Дело № 2-3991/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2021 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.,
при секретаре Болоткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по принятию мер по постановке на кадастровый учет бесхозяйного объекта недвижимости,
установил:
Прокурор Заднепровского района г. Смоленска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет участка дороги от дома <адрес> до дома <адрес>, а также пешеходной лестницы, расположенной в районе дома <адрес>, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Заднепровского района г. Смоленска Оленева Е.Е. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации г. Смоленска Письмененко В.С. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержав письменный отзыв (л.д. 22-26).
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Положениями п. 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 2 ст. 293 ГК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пп. 4.2 п. 1 ст. 41 Устава города Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета № 164 от 28 октября 2005 года к полномочиям Администрации г. Смоленска отнесена в том числе разработка и утверждение программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры города Смоленска.
Положениями ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения
Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Заднепровского района г. Смоленска проверки установлено, что на участке проезжей части дороги от дома <адрес> до дома <адрес> имеются множественные дефекты на покрытии проезжей части в виде выбоин, размеры которых превышают допустимые.
Вместе с тем, вышеуказанный участок дороги не числится в перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес>
Кроме того, при рассмотрении обращения граждан установлено, что пешеходная лестница, расположенная в районе дома <адрес>, содержится в неудовлетворительном состоянии в связи с тем, что в реестре муниципального имущества города Смоленска не числится.
Согласно п. 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 931 от 10 декабря 2015 года, на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 931 от 10 декабря 2015 года, принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: 1) прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; 2) проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 3) внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества, в соответствии с п. 5 названного Порядка осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе.
В силу п. 6 Порядка обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.
В соответствии с ч. 16 ст. 32 Федерального закона №218-ФЗ от 13 июля 2015 года, перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1, ч. 3-13, ч. 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, ч. 3-13, ч. 15 ст. 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1532 от 31 декабря 2015 года, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машиноместа на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: в случае если здание, сооружение, помещение, машиноместо не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Как указано ранее, в силу п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 931 от 10 декабря 2015 года, в случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Таким образом, Администрация г. Смоленска является местным исполнительно-распорядительным органом власти, обладающим полномочиями на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества, однако возложенные Законом обязательства до настоящего времени она не выполнила.
Приведенные доводы о проведении процедур по постановке на кадастровый учет указанных объектов недвижимости, в рамках которых Администрацией г. Смоленска ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт на выполнение кадастровых работ в ДД.ММ.ГГГГ, и отсутсвии денежных средств в бюджете города Смоленска денежных средств на проведение указанных работ правового значения для рассмотрения заявленных требований не имеют и не являются основанием для освобождения от возложенной обязанности по принятию на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Заднепровского района г. Смоленска к Администрации г. Смоленска о возложении обязанности по принятию мер по постановке на кадастровый учет бесхозяйного объекта недвижимости удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Смоленска обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области с заявлением о постановке на учет участка дороги от дома <адрес> до дома <адрес>, а также пешеходной лестницы, расположенной в районе дома <адрес>, в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано либо опротестовано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение одного месяца.
Председательствующий К.М. Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 25 октября 2021 года.
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи К.М. Макаровасекретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленсканаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия)25 октября 2021 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2021-005445-08
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-3991/2021