствии с пунктом 4.14 Порядка, в случае установлении факта нецелевого использования средств выплаченная сумма, подлежит возврату в соответствующий бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Просит суд взыскать с ответчика сумму излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение) в размере 100 000,00 рублей.

В судебное заседание представитель истца ФИО4 не явилась, согласно заявлению просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Ответчик Ш.К.Г. в судебное заседание не явилась, согласно телефонограмме просит рассмотреть дело в её отсутствие, с иском согласна.

Исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 8.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий. Оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации и, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, направляют межведомственный запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (части 1, 2 и 3 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации (статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания либо через многофункциональный центр по заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона. Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Судом установлено, что 30.03.2022 г. между ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» и Ш.К.Г. заключен социальный контракт от 30 марта 2022 года, на ведение личного подсобного хозяйства социальной поддержки малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам (п. «в» пункта 4.1 Порядка). Предметом настоящего социального контракта является сотрудничество между ЦСЗН и Заявителем по реализации программы социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью социального контракта.

Как явствует из заявления от ДД.ММ.ГГГГ, Ш.К.Г. обратилась, в ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» о назначение ей государственной социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с постановлением администрации Волгоградской области №834-п от 28.12.2020г «О порядке предоставления государственной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2022г», для преодоления трудной жизненной ситуации, с предоставлением в подтверждение необходимых документов, что также подтверждается листом собеседования.

После чего, 24.03.2022 г. сотрудниками ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» было произведено обследование материально-бытовых условий проживания семьи, по результатам которого составлен акт, в том числе, по результатам которого произведен расчет права семьи на социальную помощь, после чего семья Ш.К.Г. признана малоимущей.

Решением ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» № 98 от 30 марта 2022 года о назначении ГСП на основании СК на ведение личного подсобного хозяйства, в соответствии с Законом Волгоградской области от 31 декабря2015 года № 246-ОД «Социальный кодекс Волгоградской области, в целях максимальной социальной адаптации Заявителя (и членов его семьи) для выхода из трудной жизненной ситуации Ш.К.Г., на лицевой счет последней перечислены денежные средства в размере 100 000 рублей, что подтверждается сопроводительной ведомостью и списком на перечисление ГСП на основании социального контракта от 30.03.2022г.

Как явствует из подпункта «в» п.2.2 социального контракта, ЦСЗН оказывает;

- совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченными в сфере сельского хозяйства, органами местного самоуправления и организациями в сфере сельского хозяйства содействие гражданину в осуществлении ведения им личного подсобного хозяйства и реализации продуктов личного подсобного хозяйства; - совместно с налоговыми органами по субъекту РФ оказывать содействие гражданину в постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; -осуществлять гражданину денежную выплату с целью ведения им личного подсобного хозяйства в соответствии с условиями социального контракта.

Как видно из п.3.2 социального контракта, заявитель обязан выполнять программу социальной адаптации семьи в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; использовать полученную государственную социальную помощь на основании социального контракта на выполнение мероприятий программы социальной адаптации малоимущей семьи; по выполнении отдельных мероприятий программы социальной адаптации, ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в ЦСЗН отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с приложением документов, подтверждающих выполнение мероприятий (при наличии документов); при невыполнении условий программы социальной адаптации или нецелевом использовании денежных средств вернуть сумму социальной помощи в соответствующий бюджет.

Исходя из подпункта «в» п.3.3 социального контракта, заявитель обязан встать на учет в налоговом органе по субъекту РФ в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; - приобрести в период действия социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную постановлением Правительства РФ от 25.07.2006г №458; - осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства.

Подпунктом «в» п.3.4 установлены требования к конечному результату, которые заключаются в регистрации гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятости); повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.

Согласно п.4 и п.5 социального контракта, размер единовременной социальной денежной выплаты составил 100 000 рублей, срок действия по 29.03.2023г.

Из пункта 5.3 социального контракта, следует что ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» в одностороннем порядке может отказаться от исполнения условий контракта, при невыполнении Заявителем условий программы социальной адаптации посредством письменного уведомления Заявителя.

Как явствует из программы социальной адаптации разработанной ГКУ «ЦСЗН по Еланскому району» для Ш.К.Г., проживающей со своей семьей: <адрес> р.<адрес>, в связи с трудным материальным положением, ГКУ ЦСЗН по Еланскому району для ведения личного подсобного хозяйства (затраты: куры, корм) единовременно перечислено 100 000 рублей, срок реализации программы в течении 2- х месяцев с момента получения денежных средств.

Досудебное уведомление, направленное истцом 26 августа 2022 года в адрес Ш.К.Г. для сдачи отчетности, оставлено последней без ответа.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, суд находит каждое из них относимым и допустимым, а все собранные доказательства в совокупности – достаточными для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела. Все материалы дела, исследованные судом, противоречий не содержат и согласуются между собой, не верить им, у суда нет оснований.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, принимая во внимание вышеизложенное суд приходит к решению об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Как следует из содержания ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пунктом 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины, размер которой установлен подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Поскольку при подаче искового заявления государственная пошлина не была уплачена, вследствие того, что истец освобожден от оплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства. Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, с Ш.К.Г. подлежит взысканию государственная пошлина на общую сумму в размере 3200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» (ИНН<***>) к Ш.К.Г. ( выдан ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес>; СНИЛС ) о взыскании излишне перечисленных социальных выплат, удовлетворить.

Взыскать с Ш.К.Г. в пользу государственного казенного учреждения «Центр социальной защиты населения по Еланскому району» в счет излишне перечисленных социальных выплат (неосновательное обогащение) в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Ш.К.Г. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3200 (три тысячи двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Еланский районный суд Волгоградской области в течение месяца.

Судья: <данные изъяты>