Дело № 2-3991/2023
Строка 2.194 - Споры, возникающие в ходе исполнительного... -> о возмещении убытков, причиненных в результате совершения исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения
УИД 36RS0004-01-2023-004248-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2023 года г.Воронежа
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Николенко Е.А.,
при секретаре Пуляевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Проскуриной Ольги Александровны к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по перечислению денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя, взыскании расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
первоначально Проскурина О.А. обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с исковым заявлением к УФК по Воронежской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по перечислению денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя, взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
В обоснование заявленных исковых требований истец указывает, что в производстве Новоусманского РОСП Воронежской области находится исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму УФК по <адрес> на счет последнего на основании трех платежных документов поступили денежные средства на общую сумму 43858,85 руб. (19600 руб., 19600 руб. и 4658,85 руб.).
Однако указанные денежные средства не были перечислены истцу, поскольку должностными лицами Новоусманского РОСП в УФК по Воронежской области не представлены сведения об ИНН или СНИЛС истца.
20.02.2023 в адрес УФК по Воронежской области было направлено письмо с информацией о банковских реквизитах и СНИЛС истца. Однако до настоящего времени денежные средства не перечислены, уведомление проигнорировано ответчиком.
Истец утверждает, что должностными лицами Новоусманского РОСП Воронежской области допущено бездействие, в соответствии с которым не представлена информация о СНИЛС истца. А также допущено бездействие со стороны ответчика – УФК по Воронежской области, поскольку получив информацию о СНИЛС от истца, последней до сих пор не перечислены денежные средства.
На основании изложенного, считая свои права нарушенными, истец просила суд признать незаконным бездействие УФК по Воронежской области, выраженное в неперечислении денежных средств в сумме 43858,85 руб. на банковский счет истца Проскуриной О.А.; взыскать с ответчика УФК по Воронежской области в пользу Проскуриной О.А. компенсацию морального вреда в размере 500000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением суда от 01.08.2023 (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено УФССП России по Воронежской области (том 1 л.д.71-72).
В последствии истец Проскурина О.А. в лице представителя, действующего на основании доверенности Гаврилова В.О., уточнила заявленные исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в окончательном варианте просила суд признать незаконным бездействие УФК по Воронежской области с 04.03.2023, выраженное в не предоставлении ответа на обращение Проскуриной О.А. от 20.02.2023; признать незаконным бездействие УФК по Воронежской области с 04.03.2023, выраженное в неперечислении денежных средств в сумме 43858,85 руб. на банковский счет Проскуриной О.А.; обязать УФК по Воронежской области перечислить денежные средства в сумме 43858,85 руб. на банковский счет Проскуриной О.А.; взыскать с УФК по Воронежской области в пользу Проскуриной О.А. компенсацию морального вреда в размере 500000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., а также расходы по оплате услуг представителя в размере 140000 руб., почтовые расходы в размере 100 руб.
В судебное заседание истец Проскурина О.А. не явилась, о слушании извещалась своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не поступило.
Представитель истца Проскуриной О.А. по доверенности Гаврилов В.О. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив изложенное в письменном виде.
Представитель ответчика УФК по Воронежской области по доверенности Андреева М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований с учетом уточнения, поддержала письменные возражения в полном объеме.
Представитель третьего лица УФССП России по Воронежской области по доверенности Коняхина М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала письменные пояснения в полном объеме.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
Любое заинтересованное лицо свободно в выборе способа защиты. Свобода выбора означает, что никто не может быть понужден к выбору того или иного способа защиты. Это в полной мере соответствует основным началам гражданского законодательства, согласно которым гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (ст. ст. 1, 9 ГК РФ).
Таким образом истец, используя установленные законодателем способы защиты, в силу названных норм и норм процессуального законодательства - ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве, должен доказать факт нарушения его прав или законных интересов и возможность восстановления этого права избранным способом защиты.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Судом установлено и следует из материалов настоящего гражданского дела, что 29.04.2022 в Новоусманское РОСП Воронежской области из Левобережного РОСП г.Воронежа поступило для принудительного исполнения исполнительное производство, возбужденное на основании судебного приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка №6 в Левобережном судебном районе Воронежской области о взыскании алиментов с Янышева Г.Ю. в пользу Янышевой (ФИО2) О.А.
На основании вышеуказанного исполнительного документа судебным приставом-исполнителем Новоусманского РОСП Воронежской области в соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» возбуждено исполнительное производство №-ИП (№).
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.05.2022 по указанному исполнительному производству обращено взыскание на доходы должника Янышева Г.Ю. Для производства удержания суммы долга (задолженности) из доходов должника настоящее постановление направлено в ООО «АВЕГА». Возложена обязанность на лицо, производящее удержание, при перечислении денежных средств по исполнительным документам удержания производить ежемесячно в размере 70 процентов со всех видов доходов должника до погашения задолженности, которая составила на 05.05.2022 сумму 752782,32 рубля и задолженности, образовавшейся с 05.05.2022, после чего в размере ? части со всех видов доходов должника, начав взыскание с 05.05.2022 до совершеннолетие ребенка. Образовавшуюся задолженность бухгалтеру рассчитать самостоятельно, исходя из фактического дохода должника. Удержанные суммы долга перечислять на депозитный счет Р/счет №, к/счет №, л/с №, БИК 012007084, ОТДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖ БАНКА РОССИИ// УФК по Воронежской области г.Воронеж, УФК по Воронежской области (Отдел №16 УФК по Воронежской области Новоусманское РОСП УФССП по Воронежской области л/с 05311842480), ИНН 3664062377, КПП 361632001, УИН 32236041220038325001, ОТКМО 20625491 (том 1 л.д.240-241).
Согласно платежному поручению №126 от 25.07.2022 ООО «Авега» перечислены денежные средства в размере 19600 рублей 00 копеек на счет УФК по Воронежской области получателю УФССП России по Воронежской области, счет №, с указанием назначения платежа: алименты в размере 70% по исполнительному листу от 06.05.22 за май, июнь 2022 года НДС не облагается (том 1 л.д.37).
Согласно платежному поручению №131 от 03.08.2022 ООО «Авега» перечислены денежные средства в размере 19600 рублей 00 копеек на счет УФК по Воронежской области получателю УФССП России по Воронежской области, счет №, с указанием назначения платежа: алименты в размере 70% по исполнительному листу от 06.05.22 за июль, август 2022 года НДС не облагается (том 1 л.д.36).
Согласно платежному поручению №155 от 29.10.2022 ООО «Авега» перечислены денежные средства в размере 4658 рублей 85 копеек на счет УФК по Воронежской области получателю УФССП России по Воронежской области, счет №, с указанием назначения платежа: алименты в размере 70% по исполнительному листу от 06.05.22 за сентябрь 2022 года НДС не облагается (том 1 л.д.35).
Согласно письму (сообщению) УФК по Воронежской области от 30.01.2023 №31-12-26/06-63, на обращение Проскуриной О.А. №б/н от 10.01.2023 (о причине непоступления денежных средств на лицевой счет №), в УФК по Воронежской области от плательщика ООО «Авега» поступили денежные средства в сумме 19600 руб. по платежному поручению от 25.07.2022 №126, в сумме 19600 руб. по платежному поручению от 03.08.2022 №131, в сумме 4658,85 руб. по платежному поручению от 29.10.2022 №155. В реквизитах данных платежных поручений отсутствовал лицевой счет получателя. Данные денежные средства были отнесены к невыясненным поступления и зачислены на лицевой счет для учета операций со средствами, поступившими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытый Управлению. Указано, что Управлением сформированы и направлены запросы в УФССП по Воронежской области, указанному в платежных поручениях в реквизите «Получатель», однако по состоянию на дачу ответа (письма) на 30.01.2023, денежные средства по указанным платежным поручениям не уточнены УФССП по Воронежской области. Разъяснено, что для возврата денежных средств, отнесенных к невыясненным поступлениям, плательщику ООО «Авега» необходимо обратиться в Управление с письменным заявлением и приложением документов, подтверждающих факт уплаты платежа (том 1 л.д.9-10).
20.02.2023 в адрес УФК по Воронежской области Проскурина О.А. сопроводительным письмом направила копию СНИЛС и реквизиты получателя денежных средств. Данное сопроводительное письмо с приложениями получено УФК по Воронежской области 03.03.2023 (л.д.13, 11-12, 14).
Истец указывает, что денежные средства не были перечислены на ее банковский счет, что и послужило одним из оснований для обращения в суд с настоящим иском.
Порядок обращения взыскания на заработную плату должника установлен статьей 98 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно части 3 вышеуказанной статьи лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.
В соответствии с положениями ст. 110 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 495-ФЗ, от 21.12.2021 N 417-ФЗ) денежные средства, подлежащие взысканию в рамках исполнительного производства, в том числе в связи с реализацией имущества должника, перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов. Перечисление указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня их поступления на депозитный счет службы судебных приставов в порядке, определяемом главным судебным приставом Российской Федерации. В случае отсутствия сведений о реквизитах банковского или казначейского счета взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет службы судебных приставов.
Пункт 7 части 7 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет депозитный счет подразделения службы судебных приставов как счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом ФССП России от 2 июля 2021 N 356, перечисление денежных средств с депозитного счета производится на основании распоряжения о совершении казначейского платежа в электронной форме в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет.
В соответствии с Соглашением об обмене информацией между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным казначейством» от 06.07.2021 №07-04-30/8/00111/21/27-МВ субъектами правоотношений, по которым осуществляется взаимодействие между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным казначейством являются должники-организации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №703, Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), бюджетов государственных внебюджетных фондов, поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, казначейскому сопровождению, бюджетному мониторингу в системе казначейских платежей.
Управление является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Воронежской области, находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 №316.
Согласно абзацу 26 пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство обеспечивает в пределах остатков средств на единых счетах бюджетов перечисление из бюджетов от имени и по поручению администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, финансовых органов (органов управления государственными внебюджетными фондами) или получателей средств бюджета, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства.
Приказом Федерального казначейства от 14.05.2020 №21н «О порядке казначейского обслуживания» утвержден порядок казначейского обслуживания территориальными органами Федерального казначейства бюджетов, поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, средствами бюджетных и автономных учреждений, операций со средствами получателей средств из бюджета (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 53 вышеуказанного Порядка, суммы средств, зачисленные на основании расчетных документов (Распоряжений о совершении казначейского платежа) плательщиков, в которых отсутствует актуальный лицевой счет или ИНН (ИНН, КПП), позволяющие определить принадлежность поступивших сумм на лицевой счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение (далее - невыясненные поступления во временном распоряжении):
а) получателей средств федерального бюджета, - учитываются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, открытом территориальному органу Федерального казначейства с учетом порядка санкционирования средств во временном распоряжении федерального бюджета;
б) получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, - учитываются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытом финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом.
Суммы средств, зачисленные на основании расчетных документов (Распоряжений о совершении казначейского платежа) плательщиков, поступающие во временное распоряжение получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, являющихся косвенными участниками системы казначейских платежей, - учитываются в составе общего остатка средств на казначейском счете для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение, открытом финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органу управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Согласно положениям п. 54 Порядка в случае если в расчетном документе (Распоряжении о совершении казначейского платежа), суммы по которому отнесены к невыясненным поступлениям во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета, указано наименование получателя средств федерального бюджета (полное или сокращенное) и (или) в реквизите "Назначение платежа" содержится информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, территориальный орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после зачисления средств на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение, формирует и направляет предполагаемому участнику системы казначейских платежей Запрос.
Получатели средств федерального бюджета, для уточнения ошибочно указанного идентификационного кода поступлений, по которым операции были отражены на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, в соответствии с порядком санкционирования средств во временном распоряжении федерального бюджета, представляют в территориальный орган Федерального казначейства Распоряжение о совершении казначейского платежа, предусмотренное приложением N 4 (24) к Порядку.
Согласно представленным ответчиком документам 29.07.2022 УФК по Воронежской области был направлен УФССП России по Воронежской области запрос №302498 на выяснение принадлежности платежа – платежное поручение №126 от 25.07.2022 на сумму 19600 рублей (том 1 л.д.40).
08.08.2022 УФК по Воронежской области был направлен УФССП России по Воронежской области запрос №308307 на выяснение принадлежности платежа – платежное поручение №131 от 03.08.2022 на сумму 19600 рублей (том 1 л.д.38).
01.11.2022 УФК по Воронежской области был направлен УФССП России по Воронежской области запрос №365669 на выяснение принадлежности платежа – платежное поручение №155 от 29.10.2022 на сумму 4658,85 рублей (том 1 л.д.39).
Ответ на указанные запросы ответчику не поступил.
Таким образом, денежные средства не были зачислены на депозитный счет подразделения службы судебных приставов – Новоусманское РОСП УФССП по Воронежской области, в связи с чем не могли быть перечислены взыскателю по исполнительному производству.
Согласно пункту 55 Порядка, для уточнения невыясненных поступлений во временном распоряжении получатели бюджетных средств представляют в территориальный орган Федерального казначейства Распоряжение о совершении казначейского платежа, предусмотренное приложением N 4 (24) к Порядку.
Невыясненные поступления во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета подлежат уточнению в течение 20 рабочих дней со дня получения Запроса, направленного территориальным органом Федерального казначейства получателю средств федерального бюджета.
Поступления, зачисленные на казначейский счет для осуществления и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение, и отнесенные к невыясненным поступлениям во временном распоряжении получателей средств федерального бюджета, возвращаются территориальным органом Федерального казначейства плательщику на основании его письменного заявления с приложением документов, подтверждающих факт уплаты платежа, в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления плательщиком письменного заявления, путем составления Распоряжения о совершении казначейского платежа на возврат указанных средств плательщику. При этом ранее направленные Запросы подлежат отмене.
Согласно письменным возражениям ответчика также Порядком утвержден и разъяснен следующий порядок возврата денежных средств, учтенных как невыясненные поступления. При поступлении письменного обращения плательщика о возврате денежных средств, поступления, зачисленные на казначейские счета № (№) и учтенные как невыясненные поступления, возвращаются территориальным органом Федерального казначейства на основании составленного им Распоряжения о совершении казначейского платежа плательщику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления плательщиком письменного обращения.
Из письменных пояснений третьего лица УФССП по Воронежской области, 06.05.2022 в рамках исполнительного производства №-ИП судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено с копией исполнительного документа для исполнения по месту получения дохода должника, а именно в ООО «Авега». На депозитный счет Новоусманского РОСП Воронежской области денежные средства не поступали.
Представитель ответчика, возражая против заявленных требований, указывает, что Управление не обладает полномочиями по уточнению платежей или возврату денежных поступлений по собственной инициативе. В данном случае, Управление обеспечивает в пределах остатков средств на единых счетах бюджетов перечисление из бюджетов от имени и по поручению получателей средств бюджета (УФССП по Воронежской области), а также при поступлении письменного обращения плательщика (ООО «Авега») о возврате денежных средств Управление обеспечивает возврат денежных средств, учтенных как невыясненные поступления, на основании составленного им Распоряжения о совершении казначейского платежа плательщику в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления плательщиком письменного обращения.
В материалах дела имеется копия заявления ООО «Авега» от 01.09.2023 №б/н, в котором общество просит УФК по Воронежской области ошибочно направленный платеж на казначейский счет № по платежному поручению №126 от 25.07.2022 на сумму 19600 руб., по платежному поручению №131 от 03.08.2022 на сумму 19600 руб., по платежному поручению № 155 от 29.10.2022 на сумму 4658,85 руб. вернуть на указанные реквизиты (л.д.100).
Согласно письма УФК по Воронежской области от 11.09.2023 №31-12-24/26-5321, ООО «Авега» сообщено о возврате денежных средств Управлением платежными поручениями №16697 от 04.09.2023 в сумме 19600 руб., №16696 от 04.09.2023 в сумме 19600 руб., №16695 от 04.09.2023 в сумме 4658,85 руб., по реквизитам, указным в обращении (л.д.104).
Учитывая вышеизложенное, поскольку в ходе судебного разбирательства был подтвержден факт отсутствия в платежных поручениях ООО «Авега» необходимых данных в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.05.2022, в том числе, лицевой счет получателя, УИН, а также иные данные, способные помочь идентифицировать платеж (номер исполнительного производства), у ответчика отсутствовала возможность осуществления и отражения операций с данными денежными средствами, поступившими во временное распоряжение, в связи с чем, в установленном порядке денежные средства были отнесены к невыясненным поступлениям, не были зачислены на депозитный счет подразделения службы судебных приставов – и не могли быть перечислены взыскателю по исполнительному производству. В связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия УФК по Воронежской области с 04.03.2023, выраженного в неперечислении денежных средств в размере 43858 рублей 85 копеек на банковский счет истца, и возложении на ответчика обязанности по перечислению денежных средств в указанном размере, не установлено.
При этом, суд учитывает, что предоставление истцом в УФК по Воронежской области копии СНИЛС Проскуриной О.А. и реквизитов для перечисления денежных средств, не могло повлечь совершение ответчиком требуемых истцом действий по перечислению на ее банковский счет поступивших от ООО «Авега» денежных средств.
Истец указывает, что денежные средства не были перечислены на ее банковский счет, ее письмо было проигнорировано, с 04.03.2023 и до настоящего времени ответчиком допущено бездействие в виде не предоставления ответа на обращение Проскуриной О.А. от 20.02.2023, что и послужило одним из оснований для обращения в суд с настоящим иском.
Представитель ответчика, возражая против заявленных требований в данной части, указывал в судебном заседании, что обращение Проскуриной О.А. от 20.02.2023 в адрес УФК по Воронежской области не поступало, однако, доказательств в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, не предоставил.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №59-ФЗ), в силу пункта 3 статьи 5 которого гражданин имеет право на получение письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Порядок и сроки рассмотрения обращений регламентированы статьями 10 и 12 Федерального закона N 59-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Пунктами 2, 3, 4 названной статьи установлено, что предложением признается рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества; заявлением - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц; жалобой - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
В соответствии с п. 3 ст. 7, п. 1 ст. 9 указанного закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит обязательному рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного закона.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Статьей 11 Федерального закона N 59-ФЗ предусмотрен порядок рассмотрения отдельных обращений, в частности, в п. 4.1. указано, что в случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.
Согласно статье 15 Федерального закона N 59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации
Из анализа указанных норм следует, что не любое обращение является обращением по смыслу ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, подлежащим рассмотрению в предусмотренном данным законом порядке.
Из буквального содержания направленного Проскуриной О.А. письма в УФК по Воронежской области, озаглавленного «Сопроводительное письмо» от 20.02.2023, с приложением копии ответа из УФК от 30.01.2023, копии СНИЛС на Проскурину О.А., реквизитов для перечисления денежных средств следует, что оно не содержит рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов или деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, не содержит просьбы о содействии в реализации конституционных прав и свобод Проскуриной О.А. или других лиц, а также не содержит просьбы о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов Проскуриной О.А. либо других лиц.
Руководствуясь положениями приведенного закона, учитывая установленные по настоящему делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что письмо Проскуриной О.А. по своему содержанию не соответствует признакам обращения, установленным статьей 4 Федерального закона N59-ФЗ, следовательно, на него не распространяется порядок рассмотрения обращений, установленный названным законом по рассмотрению, даче ответа, в связи с чем, нарушений прав истца не допущено. Доказательств обратного суду не представлено.
Факт того, что о невозможности рассмотрения обращения по основаниям, предусмотренным ст. 11 Федерального закона N 59-ФЗ, ответчик истца не уведомил, не свидетельствуют о нарушении прав истца.
Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконным бездействия УФК по Воронежской области с 04.03.2023, выраженное в не предоставлении ответа на обращение Проскуриной О.А. от 20.02.2023, не установлено.
Проскурина О.А. также просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
За вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
За нарушение личных неимущественных прав предусмотрена выплата компенсации морального вреда в соответствии с требованиями ст. ст. 151, 1099, 1100, 1101 ГК РФ.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, в том числе, отсутствие доказательств совершения ответчиком незаконных действий (бездействия), нарушения ответчиком личных неимущественных прав Проскуриной О.А., суд полагает требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежащими оставлению без удовлетворения.
Проскурина О.А. также просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, почтовые расходы в размере 100 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 140000 рублей.
В обоснование заявленных требований истцом представлены: договор оказания юридических услуг от 20.02.2023, акт выполненных работ от 20.09.2023, акт приема-передачи от 20.09.2023 денежных средств в размере 100000 рублей, акт выполненных работ от 16.10.2023, акт приема-передачи от 16.10.2023 денежных средств в размере 20000 рублей, акт выполненных работ от 08.11.2023, акт приема-передачи от 08.11.2023 денежных средств в размере 20000 рублей, чек об оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в размере 300 рублей, чек об оплате почтовых услуг в размере 63 рублей.
Согласно части 1 статьи 88, статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителя.
Общий принцип распределения судебных расходов установлен частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
По правилам части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу.
Таким образом, поскольку требования Проскуриной О.А. о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по перечислению денежных средств, компенсации морального вреда, подлежат оставлению без удовлетворения, в части требований о взыскании расходов по оплате государственной пошлины, расходов по оплате услуг представителя, почтовых расходов также надлежит отказать, поскольку данные требования являются производными от основных требований.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Проскуриной Ольги Александровны к Управлению Федерального казначейства по Воронежской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по перечислению денежных средств, компенсации морального вреда, взыскании расходов по оплате услуг представителя, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г.Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Николенко
Решение в окончательной форме изготовлено 16 ноября 2023 года.