ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3990/18 от 20.11.2018 Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2-3990/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2018 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего Белоусовой О.М.

при секретаре Рыловой И.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Челябинской природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Изоролл», Александрову Виктору Николаевичу о признании деятельности незаконной, о возложении обязанности, приостановлении деятельности,

установил:

Челябинский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском к ООО «Изоролл», Александрову В.Н. о признании деятельности незаконной в отсутствие согласования с Министерством экологии Челябинской области нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утвержденных уполномоченным государственным органом нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха посредством выполнения следующих действий: в течение 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях, и представить указанные мероприятия в Министерство экологии Челябинской области для согласования, в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии Челябинской области полный пакет документов, необходимых для получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, приостановление деятельности до получения специального разрешения на осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.

В обоснование исковых требований указано, что в результате прокурорской проверки выявлены нарушения природоохранного законодательства ООО «Изоролл», Александровым В.Н. при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании помощник Челябинского природоохранного прокурора требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ООО «Изоролл» и Александрова В.Н. – Гельман И.Е., Александров А.В. иск признал в части, не признал в части приостановления деятельности.

Ответчик Александров В.Н. в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 437 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. Автодорожная, 5 для эксплуатации нежилого помещения находится в собственности Александрова В.Н.

Согласно договору аренды нежилого здания от 01января 2018 года Александров В.Н. передал ООО «Изоролл» в аренду объект нежилого фонда нежилое здание, площадью 762,6 кв.м. по адресу: г. Челябинск, ул. Автодорожная, 5 для размещения производственных мощностей арендатора и осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Срок действия договора до 31 декабря 2018 года.

На основании дополнительного соглашения от 01 июля 2018 года к договору аренды от 01 января 2018 года Александров В.Н. обязуется самостоятельно либо с привлечением третьих лиц выполнить полный комплекс экологических мероприятий, в том числе: осуществить подачу заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, разработать и согласовать план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ, иные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности арендатора.

ООО «Изоролл» выпускает минераловатые цилиндры для теплоизоляции труб. Директором ООО «Изоролл» является Александров А.В. (сын Александрова В.Н.)

Технологический процесс представляет собой следующее: на конвейер станка для резки подается готовая минераловатая плита, из которой потом вращающейся струной в автоматическом режиме по специальной программе вырезаются теплоизоляционные цилиндры. Готовая продукция упаковывается в картонные коробки и отправляется потребителям. Для осуществления данной деятельности предприятием применяется станок для резки теплоизоляционных цилиндров модель ФС-1210 в количестве 3 единиц. В процессе работы станка образуется минераловатая крошка, которая собирается со струны в специальный стружкооткос и упаковывается в полипропиленовые пакеты.

Минплиты изготавливают путем склеивания волокон минеральной ваты специальными смолами. В их состав могут входить гиброфобизирующие и обеспыливающие добавки. Минераловатое волокно обрабатывают связующим, спрессовывают и подвергают термообработке для поликонденсации смолы и удаления влаги.

С целью повышения влагостойкости минераловатых плит используют фенолоформальдегидно-аминное связующее, содержащее 7-9% свободного фенола, 1,5-3% свободного формальдегида 6,6-17,4% гексаметилентетрамина.

В качестве связующего материала применяют битумы. Битумные материалы относятся к органическим вяжущими веществам. Битумы-вещества, состоящие из смеси высокомолекулярных углеводородов и их кислородных, сернистых и азотистых производных.

Основными групповыми углеводородами в составе битума являются масла, смолы, асфальтены, асфальтогеновые кислоты и их ангидриты.

В результате резки минераловатой плиты в атмосферный воздух выбрасываются следующие вредные загрязняющие вещества: пыль минерального волокна и летучие компоненты связующего, пары фенола, формальдегида, углеводородов.

Выделяющиеся вредные (загрязняющие) вещества поступают в помещение цеха, а затем в атмосферный воздух через дверной проем.

За 2017 год ООО «Изоролл» произведено 49117 метров цилиндров. За период с 01 января 2018 года по 31 мая 2018 года произведено 21 925 метров цилиндров.

По результатам проведенной прокуратурой проверки в адрес руководителя общества 27 октября 2016 года внесено представление об устранении нарушений закона. Постановлением от 27 октября 2017 года в отношении ООО «Изоролл» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ.

Министерством экологии Челябинской области постановлением от 14 ноября 2016 года ООО «Изоролл» привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАПРФ с назначением наказания в виде предупреждения.

Постановлением Челябинского областного природоохранного прокурора от 25 июня 2018 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «Изоролл» по ст. 8.1КоАП РФ (л.д. 15-20).

25 июня 2018 года Челябинским природоохранным прокурором внесено представление в отношении ООО «Изоролл», Александрова А.В. об устранении нарушений федерального законодательства в сфере экологии (л.д. 22-26).

В ответ на представление прокурора от 25 июня 2018 года общество сообщило, что приняты меры к устранению нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, атмосферного воздуха. Директор ООО «Изоролл» Александров А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности (л.д.126).

Постановлением Министерство экологии Челябинской области от 18 июля 2018 года ООО «Изоролл» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 129-137).

Постановлением Министерства экологии по Челябинской области от 18 июля 2018 года ООО «Изоролл» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 846 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб. (л.д. 148-154).

Вместе с тем, в Министерство экологии Челябинской области заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду от предприятия поступила.

Как следует из иска ООО «Изоролл», Александровым В.Н. надлежащих мер к устранению нарушений не принято. На момент рассмотрения дела ООО «Изоролл» осуществляет выброс загрязняющих веществ в отсутствие: нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих согласованного с Министерством экологии Челябинской области проекта веществ в атмосферу, специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, утвержденных уполномоченным государственным органом нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ.

Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно ст.1 Закона «Об охране окружающей среде» негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу ст. 3 Закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской права Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственности за нарушение законодательства в области окружающей среды и т.д.

В силу ст. 4.1 закона загрязняющие вещества, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, определяются: с учетом уровня токсичности, канцерогенных и (или) мутагенных свойств химических и иных веществ, в том числе имеющих тенденцию к накоплению в окружающей среде, а также их способности к преобразованию в окружающей среде в соединения, обладающие большей токсичностью; с учетом данных государственного экологического мониторинга и социально-гигиенического мониторинга; при наличии методик (методов) измерения загрязняющих веществ.

Согласно ст. 4.2 закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории: объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории; объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории; объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории; объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) (п.2 ст. 16 закона).

Согласно ст. 22 закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Согласно ст. 12 закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются нормативы таких выбросов.

В силу ст. 14 закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 22 закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 02 марта 200 года №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении строящихся, вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Из имеющихся материалов дела следует, что ИП Александров В.Н. получил отчет по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия ООО «Изоролл», проект нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, подготовленные «Южно-Уральской торгово-промышленной палатой». Между тем проект нормативов не согласован с Министерством экологии по Челябинской области.

Согласно данному проекту ИП Александров В.Н. (арендодатель нежилого помещения ООО «Изоролл») относится к 3 категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

В Министерство экологии Челябинской области заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду от предприятия поступила.

Однако доказательств того, что на день рассмотрения спора ИП Александров В.Н. получил разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу суду не представлено. Ответчиком доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено и в материалах дела не имеется.

При таком положении, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора в части признания деятельности ООО «Изоролл» незаконной по эксплуатации источника негативного воздействия на окружающую среду, расположенного по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Автодорожная, 5, в отсутствие утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «Изоролл», утвержденных уполномоченным государственным органом нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, поскольку до определения количественных и качественных характеристик выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, деятельность ООО «Изоролл» по эксплуатации источника негативного воздействия на окружающую среду без разрешения на выброс оказывает негативное воздействие на окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Согласно дополнительному соглашению к договору аренды от 01 января 2018 года Александров В.Н. обязуется самостоятельно либо с привлечением третьих лиц выполнить полный комплекс экологических мероприятий, в том числе: осуществить подачу заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, разработать и согласовать план мероприятий при неблагоприятных метеорологических условиях, разработать и утвердить проект нормативов предельно-допустимых выбросов, получить разрешение на выброс вредных веществ, иные мероприятия, связанные с обеспечением соблюдения законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности арендатора.

Поскольку в силу договора на Александрова В.Н. возложена обязанность по выполнению комплекса экологических мероприятий, следовательно, на него необходимо возложить обязанность по устранению нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха посредством выполнения следующих действий: в течение 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях, и представить указанные мероприятия в Министерство экологии Челябинской области для согласования, в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии Челябинской области полный пакет документов, необходимых для получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона от 05.04.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании ст. 80 Федерального закона "Об охране окружающей среды", требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

В силу ч. 2 ст. 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения, либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Гражданско-правовая ответственность в виде приостановления деятельности юридического лица наступает лишь в случае, прямо предусмотренном ч. 2 ст. 1065 ГК РФ.

В нарушение положений ст. 56 ГПК РФ прокурором не представлено допустимых и достоверных доказательств причинения деятельностью ответчиков вреда или угрозы причинения вреда.

Таким образом, поскольку суду не представлено достаточных допустимых и достоверных доказательств того, что данная деятельность причиняет вред и несет угрозу причинения вреда в будущем, при этом суд учитывает, что ответчики устранили частично требования, указанные в исковом заявлении, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что оснований для приостановлении производственной деятельности ООО «Изоролл» на промышленной площадке, расположенной по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, ул. Автодорожная, 5, до получения разрешения осуществление выбросов вредны (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на момент вынесения решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Челябинского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Изоролл», Александрову Виктору Николаевичу о признании деятельности незаконной, возложении обязанности, приостановлении деятельности удовлетворить частично.

Признать незаконной деятельность ООО «Изоролл» по эксплуатации источников негативного воздействия на окружающую природную среду, расположенных на промышленной площадке по адресу: г. Челябинск, ул. Автодорожная, д. 5, в отсутствие утвержденных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООО «Изоролл», утвержденных уполномоченным государственным органом нормативов выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованных с Министерством экологии Челябинской области мероприятий по сокращению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Обязать Александрова Виктора Николаевича устранить нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно:

- в течение 2 месяцев после вступления в законную силу решения суда разработать мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях, и представить указанные мероприятия в Министерство экологии Челябинской области для согласования;

- в течение 2 месяцев после вступления решения суда в законную силу представить в Министерство экологии Челябинской области полный пакет документов, необходимый для получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В удовлетворении остальной части иска в приостановлении деятельности - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Курчатовский районный суд города Челябинска.

Председательствующий п-п О.М. Белоусова

Копия верна, судья:

Мотивированное решение изготовлено 20.11.2018г.

Решение не вступило в законную силу, судья:

секретарь: