Дело № 2-3995/2019
УИД 55RS0007-01-2019-005289-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омск 14 ноября 2019 г.
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н. при секретаре судебного заседания Денисовой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КВА к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и о восстановлении права состоять в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец КВА обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и о восстановлении права состоять в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование исковых требований указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проходит службу в органах МЧС России, в настоящее время в должности начальника центрального пункта пожарной связи Центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения ФПС ФГКУ «4 ОФПС по Омской области». ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в жилищную комиссию ГУ МЧС России по Омской области с заявлением о постановке на очередь на получение единой социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ).
Согласно решению жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области (выписка из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ) истец и его семья (супруга ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын КМВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.) поставлены на очередь на получение ЕСВ, что также подтверждается уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке истца на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Истец и члены его семьи на праве собственности жилых помещений не имеют.
Истец и его семья постоянно проживают в доме его родителей по адресу: <адрес>.
В ДД.ММ.ГГГГ он узнал, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области, на которой было принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что его супруга подарила ДД.ММ.ГГГГ ? долю в праве собственности жилом помещении по адресу: <адрес> своему отцу ТАА и намеренно ухудшила жилищные условия своей семьи. Вместе с тем, супруга истца ФИО1 является членом семьи родителей истца с ДД.ММ.ГГГГ: КВАДД.ММ.ГГГГ г.р., КАПДД.ММ.ГГГГ г.р. - отец, КГБДД.ММ.ГГГГ г.р. - мать, КПАДД.ММ.ГГГГ г.р. - брат, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ г.р. - супруга, КМВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - сын, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. - дочь. Данная семья ведёт совестное хозяйство и проживает по адресу: <адрес>.
Также заседание комиссии было проведено без уведомления очередников, что нарушило права истца на предоставление объяснений и документов, опровергающих доводы комиссии.
Просит признать незаконным решение жилищной комиссии ГУМЧС России по Омской области, выраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, о снятии истца и членов его семьи с учёта для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, обязать ГУ МЧС России по Омской области восстановить КВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в списке сотрудников федеральной противопожарной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека (КВА, ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруга - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын - КМВ, ДД.ММ.ГГГГ гр.. дочь-ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.).
В судебном заседании истец КВА и его представитель ФИО3, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Факт отчуждения супругой истца принадлежащей ей доли в жилом помещении имел место, но истец этого и не скрывал, предоставлял все документы на комиссию по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Омской области и уволенным со службы. Считают, что истец должен быть восстановлен на учете.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме. Считает, что решение жилищной комиссии о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты является законным и обоснованным. Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, супруга заявителя имела в собственности ? долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право собственности на ? долю вышеназванного жилого дома. Ухудшение жилищных условия явилось основанием для снятия с учета истца.
Третье лицо ФИО1 считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку не было цели намеренно ухудшить жилищные условия с целью получения социальной выплаты. Все документы были предоставлены при постановке на учет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, допросив свидетеля, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах МЧС России, в настоящее время в должности начальника центрального пункта пожарной связи Центрального пункта пожарной связи службы пожаротушения ФПС ФГКУ «4 ОФПС по Омской области» (л.д. 92-112).
Согласно материалам дела, с ДД.ММ.ГГГГ истец и его семья в составе жены, сына и дочери состояли на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии ГУ МЧС России по Омской области, на которой было принято решение о снятии с учета истца составом семьи три человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 16-19).
Основанием для снятия истца с учета послужило то обстоятельство, что согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, выданным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, супруга заявителя имела в собственности ? долю в жилом помещении по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право собственности на ? долю названного жилого помещения путем дарения доли в жилом помещении. Допущено намеренное ухудшение жилищных условий.
Данный факт подтвержден выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 129).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ТТА был заключен брак (л.д. 34), после заключения брака супругам присвоена фамилия ФИО5.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ у истца родилась дочь ФИО2 (л.д. 32), КМВДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 35).
Согласно выписке из домовой книги жилого помещения по адресу: <адрес>, в жилом помещении зарегистрированы: КАП, КГБ, КВА, КПА, ФИО1, КМВ, ФИО2 (л.д. 36).
В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, данный нормативный правовой акт регулирует отношения, связанные с предоставлением социальных гарантий, в том числе, обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), а также граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.
Федеральный закон от 30.12.2012 года № 283-ФЗ, как следует из содержания статей 1, 4, закрепляет как право сотрудников и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; (пункт 2 части 3 статьи 4 закона); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 закона).
Согласно части 7 статьи 4 названного закона, право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Таким образом, правом на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения обладает сотрудник, имеющий специальное звание и проходящий службу в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации, продолжительность службы которого в названных учреждениях и органах составляет не менее 10 лет, нуждающийся в улучшении жилищных условий по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ. Бывшие сотрудники учреждений и органов федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Российской Федерации право на единовременную социальную выплату имеют при наличии одновременно двух условий: если они были уволены со службы с правом на пенсию и были приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения службы.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 года №-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Так, согласно статье 31 Жилищного кодекса РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, основанием для снятия с учета истца послужил факт отчуждения его женой ФИО1 своему отцу ДД.ММ.ГГГГ ? доли в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, данный факт подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Ранее ФИО1 принадлежала ? доля в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, право собственности на долю в указанном жилом помещении возникло в 1993 г. в период приватизации.
На основании п. 5 ч. 8 ст. 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе, действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-Ф3, порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 4 названного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, а также в установленных Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-Ф3 случаях - членам семей сотрудников и гражданам, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации.
Пунктом 5 названных Правил определено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в том числе: копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи; копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; копия послужного списка сотрудника; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления, либо заменяющие их документы; документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Копии документов, указанных в пункте 5 Правил, для предоставления единовременной социальной выплаты должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3, либо об отказе в постановке на указанный учет (пункт 7 Правил).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ТАА показал суду, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было приватизировано на четверых, ? доля принадлежала его дочери. В ДД.ММ.ГГГГ его дочь подарила свою долю ему. Данное дарение было вызвано планами продать квартиру. Так как дочь живет далеко, решили переоформить ее долю на него, для того, чтобы ей не приезжать, если найдется покупатель. Продать квартиру не получилось, потом изменились жизненные обстоятельства.
Пунктом 15 пп. «б» Правил установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты, в том числе, в случае улучшения жилищных условий, в результате которых, утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как установлено, материалами дела, действительно, подтвержден факт отчуждения женой истца после постановки на учет ? доли принадлежащего ей жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, при этом, факт отчуждения был ДД.ММ.ГГГГ, сторона ответчика данный факт не оспаривала.
При этом, каких-либо недобросовестных, намеренных умышленных действий, преследующих ухудшение жилищных условий с целью приобретения статуса нуждающегося в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения по делу не установлено и стороной ответчика не доказано.
Указанное дарение доли в квартире супругой истца состоялось задолго до обращения истца с заявлением о получении социальной выплаты, и до дарения доли и после дарения доли супругой истца, его семья имела статус нуждающейся в получении единовременной социальной выплаты, все документы были предоставлены в комиссию при постановке на учет. То обстоятельство, что при постановке на учет семьи истца и в течение пяти лет со дня отчуждения указанной доли в квартире супругой истца, уполномоченный орган по своей вине не установил своевременно в разумные сроки данное обстоятельство и не применил предусмотренную законом санкцию в течение предусмотренного законом 5 летнего срока, не может для истца по истечении данного срок, влечь негативных последствий. Пятилетний срок истек в ДД.ММ.ГГГГ, истец, продолжая состоять на учете, обоснованно законно ожидал получения социальной выплаты, соответственно, факт снятия его с учета за рамками 5 летнего срока и только по данному основанию, является незаконным, безосновательным и нарушает право истца. По истечении 5 летнего срока, истец имеет право состоять на учете для получения социальной выплаты и снятие его с учета может происходить только по основаниям, указанным в законе, а таких оснований на время принятия решения, у комиссии не имелось.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования КВА к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области о признании незаконным решения жилищной комиссии и о восстановлении права состоять в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения удовлетворить полностью.
Признать незаконным решение постоянно действующей комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Омской области и уволенным со службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ о снятии КВА и членов его семьи с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области восстановить КВА в списке лиц, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты его постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ составом семьи 4 человека: КВАДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, КМВДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области в пользу КВА расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс
Решение суда в окончательной форме принято: ДД.ММ.ГГГГ.