ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3993/20 от 30.07.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2-3993/2020

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Перовских И.Н.,

при секретаре Белоус И.В.,

с участием представителя истца ФИО1

представителя ответчика ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области ФИО2

представителя ответчиков представителя ответчика У. Р. по Оренбургской области ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службы исполнения наказаний Р. об обязании совершения действий,

УСТАНОВИЛ:

Оренбургский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области, У. Р. по Оренбургской области, Ф. Р., указав, что в ... проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-8 требований уголовно-исполнительного законодательства. По результатам проверки установлено, что в ФКУ ИК-8 выявлен ряд нарушений содержания осужденных в камерах N и N штрафного изолятора (далее ШИЗО) СУС УОР ФКУ ИК-8, отсутствуют металлические кровати с деревянными покрытиями на одного человека в камере.

Также в нарушение требований ст.82 УИК РФ, устройство помещений камерного типа N, N отряда СУС УОР ФКУ ИК-8 не обеспечивает надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер, в связи с тем, что они не оборудованы камерными глухими дверьми.

Кроме того, в нарушение ч.2 ст.99 УИК РФ, п.1 раздела 2 Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы Приложения № 2 к приказу ФСИН РФ от 27.07.2006 г. №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», помещения камерного типа отряда СУС УОР, а также камеры N и N ШИЗО здания СУС УОР ФКУ ИК-8 не обеспечены индивидуальными специальными местами-откидными металлическими кроватями из расчета 1 кровать на человека.

... Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ... в адрес начальника ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области неоднократно в адрес начальника ФКУ ИК-8 было вынесено представление с требованием устранить выявленные нарушения, однако нарушения в полном объеме устранены не были.

Не принятие должностными лицами ФКУ ИК-8 мер, направленных на устранение выявленных нарушений материально-бытового обеспечения осужденных, свидетельствует о длительном их бездействии, что является недопустимым.

Просил суд обязать ФКУ ИК-8 в срок до ... совершит следующие действия:

- оборудовать камеры 6 и 8 штрафного изолятора здания СУС УОР ФКУ ИК-8 откидными металлическими кроватями с деревянным покрытием;

- оборудовать помещения камерного типа N отряда СУС УОР ФКУ ИК-8 глухими дверями, обеспечивающими надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер.

Обязать У. Р. по Оренбургской области в течении одного месяца со дня поступления денежных средств из Ф. Р. распределить указанные средства в ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области для обеспечения надлежащих режимных требований по созданию безопасных условий для осужденных по совершению вышеуказанных действий.

Обязать Ф. Р. в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в У. Р. по Оренбургской области для последующего распределении их в ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области для обеспечения надлежащих режимных требований по созданию безопасных условий для осужденных по совершению вышеуказанных действий.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании требования искового заявления поддержал, просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчиков Ф. Р., У. Р. по Оренбургской области ФИО3, действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований в части установления сроков для совершения указанных действий. Кроме того, просила отказать в удовлетворении исковых требований к У. Р. по Оренбургской области, Ф. Р., поскольку понуждение СИН Р. к выделения финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный Конституцией РФ принцип разделения властей.

Представитель ответчика ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области ФИО2, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований в части установления сроков для осуществления указанных действий.

Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, охрана их прав, свобод и законных интересов.

В силу п. 1 ст. 13 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-8 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.

В п. 2.1 Устава поименованы предмет и цели деятельности Учреждения, к числу которых отнесено, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регулируется ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), однако положения указанной нормы Закона находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими положениями Кодекса и нормативными актами.

Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (Ф. Р.), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно Ф. Р. осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий, учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству.

... Оренбургской прокуратурой по надзору за соблюдением законов проведена проверка исполнения администрацией ФКУ ИК-8 требований уголовно-исполнительного законодательства.

По результатам проверки установлено, что в ФКУ ИК-8 выявлен ряд нарушений содержания осужденных в камерах N и N штрафного изолятора (далее ШИЗО) СУС УОР ФКУ ИК-8, отсутствуют металлические кровати с деревянными покрытиями на одного человека в камере.

Также в нарушение требований ст.82 УИК РФ, устройство помещений камерного типа N отряда СУС УОР ФКУ ИК-8 не обеспечивает надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер, в связи с тем, что они не оборудованы камерными глухими дверьми.

Кроме того, в нарушение ч.2 ст.99 УИК РФ, п.1 раздела 2 Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы Приложения N к приказу Ф. РФ от ...N «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», помещения камерного типа отряда СУС УОР, а также камеры N и N ШИЗО здания СУС УОР ФКУ ИК-8 не обеспечены индивидуальными специальными местами-откидными металлическими кроватями из расчета 1 кровать на человека.

Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах проверки от ..., а также фотоматериалами.

По выявленным нарушениям ... прокурором области в адрес начальника У. Р. по Оренбургской области внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений федерального законодательства.

Согласно ответа врио начальника ФИО4 от ... следует, что для приведения в соответствие с требованиями приказа МЮ РФ от 04.09.2006 г. № 279, приказа МЮ РФ от 02.06.2003 № 130-дсп, устройств единых помещений камерного типа, требуется значительные материальные затраты. В настоящее время произведен локальный сметный расчет на устройство перегородок и установки металлических дверных блоков в камерах ЕПКТ ИК-8. Сметная стоимость строительных работ составила ... руб. В ФИО5 от ...N направлено письмо о выделении денежных средств. На третий квартал ... года планируется устранить недостаток за счет средств, приносящих доход от внебюджетной деятельности учреждения.

Кроме того, указанным ответом подтверждается наличие в камерах ПКТ двухярусных неоткидных металлических кроватей.

Согласно Положениям ч.ч. 2,3 ст. 90 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).

07.07.2006 года Приказом ФСИН России № 512 была утверждена «Номенклатура, норма обеспечения и сроки эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».

Действие Приказа распространяется на оборудование исправительных учреждений независимо от даты постройки помещений и принятия данного нормативного акта. Названным Приказом утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2).

Согласно раздела II Приложения 2 Номенклатуры, камера ПКТ должна быть оборудована откидной металлической кроватью в количестве 1 шт. на 1 человека, при этом камера ШИЗО должна быть оборудована откидной металлической кроватью с деревянным покрытием в количестве 1 шт. на 1 человека.

В ходе проведения проверки было установлено, что в камерах N и N штрафного изолятора (далее ШИЗО) СУС УОР ФКУ ИК-8 выявлен рад нарушений, в том числе отсутствие металлических кроватей с деревянными покрытиями на одного человека в камере.

Данный факт представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.

Поскольку в нарушение вышеприведенных норм в ФКУ ИК-8 камеры ШИЗО и ПКТ оборудованы двухярусными неоткидными металлическими кроватями, следовательно, судом на ответчика возлагается обязанность оборудовать камеры ШИЗО N и N откидными металлическими кроватями с деревянным покрытием.

Таким образом, требования в указанной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, администрацией ФКУ ИК-8 не соблюдаются режимные требования, предусмотренные ст.82 УИК РФ, в части изоляции осужденных, содержащихся в запираемых помещений. Так, в нарушение требований п.14.46 «Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ», утвержденной приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 10-дсп, устройство камеры N ШИЗО и ЕПКТ не обеспечивает надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер, в связи с тем, что они не оборудованы камерными глухими дверями, в соответствии с требованиями п.15.9 указанной инструкции. Таким образом, в нарушение требований ч.2 ст. 80 УИК РФ, осужденные впервые отбывающие наказание в исправительной колонии общего режима имеют возможность общаться с осужденными, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, отбывающими наказание в колонии строгого режима.

Согласно ч.1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В ходе рассмотрения дела ответчиками были даны письменные и устные пояснения, согласно которым, ФКУ ИК-8 является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы. Его учредителем и собственником закрепленного за ним имущества является Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний.

Здания исправительной колонии, в которых расположены камеры ШИЗО, ПКТ и одиночные камеры возведены в ... годах. При его проектировании и строительстве применялись действовавшие на тот момент "Указания по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10-73/МВД СССР). Реконструкция, расширение и техническое перевооружение данных зданий не производилось. Имеющееся в оперативном управлении ФКУ ИК-8 здания не позволяют оборудовать недостающем инвентарем, а мероприятия пор строительству и реконструкции зданий могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета. Отсутствие финансирования является обстоятельством, не зависящим от исправительной колонии.

По состоянию на ... год за счет средств бюджетного финансирования определен ряд планируемых работ, в число которых входит и капитальный ремонт здания СУС УОР литер Е17, устройство откидных кроватей, замена металлоконструкций оконных решеток, металлических дверей. Сметная стоимость, которого составляет ... руб. На выделенные денежные средства из федерального бюджета произведена закупка строительных материалов на сумму ... руб. Дефицит денежных средств составляет ... руб.

Кроме того, стороной ответчика отмечено, что капитальный ремонт здания, с учетом большого объема работ, заложенных в смету, сроков необходимых на осуществление закупки материалов не может быть выполнен в срок до ....

Однако стороной ответчика не представлено письменных доказательств, подтверждающих устранение недостатков и нарушений условий содержания осужденных, установленных в ходе проверки. Заключение государственных контрактов на приобретение материалов, выполнение работ не является значимым для дела обстоятельств, от которого зависит удовлетворение либо отказ в удовлетворении иска.

Принимая во внимание, что на момент вынесения решения данные нарушения ответчиком не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в указанной части и возлагает на ответчика обязательство по оборудованию помещения камерного типа N отряда СУС УОР ФКУ ИК-8 глухими дверями, обеспечивающими надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер.

Относительно требований истца об обязании У. Р. по Оренбургской области в течении одного месяца со дня поступления денежных средств из Ф. Р. распределить указанные средства в ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области для обеспечения надлежащих режимных требований по созданию безопасных условий для осужденных по совершению вышеуказанных действий, а также обязании Ф. Р. в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выделить денежные средства в У. Р. по Оренбургской области для последующего распределении их в ФКУ ИК-8 У. Р. по Оренбургской области для обеспечения надлежащих режимных требований по созданию безопасных условий для осужденных по совершению вышеуказанных действий суд не находит указанные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, соглашаясь с позицией ответчика Ф. Р., У. Р. по Оренбургской области.

Согласно п. 7 положения о Федеральной службе исполнения наказаний (Ф. Р.), утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно Ф. Р. осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.

При этом понуждение Ф. Р. к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Возложение на Ф. Р. обязанности организовать финансовое обеспечение расходов на проведение мероприятий по оборудованию колонии дополнительными комнатами является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части.

Вместе с тем, заслуживают доводы ответчиков о том, что выполнение мероприятий, указанных в иске в короткие сроки после вынесения решения является нецелесообразным, данные работы запланированы после капитального ремонта помещений, на проведение которого уже выделены денежные средства, и в настоящее время происходит расселение осужденных по другим колониям, что требует направления запроса на возможность этапирования, проведение карантинных мероприятий в условиях коронавирусной инфекции. Указанные обстоятельства не являются основанием для отказа в иске, но учитываются судом при определении срока, в течение которого надлежит выполнение оборудования двухярусными откидными кроватями, шумоизоляции камер.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действиядействия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Так, учитывая необходимость проведения капитального ремонта, выделения денежных средств из спланированного бюджета, объем работ, необходимость дополнительного финансирования и других обстоятельств, на основании ст. УПК РФ суд считает необходимым установить срок для совершения указанных в решении действий до ....

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, об обязании совершения действий, - удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области в срок до ... оборудовать:

- камеры N и N штрафного изолятора здания СУС УОР ФКУ ИК-8 откидными металлическими кроватями с деревянным покрытием;

- помещения камерного типа N отряда СУС УОР ФКУ ИК-8 глухими дверями, обеспечивающими надежную звуковую и визуальную изоляцию от соседних камер.

В удовлетворении исковых требований Оренбургского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Оренбургской области к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области, Федеральной службы исполнения наказаний Р. об обязании совершения действий, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированный текст решения изготовлен 04 августа 2020 года.

Судья: Перовских И.Н.