Дело № 2-3992/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Псков **.** 2016 года
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Жбановой О.В.,
при секретаре Никитиной М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 и ФИО2 к Администрации города Пскова и Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства о признании права на получение жилищного сертификата и обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации города Пскова и Государственному комитету Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства о признании за ФИО1 право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи один человек с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001; признании за ФИО2 право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И., **.** года рождения, с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001; обязании Администрацию города Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить жилье в 2016 году и последующие годы и включить ФИО2 в указанный список отдельно от матери ФИО1 по дате постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001, в хронологическом порядке после ФИО1; обязании Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 и последующие годы на получение жилищного сертификата ФИО1 с составом семьи один человек, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть с 24.09.2001; обязании Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 и последующие годы на получение жилищного сертификата ФИО2 с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И.**.** года рождения, с правом постановки на учет с 24.09.2001, с соблюдением первоочередности постановки на указанный учет ФИО1
В обоснование требований указано, что ФИО1 и ее сын ФИО2 с **.**1999 являются вынужденными переселенцами. Распоряжением Администрации города Пскова от **.**.2001 №** ФИО1 и ее дети Т,И. и ФИО2 приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях составом семьи из трех человек. **.**.2003 ФИО2 вступил в брак и **.** у него родился сын И.. **.**.2006 истцы написали заявление о признании их участниками программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Протоколом №** заседания общественной комиссии по реализации подпрограммы от **.**.2006 истцы признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С 2003 года ФИО2 проживает со своей семьей по адресу: <...> д. №**, кв. №** без регистрации, то есть ФИО1 и ФИО2 проживают отдельно. 29.03.2016 ФИО1 обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой разделить ее учетную запись №** с сыном ФИО2 и внуком ФИО3 Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова ФИО1 отказано в удовлетворении её просьбы, поскольку раздел учетного дела повлечет нарушение очередности улучшения жилищных условий других граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Также в соответствии с указанным письмом признание ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий с сохранением за ним первоначальной даты постановки на учет в качестве нуждающегося жилых помещениях, может осуществляться только в судебном порядке. Постановлением Администрации города Пскова № 938 от 09.07.2016 утверждены списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2017 году, куда истцы включены под номером 3, как одна семья. Истцы не согласны с отказом в предоставлении отдельного жилья, в связи с чем обратились с данным иском за защитой своих прав.
В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2 и их представитель ФИО4 поддержали уточненные исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации города Пскова и третьего лица Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова ФИО5 в судебном заседании решение по делу оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства ФИО6 в судебном заседании решение по делу оставила на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Закон Российской Федерации от 19.02.1993 года N 4530-1 «О вынужденных переселенцах» определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 7 данного Закона установлено, что территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
Во исполнение указанного Закона Правительством Российской Федерации 08.11.2000 принято постановление № 845, утвердившее Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, которое в пп. "б", п. 3 закрепляет норму о том, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности и в соответствии с п. 39 Положения в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
Приказом Минфедерации России от 10.04.2001 года № 31 «Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев» формирование и ведение сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложено на комиссии территориального органа Минфедерации России по распределению жилья, которая на основании сведений органов местного самоуправления о принятии вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий формирует сводный по соответствующему субъекту Российской Федерации список. При этом в соответствии с пунктом 8 указанного приказа вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В соответствии с п. 37 Положения от 08.11.2000 года № 845 органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности, путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015-2020 годы", право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 2 вышеуказанного Постановления предусмотрено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. п. "ж" п. 5 данных Правил).
Согласно подпункту «б» пункта 17 Правил членами семьи вынужденного переселенца – участника подпрограммы признаются проживающие с ним независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
По смыслу пп. «в» п. 18 указанных Правил выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в пп. «ж» п.5 Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно п. п. 24, 26 Правил, в целях предварительного распределения средств Федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. При этом, орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п. 5 Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.
Судом установлено, что истцы ФИО1 и ФИО2 признаны вынужденными переселенцами на основании решения Миграционной службы Псковской области от **.**1999 (л.д. 8).
**.**2006 и **.**.2006 ФИО2 и ФИО1 соответственно обратились с заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (.л.д. 13-14, 15-16).
Протоколом №** заседания общественной комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 30.06.2006 ФИО1 и ФИО2 признаны участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (л.д. 17).
**.**.2003 ФИО2 заключил брак с В.Е., что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 9). От совместного брака супруги имеют сына И., **.** года рождения (л.д.10).
Согласно выписке из лицевого счета от **.**.2016 ФИО1 и ее сын ФИО2 зарегистрированы по адресу: <...> д. №**, общ. комн. №**. При этом ФИО2 не проживает в общежитии с 2003 года (л.д. 7,26,62).
Из объяснений истцов следует, что ФИО2 проживает с семьёй по адресу: <...> кв. №** без регистрации.
Указанная квартира на основании договора передачи в собственность №** от **.**.2002 принадлежит В.Т., В.Г. и В.Е. по 1/3 доли в праве собственности каждой (л.д. 64-67).
Согласно выписке из лицевого счета №** от **.**.2015 в квартире №** дома №** по ул. Г. в г. Пскове зарегистрированы собственники квартиры и несовершеннолетний Т.И. (сын истца) (л.д.11).
Брак между Т.Е.. и ФИО2 прекращен **.**.2016.
Из пояснений сторон и показаний свидетеля М.Л. следует, что ФИО2 совместно с сыном проживает в квартире супруги по адресу: <...> кв. №**. Сына истец материально обеспечивает.
Истец ФИО1 29.03.2016 обратилась в Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова с просьбой разделить ее учетную запись №** с сыном ФИО2 и внуком Т.И. (л.д. 18).
Ответом Управления по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова от 20.04.2016 ФИО1 отказано в удовлетворении ее просьбы, поскольку раздел учетного дела повлечет нарушение очередности улучшения жилищных условий других граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Также разъяснено, что поскольку ФИО2, являясь вынужденным переселенцем, желает реализовать свое право на получение государственного жилищного сертификата самостоятельно, он должен пройти процедуру признания в качестве нуждающегося в жилом помещении, предусмотренную ЖК РФ. При этом признание ФИО2 нуждающимся в улучшении жилищных условий с сохранением за ним первоначальной даты постановки на учет в качестве нуждающегося жилых помещениях, может осуществляться только в судебном порядке (л.д. 19).
Истцы обращались с заявлениями о выдаче государственного жилищного сертификата в Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
В ответе Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства на заявление ФИО2 о выдаче государственного жилищного сертификата, указано, что рассмотрение вопроса об оформлении сертификата отложено, поскольку Управление по учету и распределению жилой площади Администрации г. Пскова не представило распоряжение о его постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилых помещений (л.д. 20-21).
В ответе Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства на заявление ФИО1 о выдаче государственного жилищного сертификата, указано, что все необходимые документы предоставляются в орган местного самоуправления, в котором она состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений, в том числе и заявление на выдачу сертификата по форме согласно приложению № 5 Правил (л.д. 22-23).
Постановлением Администрации города Пскова № 938 от 19.07.2016 утверждены списки граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить сертификат в 2017 году. Истец ФИО1 включена в данный список под номером 3, составом семьи два человека, включая сына ФИО2 (л.д. 69-71).
При принятии решения суд учитывает, что вышеприведенные нормы материального права в отношении истцов соблюдены, истец ФИО2 является вынужденным переселенцем, в соответствии с действующим законодательством был поставлен, как член семьи ФИО1, на учет нуждающихся в жилом помещении, его статус на сегодняшний день не изменен, жилого помещения в собственности не имеет (л.д.57), проживает отдельно от своей матери, совместного хозяйства не ведет, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына Т.И. а потому имеет право быть включенным в списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов на состав семьи из двух человек, включая сына, исходя из прежней очередности отдельно от ФИО1
При этом, изменение состава семьи лица, признанного нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предусмотрено законом в качестве основания для внесения изменений в дату постановки на учет, а также изменения очередности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, а именно о признании за ФИО1 права на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи один человек с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001, признании за ФИО2 права на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И., **.** года рождения, с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001, обязании Администрацию города Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить жилье в 2016 году и последующие годы и включить ФИО2 в указанный список отдельно от матери ФИО1 по дате постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001, в хронологическом порядке после ФИО1
Поскольку к полномочиям Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства отнесено формирование сводного списка граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, то требования истцов об обязании Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 и последующие годы на получение жилищного сертификата ФИО1 с составом семьи один человек, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть с 24.09.2001 и ФИО2 с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И., **.** года рождения, с правом постановки на учет с 24.09.2001, с соблюдением первоочередности постановки на указанный учет ФИО1 также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворить.
Признать за ФИО1, **.**.1958 года рождения, право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи один человек с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001.
Признать за ФИО2, **.**.1980 года рождения, право на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И., **.** года рождения, с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001.
Обязать Администрацию города Пскова внести изменения в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить жилье в 2016 году и последующие годы и включить ФИО2 в указанный список отдельно от матери ФИО1 по дате постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 24.09.2001, в хронологическом порядке после ФИО1.
Обязать Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 и последующие годы на получение жилищного сертификата ФИО1 с составом семьи один человек, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть с 24.09.2001.
Обязать Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства включить в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016 и последующие годы на получение жилищного сертификата ФИО2 с составом семьи два человека, включая несовершеннолетнего сына Т.И., **.** года рождения, с правом постановки на учет с 24.09.2001, с соблюдением первоочередности постановки на указанный учет ФИО1.
Решение в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области.
Судья О.В. Жбанова
Решение в окончательной форме изготовлено **.**.2016.