Приволжский районный суд
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Приволжский районный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«05» июля 2010 года с. Началово
Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием помощника п. К.О.Б., при секретаре Приказчиковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенные в одно производство гражданские дела № 2-399/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Б. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-400/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. О. Б.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-401/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. К.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-402/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Е. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-403/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Н. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-404/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Т. С.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, № 2-405/10 по заявлению п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. Р.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения,
УСТАНОВИЛ:
П. П. р. АО обратился в суд с указанными заявлениями, указав, что проведённой проверкой соблюдения природоохранного законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений установлено, что на территории МО «Б. с.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных вала (дамб) в с. Б. (общая протяжённость __ км.) непосредственно по селу протяжённостью _ км., п. К. протяжённостью _ км., п. Б. протяжённостью _ км., на территории МО «С. О.Б.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью _____ м. в с. О. Б., на территории МО «С. К.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ___ км. в с. К., на территории МО «Е. с.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных вала (дамб) в с. Е., с. В. Г., п. В., общей протяжённостью __ км, на территории МО «Н. с.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ____ м., в том числе в пределах населённого пункта п. П., на территории МО «Т. С.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Т. Б., п. А., п. С., п. М., п. К., п. П. М., п. П., общей протяжённостью _____ м., на территории МО «С. Р.» П. р. АО имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ___ км. в с. Р.. В связи с отсутствием собственника данных гидротехнических сооружений и бездействием АМО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО по постановке дамб как бесхозяйного имущества, контроль за их состоянием никем не осуществляется и меры по обеспечению их безопасности не принимаются. Наличие данных бесхозяйных ГТС на территории П. р. создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду их неудовлетворительного технического состояния и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. В связи с тем, что бесхозяйные недвижимые вещи, в соответствии с действующим законодательством, могут быть постановлены на учёт только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, п. просил суд признать бездействие АМО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений незаконным и обязать АМО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО подать заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет вышеуказанные гидротехнические сооружения.
В судебном заседании помощник п. П. р. АО К.О.Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представители АМО «Б. с.» П. р. АО Б.Х.Р., АМО «С. О. Б.» П. р. АО Б.Ф.Ф., АМО «С. К.» П. р. АО М.Е.С., АМО «Е. с.» П. р. АО Б.С.В., АМО «Н. с.» П. р. АО Т.А.А. в судебном заседании заявленные прокурором требования не признали, мотивируя тем, что возложение указанных обязанностей не может ложиться только на муниципальное поселение. Считали, что данная обязанность должна быть возложена и на АМО «П. р.» АО.
Представители АМО «Т. С.» П. р. АО, АМО «С. Р.» П. р. АО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, возражений не представили.
Представитель Н.-В. У. Р. З.В.В. требования п. поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлениях.
Представитель АМО «П. р.» АО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства в порядке ст. 113 ГПК РФ извещён надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, возражений не представил.
Суд, выслушав помощника п., явившихся представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на территории МО «Б. с.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных вала (дамб) в с. Б. (общая протяжённость __ км.) непосредственно по селу протяжённостью _ км., п. К. протяжённостью _ км., п. Б. протяжённостью _ км., на территории МО «С. О. Б.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ___ м. в с. О. Б., на территории МО «С. К.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью __ км. в с. К., на территории МО «Е. с.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных вала (дамб) в с. Е., с. В. Г., п. В., общей протяжённостью __ км, на территории МО «Н. с.» П. р. АО имеется бесхозное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ____ м., в том числе в пределах населённого пункта п. П., на территории МО «Т. С.» П. р. АО имеются бесхозные гидротехнические сооружения: _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Т. Б., п. А., п. С., п. М., п. К., п. П. М., п. П., общей протяжённостью ____ м., на территории МО «С. Р.» П. р. АО имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение: земляной водооградительный вал (дамба) протяжённостью ___ км. в с. Р., собственники которых не установлены.
Статья 3 ФЗ от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» устанавливает, что гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели..., а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов.
Из письма У. Р. по АО № __ от __.__.____ года следует, что за период ____-____ годов заявлений от физических и (или) юридических лиц о регистрации прав на ГТС (земляные водооградительные валы), расположенные на территории П. р. АО не поступало.
Отсутствие собственников гидротехнических сооружений приводит к неисполнению установленных законодательством требований по обеспечению безопасности ГТС, что создает опасность возникновения аварий и чрезвычайных ситуаций.
Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, принадлежит не суду, а заявителю (в данном случае прокурору), который, обращаясь в суд на основании ст.ст. 45, 254 ГПК РФ, определил в заявлении избранный им способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей поселения) и действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Наличие на территориях МО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО бесхозяйных ГТС создает опасность для неопределенного круга лиц ввиду их неудовлетворительного технического состояния и отсутствия надлежащего постоянного контроля за их состоянием. Бездействие АМО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО по принятию мер по постановке бесхозяйных ГТС на учет затрагивает как экологические интересы так иные интересы неопределенного круга лиц.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Поскольку данные гидротехнические сооружения расположены в административных границах МО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО необращение администраций поселений в у. Р. по АО с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Кроме органов местного самоуправления законодательством РФ не названо других лиц, участников гражданского оборота, которые могли бы подать заявление о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Правительством РФ от 17.09.2003 года № 580 принятие на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
Данное положение закона носит императивный, а не диспозитивный характер, т.е. предписывает в обязательном порядке постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей и с этой целью требует подачи заявления соответствующим органом местного самоуправления (в отличие от ч.3 ст.225 ГК РФ, в которой действительно идет речь о возможности обращения органа местного самоуправления в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую веешь).
Поэтому органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В нарушение указанных требований законодательства АМО «Б. с.» П. р. АО, МО «С. О. Б.» П. р. АО, МО «С. К.» П. р. АО, МО «Е. с.» П. р. АО, МО «Н. с.» П. р. АО, МО «Т. С.» П. р. АО, МО «С. Р.» П. р. АО не предприняли мер по подаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, о постановке на учет указанных гидротехнических сооружений.
Отсутствие в бюджете муниципальных образований заложенных на данные мероприятия денежных средств само по себе не может служить основанием для отказа прокурору в удовлетворении заявленных требований, поскольку данная причина не основывается на законе. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает требования п. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.203 ГПК суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Учитывая, что сбор необходимых документов для подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества и их оформление требуют значительного времени и связаны с определенными затратами, суд считает необходимым отсрочить исполнение решения суда до 01.12.2010 года.
Руководствуясь ст. ст. 193, 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Б. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. О. Б.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. К.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Е. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Н. с.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «Т. С.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, заявление п. П. р. АО о признании бездействия АМО «С. Р.» П. р. АО незаконным, понуждении подать заявление о постановке на учет гидротехнические сооружения, удовлетворить.
Признать бездействие АМО «Б. с.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Б. (общая протяжённость __ км.) непосредственно по селу протяжённостью _ км., п. К. протяжённостью _ км., п. Б. протяжённостью _ км. – незаконным.
Обязать АМО «Б. с.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Б. (общая протяжённость __ км.) непосредственно по селу протяжённостью _ км., п. К. протяжённостью _ км., п. Б. протяжённостью _ км.
Признать бездействие АМО «С. О. Б.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ___ м. в с. О. Б. – незаконным.
Обязать АМО «С. О. Б.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ___ м. в с. О. Б..
Признать бездействие АМО «С. К.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью __ км. в с. К. – незаконным.
Обязать АМО «С. К.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ___ км. в с. К..
Признать бездействие АМО «Е. с.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Е., с. В. Г., п. В., общей протяжённостью ___ км. – незаконным.
Обязать АМО «Е. с.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Е., с. В. Г., п. В., общей протяжённостью ___ км.
Признать бездействие АМО «Н. с.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью _______ м., в том числе в пределах населённого пункта п. П. – незаконным.
Обязать АМО «Н. с.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ___ м., в том числе в пределах населённого пункта п. П..
Признать бездействие АМО «Т. С.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Т. Б., п. А., п. С., п. М., п. К., п. П. М., п. П., общей протяжённостью _____ м. – незаконным.
Обязать АМО «Т. С.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехнических сооружений – _ земляных водооградительных валов (дамб) в с. Т. Б., п. А., п. С., п. М., п. К., п. П. М., п. П., общей протяжённостью _____ м.
Признать бездействие АМО «С. Р.» П. р. АО по неподаче заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ____ км. в с. Р. – незаконным.
Обязать АМО «С. Р.» П. р. АО подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для принятия на учет гидротехническое сооружение – земляной водооградительный вал (дамбу) протяжённостью ____ км. в с. Р..
Исполнение решения отсрочить до 01 декабря 2010 года.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение 10 (десяти) дней со дня принятия решения в окончательной форме.
СУДЬЯ Н.В. Мернов