ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3992/20 от 12.10.2020 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< > Дело № 2-3992/2020

УИД 35RS0001-02-2020-003860-21

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

12 октября 2020 года город Череповец

Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:

судьи Розановой Т.В.

при секретаре Лобовой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Хартия» о возложении обязанности,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Хартия» о возложении обязанности по заключению договора, в обоснование которого указала, что она является собственником жилого дома <адрес>. В соответствии с соглашением от 23 мая 2018 года №7 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами», заключенным между ООО «Хартия» филиал Ярославский и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, ответчик является региональным оператором по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась к ответчику с заявлениями о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако, заявления не были приняты, проект договора не направлялся.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что в силу норм закона заключение договора в письменной форме с физическими лицами не является обязательным на основании пункта 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354, и пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.

С данной позицией ответчика истец не согласна. Услугами, оказываемыми ООО «Хартия», истец не пользовалась, твердые коммунальные отходы ответчиком не вывозились, услуги не оплачивались.

ДД.ММ.ГГГГ истец направила в адрес ответчика заявление о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО с приложением проекта договора. Указанная заявка была ответчиком рассмотрена, и в адрес истца был направлен проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ.

По предложенному ответчиком проекту договора истцом подготовлен протокол разногласий по следующим пунктам:

Раздел 1 пункты 3 и 4 - способ складирования твердых коммунальных отходов в пакеты и дата начала оказания услуг по обращению с ТКО ДД.ММ.ГГГГ;

Приложение к договору — место накопления ТКО и КТО, периодичность вывоза ТКО.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истец направила проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с указанием способа складирования ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; КГО - в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; дата начала оказания услуг определялась моментом подписания настоящего договора обеими сторонами.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил, что истек срок для представления возражений либо протокола разногласий по заключаемому договору, а следовательно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ считается заключенным на условиях типового договора. Между тем установленный срок - 15 рабочих дней – пропущен не был.

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

В соответствии с пунктом 8.8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8.7 настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления.

Этот срок ответчиком был нарушен, следовательно, истец имеет право на утверждение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в предложенной ею редакции.

Истец просит обязать ООО «Хартия» филиал «Ярославский» заключить с нею договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в предложенной ею редакции.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация Ермаковского сельского поселения Ярославской области.

В судебном заседании истец ФИО1, её представитель ФИО2 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснили, что основным разногласием является способ складирования твердых коммунальных отходов. Предложенный ответчиком способ складирования в пакеты неприемлем. В договоре должен быть указан способ складирования ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках. Полагают, что ответчик обязан решить вопрос с местной администрацией о местах расположения контейнерных площадок и установить контейнерные площадки.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Хартия»» по доверенности ФИО3 исковые требования не признал по основаниям, указанным в письменном отзыве, пояснил, что все существенные условия договора возмездного оказания услуг по обращению с ТКО регламентированы императивными нормами действующего законодательства и не могут быть изменены региональным оператором. В связи с отсутствием организованных мест накопления отходов в <адрес>, было принято решение об организации бестарного сбора отходов. Услуга по обращению с ТКО на территории <адрес> оказывается с ДД.ММ.ГГГГ., надлежащим образом. Дата начала оказания услуг потребителям определяется в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами» и не может быть изменена соглашением сторон. В силу действующего законодательства стороны не вправе самостоятельно определять места накопления ТКО. Организация деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения возложена на органы местного самоуправления. В обязанности регионального оператора не входит организация контейнерных площадок. Просит в удовлетворении требований отказать.

Представитель Администрации Ермаковского сельского поселения Ярославской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что сбор и вывоз мусора <адрес> осуществляется региональным оператором бестарным способом регулярно согласно утвержденному графику. Площадки для сбора ТКО в данном населённом пункте отсутствуют, обращений об обустройстве контейнерной площадки для сбора ТКО не поступало.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО. Под обращением с ТКО для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

Согласно статьи 438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила N 641).

Согласно пункту 10 Правил N 641, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

В соответствии со ст. 24.7 ФЗ РФ от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641".

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

ООО «Хартия» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области.

ФИО1 обратилась в ООО «Хартия» с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме согласно действующему законодательству.

В ответ на обращение ответчик направил ей типовой договор .

В п. 3 типового договора указан способ складирования твердых коммунальных отходов – в пакеты. В приложении к типовому договору указано место накопления твердых коммунальных отходов: <адрес>. Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов по графику бестарного сбора не реже 3 раз в месяц.

Пунктом 4 договора определена дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 составила протокол разногласий к договору, не согласившись с указанными пунктами. Истец выразила несогласие со способом складирования ТКО, полагает, что договором должен быть определен способ складирования – в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках, а также с периодичность вывоза ТКО – не менее четырех раз в месяц.

С учетом своих замечаний ФИО1 подготовила проект договора и направила его ответчику. Ответчик отказал в заключении договора в предложенной истцом редакции.

Как следует из пояснений истца, основным пунктом разногласий является способ складирования ТКО. Истец просит установить способ складирования ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках. Однако, на территории данного населенного пункта площадки для сбора ТКО отсутствуют, что следует из отзыва Администрации Ермаковского сельского поселения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и определение схемы их размещения отнесено к ведению органов местного самоуправления.

Согласно п 4 ст. 13.4 того же Закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Права и обязанности операторов, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами определяются в соответствии с Законом N 89-ФЗ. Операторы, в частности, обеспечивают сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами;

обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную региональной схемой обращения с отходами.

В данном случае включение в договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами условия о способе складирования ТКО в контейнеры, расположенные на контейнерных площадка, при отсутствии таковых, делает его неисполнимым. При этом в обязанности регионального оператора не входит создание мест накопления твердых коммунальных отходов. Следовательно, требование истца о возложении на ответчика обязанности заключить договор в предложенной ею редакции является необоснованным.

Истец не лишена права обратиться в установленном порядке с соответствующим иском к органу местного самоуправления в случае, если считает свои права нарушенными.

Дата начала выполнения региональным оператором обязанностей по обращению с твердыми коммунальными отходами определена соглашением, заключенным между ООО «Хартия» и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, - ДД.ММ.ГГГГ.

Само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором или соглашением, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ, пунктами 5 и 7 Правил N 1156.

Учитывая, что ООО «Хартия» фактически оказывало услуги по вывозу ТКО всем без исключения жителям д. Копнинское, доказательств обратного не представлено, то оснований для изменения условий типового договора в части начала оказания услуг с момента подписания договора также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Хартия» о возложении обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в редакции, предложенной ФИО1, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20.10.2020.

Судья < > Т.В. Розанова