ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3990/1114 от 31.12.9999 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

                                                                                    Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Красногвардейский районный суд города Санкт-Петербурга — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3990/11 14 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Бочкова В.А.,

при секретаре Булгаковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орлова Н.А. к ООО «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки,

УСТАНОВИЛ:

Орлов Н.А к ООО «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки, ссылаясь на то, что Орлов Н.А зарегистрирован и проживает в квартире по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская д. «», корпус «», кв. «», где постоянно зарегистрирован. В декабре 2010года истцом были получены счет-квитанция, содержащая перерасчет платы за отопление. Орлов Н.А считает, незаконной корректировку населению платы за отопление в ноябре и в декабре 2010 года. Между управляющей компанией ООО «Жилкомсервис» и ГУП «ТЭК СПб»» заключен договор о предоставлении услуг по расчету и направлению гражданам квитанций об оплате коммунальных услуг. С учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.№307, эксплуатирующая организация поручает ГУП «ТЭК СПб»» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в многоквартирных домах, управляющей организацией которых является ООО «Жилкомсервис». Согласно данному заявлению в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит увеличению, ГУП «ТЭК СПб»» поручается ограничить в отчетном месяце доначисления размером платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленным по каждому лицевому счету в октябре 2010года. Также в соответствии с указанным заявлением в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, формирование счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги следует осуществить без учета сумм корректировок. В результате такой корректировки жителям домов, где управляющей компанией является ООО «Жилкомсервис», в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, в счетах за декабрь 2010 года доначислена плата за отопление. Действия ООО «Жилкомсервис» являются незаконными и противоречат требованиям жилищного законодательства, в том числе ст.157 ЖК РФ. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в декабре 2010 года в адрес генерального директора ООО «Жилкомсервис» было вынесено обобщенное представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений порядка начисления платы за коммунальные услуги, их причин и условий, им способствующих, направит поручение в ГУП «ТЭК СПб»» о проведении перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение в целях возврата населению незаконно начисленной плат; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Указанное представление прокурора было оставлено без удовлетворения. В соответствии требованиями ч.2 ст.161 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис» выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «Жилкомсервис». Согласно п.1 ч.1 ст.161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. В соответствии с требованиями ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Таким образом, заключение договоров управления с каждым собственником помещения является обязанностью управляющей организации. ООО «Жилкомсервис» указанные требования положений Гражданского и Жилищного кодексов РФ не выполняются, поскольку с Орловым Н.А, договор управления многоквартирным домом, в котором бы среди прочего устанавливались условия и порядок оплаты коммунальных платежей, не заключался. Таким образом, платежный документ (счет-квитанция на оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2010года) не был согласован в письменной форме с Орловым Н.А. В соответствии с ч.13 ст.155 ЖК РФ, п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю(в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам(если иной срок не установлен договором управления) Таким образом, об изменении размера платы за отопление, произведенном в декабре 2010 года ООО «Жилкомсервис» должно было уведомить Орлова Н.А. не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Однако, данное уведомление в адрес Орлова Н.А. не направлялось. Соответственно до Орлова Н.А не было доведено обоснование произведенного перерасчета за отопление. Орлов Н.А просит признать действия ООО «ЖКС» по начислению корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов в размере 2 114 рублей 84 копеек незаконными и обязать ООО «ЖКС», произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул.Большая Пороховская, «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 2114 рублей 84 копейки и пени.

Истец Орлов Н.А в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис» в судебное заседание явилась, исковые требования не признала.

Представитель третьего лица – ГУП «ТЭК СПб» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещался надлежащим образом, возражений по существу заявленных требований суду не представил, об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как усматривается из представленных суду материалов, Орлов Н.А постоянно зарегистрирован и проживает в квартир по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. «», корпус «», кв. «», где в декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис», Орлову Н.А дополнительно начислена плата за отопление в размере 2114 рублей 84 копейки.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила).

В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям.

В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.

Из материалов дела и объяснений представителя ООО «Жилкомсервис» следует, что в доме № «» корпуса «» по улице Большая Пороховская на период отопительного сезона 2009-2010 годов узел учета тепловой энергии установлен не был, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307.

Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.

В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).

Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета:

, (2)

где:

- размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.);

- общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);

- общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м);

- общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.).

Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации -

При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.

Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.

Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).

Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).

Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис» указывает, что корректировка платы за отопление в доме «» корпуса «» по улице Большая Пороховская в Санкт-Петербурге была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010 годах на основании счетов-фактур выставленных ГУП «ТЭК СПб»

Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.

В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП «ТЭК СПб» и ООО «Жилкомсервис».

Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010 года издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских.

Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы).

Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год.

То обстоятельство, что ГУП «ТЭК СПб» выставляет счета ООО «Жилкомсервис» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.

Таким образом, суд полагает, что исковые требования Орлова Н.А в части признания незаконными действий ООО «ЖКС» по корректировке платы за отопление и обязании произвести перерасчет, исключив сумму корректировки и пени, подлежащими удовлетворении

На основании изложенного и, руководствуясь ст.157 ЖК РФ, ст.544 ГК РФ, ст. ст. 3, 56, 68, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным действия ООО «Жилкомсервис» по начислению Орлову Н.А. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010г.г. в размере 2114 рублей 84 копейки

Обязать ООО «Жилкомсервис» в срок до 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, дом «», корпус «», кв. «», исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление в сумме 2114 рублей 84 копейки, а также начисленные на указанную сумму пени.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис» Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)