Дело № 2-3995/2021
УИД-09RS0001-01-2021-006564-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Черкесск КЧР 22 октября 2021г.
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Байтковой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
с участием: представителя истца ФИО7- ФИО8 С-А.,
представителя ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики - ФИО9,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора КЧР КП «Дирекция капитального строительства» - ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО5, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 действуя в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО1, ФИО1 обратились в Черкесский городской суда КЧР с иском Министерству туризма, курортов и молодежной политики КЧР об обязании предоставить социальную выплату. В обоснование доводов исковых требований сослалась, что в порядке, установленном нормативными правовыми актами, их семья в составе 4-х человек стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», и им было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018г. №844. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежала зачислению социальная выплата. Однако до настоящего времени эта социальная выплата их семье не предоставлена. В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР было направлено заявление, на которое ответчик ответил отказом. На момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты их семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретения жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за их семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Данное право никем не оспорено. В обоснование своей позиции ответчик сослался на истечение срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Истечение срока не прекращает их право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств. Отказ в предоставлении им социальной выплаты только лишь на том основании, что истек срок действия выданного свидетельства, является неправомерным и нарушает жилищные права их семьи. Со ссылками на нормы действующего законодательства просит: Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР включить ФИО7 и ее детей ФИО7 ФИО6, ФИО7 ФИО3, ФИО1, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021г.. Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР в течение двух месяцев со дня принятия решения суда предоставить (выплатить) ФИО7, ФИО2, ФИО7 ФИО3, ФИО1 социальную выплату предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25.12.2018г. №859 на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Определением суда (в ходе подготовки) к рассмотрению дела по существу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Карачаево-Черкесское Республиканское КП «Дирекция капитального строительства».
В судебное заседание ФИО7 не явилась, уведомлена надлежащим образом, согласно письменного заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и представитель третьего лица Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, представили письменные возражения.
Кроме того, представителем ответчика предоставлен Указ Главы КЧР от 11.10.2021г. №38 «Об исполнительных органах государственной власти КЧР», приложение к Указу №38, а также письмо от 18.10.2021г. исх.№2243/2021г. за подписью и.о.Министра, согласно которого следует, что в соответствии с вышеназванным Указом Главы КЧР (п.4) в срок до 01.03.2022г. будут проводится организационные мероприятия по внесению изменений в соответствующие правовые акты, в связи с чем, до окончания реорганизации Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР является действующим юридическим лицом.
Согласно поступившим письменным возражениям ответчика, Министерство с исковыми требованиями не согласно по следующим основаниям. Право молодой семьи – участницы мероприятия ведомственной целевой программы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом-свидетельством о праве на получение социальной выплаты (Свидетельство), срок действия которой составляет не более 7 месяцев с даты выдачи (п.5 Правил). Продление указанного срока Правилами не предусмотрено. Согласно п.35 Правил социальная выплата предоставляется владельцу Свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. В соответствии с п.39 Правил для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из ЕГРН на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документ, подтверждающий наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения по договору купли-продажи жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Исковое заявление и приложенные к нему материалы не содержат информации о выполнении вышеуказанных условий, следовательно, основания для перечисления на счет семьи истца предусмотренной Свидетельством социальной выплаты не имеются.
При таких обстоятельствах, суд, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц с учетом сведений об их извещении, заявлений о рассмотрении дела без их участия, позиции по делу и представленных в обоснование позиции материалов.
Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об обоснованности и законности заявленных требований.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (ст.7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 ст.38), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (ч.1 и 2 ст.40).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.07.2014г. N21-П "По делу о проверке конституционности подп."г" п.18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050) в связи с жалобой гражданки ФИО12", одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. N1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с п.24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Правила), являющихся приложением N 1 к упомянутой выше программе, местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п.25 Правил порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 26 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия.
В соответствии с п.27 Правил, только после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Согласно п.28 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Порядок формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются Правительством КЧР
До 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20.12.2016г. N338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. N364 "Об утверждении государственной программы "Развитие туризма и социального предпринимательства в КЧР до 2018г.", которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрограммы 2 "Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы" (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР. Целью подпрограммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.
С 01.04.2019г. на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства КЧР от 31.01.2019г. N34 "О государственной программе "Развитие туризма, курортов и молодежной политики КЧР", которое также содержит аналогичные положения.
В соответствии с п.3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодой семьи - участницы основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (основное мероприятие) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Согласно п.4 Правил выдача свидетельства на основании решения о включении молодой семьи в список участников подпрограммы осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005г. по тем же основаниям, которые установлены ст.51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7 Правил).
Согласно п.6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подп."а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.7 настоящих Правил (подп."б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подп."в").
В соответствии с п.10 Правил социальная выплата предоставляется в размере не менее 35 % расчетной (средней) стоимости жилья - для молодых семей с детьми. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с п.15 Правил, количества членов молодой семьи участницы мероприятия ведомственной целевой программы и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников мероприятия ведомственной целевой программы (п.13 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, семья С-вых состоящая из четырех человек (ФИО5, несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО1, ФИО1), являлась участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы», согласно Постановлению Администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23.04.2015г. №503. а также вступившим в законную силу решением Усть-Джегутинского Районного суда от 01.02.2016г..
19.05.2017г. между Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным Предприятием «Дирекция капитального строительства» было заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии, в соответствии с которым КЧР КП «Дирекция капитального строительства» приняло на себя обязанности в том числе по своевременному ежегодному формированию списка молодых семей - участников Подпрограммы и предоставлению данных списков в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР для дальнейшего утверждения.
Министерством туризма, курортов и молодежной политики КЧР заключено соглашение о сотрудничестве в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" с ПАО АКБ "Связь-Банк" №01 от 05.02.2016г., действие которого ежегодно подтверждалось дополнительными соглашениями (№4 от 29.12.2018г., №5 от 18.11.2019г.).
Материалами дела подтверждается, что в порядке, установленном вышеназванными нормативными правовыми актами, семья С-вых в составе 4-х человек, стала участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты №844 АА 0004688 от 25.12.2018г. Указанное свидетельство было предъявлено в банк для открытия специального счета, на который подлежало зачислению социальная выплата. Однако до настоящего времени эта социальная выплата нашей семье не предоставлена.
В целях внесудебного урегулирования данного вопроса в Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской республики было направлено заявление от 17.02.2021г. ФИО7 обратилась в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР о выдаче нового свидетельства с действующими сроками, либо выдать иной документ, подтверждающий действительность Свидетельства №844 от 25.12.2018г. для предоставления в Росрееетр. Согласно ответу от 24.02.2021г. Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР действие указанного выше свидетельства продлило до 31.03.2021г..
Материалами дела также подтверждается, что 14.04.2021г. ФИО7 обратилась в Министерство Туризма, курортов и молодежной политики КЧР с просьбой уточнить сроки перечисления денежных средств на расчетный счет в Тексбанке.
Между тем, на указанное заявление ответчик ответил отказом, указав, что в соответствии с п.27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование (Правила), утвержденных постановлением Правительства КЧР от 31.01.2019г. № 34, в случае если на момент формирования списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей- участников Подпрограммы, в порядке, установленном органом местного самоуправления. Как указал ответчик, в 2018г. при выдаче Дирекцией капитального строительства свидетельства возраст истицы превышал реальный возраста участника в Подпрограмме и составляя 39 лет.
Вместе с тем, суд полагает, что действия ответчика нельзя признать законными ввиду следующего.
В судебном заседании установлено, что Постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23.04.2013г. №503 «О признании семьи ФИО7 участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.», следует, что рассмотрев заявление от 09.04.2013г. №8 - 459 и приложенные к нему документы ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, <адрес> с просьбой о признании её семьи в составе 3 человек: дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», учитывая протокол заседания комиссии от 23.04.2013г. №8 по признанию молодых семей участниками программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 14.07.2011г. №575, от 12.09.2011г. №771, от 06.10.2011г. №825, от 27.12.2011г. №1161, от 20.07.2012г. №745, от 22.11.2012г. №1204, от 30.12.2012г. №1485), постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 04.03.2011г. №67 «О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы»» (в редакциях постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 06.04.2011г. №88, от 07.09.2011г. №299, от 14.02.2012г. №58, от 16.05.2012г. №182), постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 18.04.2011г. №372 «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы»» (в редакциях постановлений администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 07.06.2011г. №614, от 29.08.2011г. № 1018, от 29.12.2011г. №1537, от 18.06.2012г. №668, от 01.04.2013г. №419) постановлено: Признать семью ФИО7 в составе 3 человек, участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы», присвоив порядковый номер 507.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.62 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Так, согласно вступившему в законную силу решению Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 01.02.2016г. семья ФИО7 в составе трех человек признана участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
Усть-Джегутинский районный суд решением от 01.02.2016г. признал, что семья истицы отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу недостаточности софинансирования социальная выплата ФИО7 семьей получена не была.
Судом постановлено: Исковое заявление ФИО7 к администрации Усть-Джегутинского муниципального района об отмене постановления администрации Усть-Джегутинского муниципального района №974 от 13.10.2015г. и признании семьи участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» удовлетворить. Отменить постановление администрации Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики №974 от 13.10.2015г. «О признании утратившим силу постановления администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23.04.2013г. №503 «О признании семьи ФИО7 участницей программы «Обеспечение жильём молодых семей на 2011- 2015 годы». Признать семью ФИО7 в составе трех человек, проживающих по адресу: <адрес>, <адрес>, участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы».
Постановлением Администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 19.12.2016г. №1062 «О признании семьи ФИО7 участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2016г.» постановлено: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010г. №1050 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013г. №371 «Об утверждении государственной программы «Молодежь Карачаево-Черкесии на 2014-2018 годы», постановлением администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 26.11.2015г. №1075 «О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2016 год», во исполнение решения Усть- Джегутинского районного суда от 01.02.2016 года № 2-32/2016г.: Признать семью ФИО7, в составе трех человек, участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2016 год», зарегистрированных по адресу: <адрес>, присвоив порядковый №. Постановление администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23.04.2013г. № «О признании семьи ФИО7 участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2011-2015гг.» признать утратившим силу. Постановление администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 13.10.2015г. № 974 «О признании утратившим силу постановления администрации Усть-Джегутинского муниципального района от 23.04.2013г. №503 «О признании семьи ФИО7 участницей программы «Обеспечение жильем молодых семей Усть-Джегутинского муниципального района на 2016г.» признать утратившим силу.
Таким образом, на момент первоначальной постановки на учет ФИО7 соответствовала всем требованиям, предъявляемым к участнице указанной выше программы.
Вместе с тем, суд полагает необходимым отметить, что указанные обстоятельства не должны каким-либо образом ущемлять права семьи истицы ФИО7, действующей добросовестно в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и гарантированных государством прав.
В данном случае, Позиция Министерства туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики, считающего невозможным предоставление социальной выплаты для приобретения жилого помещения является незаконной и нарушает права истицы.
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы является высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются обеспечиваются государственная поддержка материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечения правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1977г. №20-П, определение от 15.02.2005г. №17-0, определение от 05.03.2009г. №376-0-П и др.). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношения личности, общества и государства в социальной сфере распространяются на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного нз необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека), ст.11 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах).
Таки образом, на момент выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты данная семья полностью соответствовала всем критериям, которые были установлены для молодых семей, имеющих право на социальную выплату на приобретение жилья. Все документы, которые требовались в соответствии с вышеназванными нормативными актами, были предоставлены. Выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты государство в лице уполномоченного на то органа признало за нашей семьей право на получение социальной выплаты в размере, указанном в этом свидетельстве. Этому праву на получение социальной выплаты корреспондирует обязанность государства произвести выплату путем перечисления денежных средств на специальный счет в банке. Данная обязанность обязанным в правоотношении лицом (ответчиком) не исполнена, и наше право па получение социальной выплаты, удостоверенное свидетельством, осталось нереализованным.
В обоснование своей позиции ответчик сослался на то, что возраст истицы превышал предельный возраст участия в Подпрограмме и составляет 39 лет, а также что ею в ПАО «Промсвязьбанк» не был предоставлен необходимый пакет документов в банк в пределах срока действия Свидетельства.
Данные обстоятельства, как уточнялось выше, рассмотрены Усть- Джегутинским районным судом и семья признана участником программы.
Между тем, данный срок не является пресекательным и правопрекращающим. Само, по себе истечение этого срока не прекращает право на получение социальной выплаты, равно как не прекращает и соответствующую обязанность государства в лице ответчика произвести выплату денежных средств. В течение срока, в который выдано свидетельство, жилищные условия семьи никак улучшены не были. Кроме того, семьи право на получение социальной выплаты в течение срока, указанного в свидетельстве, осталось нереализованным не по вине истицы и ее несовершеннолетних детей, а по причине неисполнения ответчиком обязанности произвести выплату.
Так, материалами дела подтверждается, что договор купли продажи истицей ФИО7 заключен в период действия свидетельства (свидетельство от 25.12.2018г. №844 продлено на основании письма от 24.02.2021г. исх.№401/21 до 31.03.2021г.).
Согласно договора купли-продажи от 16.02.2021г. истица ФИО7 действуя в свои интересах и интересах троих несовершеннолетних детей приобрела в общую долевую собственность в равных долях, по 1/4 доле каждый, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> именуемые в дальнейшем «Объекты». Отчуждаемые объекты представляют собой: жилой дом, назначение: жилое, общей площадью 280,6 кв.м., этажность:2. Кадастровый № и земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с целевым назначением - для ведения личного подсобного хозяйства, площадь: 600 кв.м., имеющий кадастровый №. Вышеуказанные отчуждаемые объекты принадлежит Продавцу на основании договора купли-продажи земельного участка от 18.09.2013г..
Согласно указного договора Продавец продал, а Покупатель купил вышеуказанные отчуждаемые объекта: за 3 000000,00 руб.: жилой дом 2500000,00 руб., за земельный участок 500000,00 руб.. Расчет производится следующим образом: за земельный участок указанная сумма 500 000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек оплачена Продавцу до подписания настоящего договора за счет собственных средств Покупателя; за жилой дом: 1116555 (один миллион сто шестнадцать тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублен 55 копеек оплачена Продавцу до подписания настоящего договора за счет собственных средств Покупателя, часть суммы в размере 457 178 (четыреста пятьдесят семь тысяч сто семьдесят восемь) рублей 85 копеек будет выплачена за счет средств по государственном) сертификату на материнский (семейного) капитал серия МК-4 № выданному 19.04.2012г. на основании решения Управления Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Джегутинском районе на лицевой счет продавца ФИО4; часть суммы в размере 926265 (девятьсот двадцать шесть тысяч двесш шестьдесят пять) рублей 60 копеек будет выплачена за счет средств подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Свидетельству № о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства №, выданному 25.12.2018г. Карачаево-Черкесским Республиканским Казенным предприятием «Дирекция капитального строительства», путем перечисления денежных средств со счета №40817810400004000361, открытого в АО ТЕКСБАНК БИК:049133845, ИНН:<***>,кор/счет:30101810500000000845, КЧР, <...>, на имя распорядителя счета-участника целевой программы ФИО7, на расчетный счет Продавца - ФИО11.
Из выписок из ЕГРН от 21.10.2018г. видно, что право собственности ФИО7 и ее детей на указанную недвижимость зарегистрировано в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
Основанием для регистрации является договор купли-продажи объекта недвижимости указанный выше.
Согласно ответа на запрос суда от 18.10.2021г. вх.№16650, поступившего за подписью ликвидатора АО «Тексбанк» ФИО13, следует, что заявка в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР на имя ФИО7 была направлена 18.03.2021г..
Не оспорено в ходе судебного разбирательства сторонами и то обстоятельство, что семье ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ гр. (дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ гр.; ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ гр.; ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ гр.) выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства от 25.12.2018 г. № 844 и продлено до 31.03.2021г. Социальная выплата - 926 265,6 руб. (письмо от 24.02.2021г. исх.№401/21).
В соответствии с п.35 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства о праве на получение социальной выплаты в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств. Владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты в течение 1 месяца со дня его выдачи сдает это свидетельство в банк. Банк заключает с владельцем свидетельства о праве на получение социальной выплаты договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств, предоставленных в качестве социальной выплаты.
Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты (п.36 Правил). Пунктом 39 Правил предусмотрено, что для оплаты приобретаемого жилого помещения или строительства жилого дома распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор купли-продажи жилого помещения либо договор строительного подряда, выписку (выписки) из Единого государственного реестра недвижимости о правах на приобретаемое жилое помещение (построенный жилой дом) и документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты приобретаемого жилого помещения или строящегося жилого дома в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 46 Правил банк в течение 5 рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами 39 - 42, 44 и подпунктами "а" или "б" "а" "б" пункта 45" настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений и в течение одного рабочего дня после вынесения решения о принятии договора купли-продажи жилого помещения, документов на строительство и документов, предусмотренных пунктами 41, 42, 44 и подпунктами "а" и "б" пункта 45 настоящих Правил, направляет в орган местного самоуправления заявку на перечисление бюджетных средств в счет оплаты расходов на основании указанных документов. Пунктом 47 Правил предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней со дня получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах о праве на получение социальной выплаты и при их соответствии перечисляет банку средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты. Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы со дня исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на банковский счет распорядителя счета средств (п.50 Правил).
Согласно доводам иска, участниками подпрограммы все ее требования выполнены, вины истцов в неперечислении денежных средств нет.
Действительно, в установленный законом срок истцом заключен договор купли-продажи жилого дома и земельного участка, переход права на объект недвижимости зарегистрирован 16.02.2021г., о чем свидетельствуют представленные выписки из ЕГРН.
Таким образом, истец добросовестно и осмотрительно произвел все действия, которые он должен был произвести до истечения срока действия свидетельства.
Ответчик, в свою очередь не выполнил взятые на себя обязательства по не зависящим от истца обстоятельствам.
Отсутствует информация относительно списков у ответчика, поскольку в соответствии с протоколом изъятия УЭБ и ПК МВД по КЧР от 15.09.2020г. папки с реестрами участников подпрограммы, со списками молодых семей, получивших свидетельства, имеющих право на социальную выплату, и все иные документы касательно реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей на 2015 - 2020 годы" изъяты в рамках возбужденного уголовного дела.
Третьим лицом КЧР КП «Дирекция капитального строительства» на запрос суда о предоставлении учетного дела истца также представлен протокол выемки от 28.09.2020г. об изъятии ГУ МВД России по СКФО сшивов документов со сводными списками получателей социальных выплат, сшивов документов со сведениями о получателях социальных выплат и иных документов, имеющих значение для уголовного дела.
В соответствии с п.43 Правил приобретаемое жилое помещение или построенный жилой дом оформляются в общую собственность всех членов молодой семьи, указанных в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты.
Государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество по указанному выше адресу осуществлена, что подтверждается материалами дела.
В данном случае, суд находит безусловно установленным то обстоятельство, что семья С-вых заключив договор купли-продажи имеет безусловное право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Оформить указанные в договоре купли-продажи объекты в долевую собственность всех членов семьи истец обязался после погашения залога, поскольку объекты недвижимости приобретены в ипотеку.
Между тем, заявка уполномоченному органу на перечисление бюджетных средств, направлена, ответчик в нарушение условий подпрограммы свою обязанность по принятию решения о предоставлении семье социальной выплаты в установленные сроки не выполнил.
Вопреки доводам возражений ответчика подпунктом "а" п.49 Правил предусмотрено, что по соглашению сторон договор банковского счета может быть продлен, если до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор купли-продажи жилого помещения, документы на строительство и документы, предусмотренные п.п.41, 42, 44, подп."а" и "б" п.45 и п.45(1) настоящих Правил, но оплата не произведена.
Пунктом 52 Правил установлено, что если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.
Применительно к настоящему спору, владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты не по своей вине, семья в установленные в Свидетельстве сроки предоставила в Банк, с которым у ответчика было заключено соглашение о сотрудничестве, все необходимые документы.
Таким образом, право истцов на приобретение жилья в качестве государственной поддержки нарушено, в отношении семьи С-вых не исполнены все предусмотренные действующим законодательством мероприятия по предоставлению социальной выплаты.
С-вы обратились в Министерство туризма, курортов и молодежной политики КЧР с заявлением о включении его список претендентов на получение в 2021г. социальной выплаты для приобретения жилья на состав семьи из 4-х человек, восстановлении (продлении) срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты или выдаче нового свидетельства, предоставлении социальной выплаты.
Из письма Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР от 24.02.2021г. №401/21 следует, что срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья продлен до 31.03.2021г..
Между тем, не смотря на указанные действия со стороны ответчика, семья С-вых в течение 7 месяцев со дня выдачи свидетельства не смогла воспользоваться правом на получение выделенной им социальной выплаты, в связи с чем, на ответчике лежала обязанность рассмотреть вопрос о включении семьи в список претендентов на получение социальной выплаты на 2021г. и последующем предоставлении социальной выплаты, предусмотренной Свидетельством от 25.12.2018г. №844.
Довод ответчика, что свидетельство, выданное семье истцов, удостоверяющее их право на получение социальной выплаты, является недействительным в виду окончания срока его действия, не обоснован, поскольку из содержания п.36 Правил договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а согласно подп."а" п.49 Правил следует возможность продления договора банковского счета в случаях, когда банком принят договор купли-продажи, однако оплата по нему не произведена. То есть оплата может быть произведена уже после истечения срока действия свидетельства.
Поскольку государство, включая молодую семью истцов в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
Молодая семья, в установленном законом порядке признанная нуждающейся в жилом помещении, претендующая на реализацию своего права по установленным условиям вышеуказанной федеральной программы, вправе получить меры социальной поддержки. На момент первоначальной выдачи Свидетельства семья полностью соответствовала всем критериям, установленным для молодых семей, выдачей Свидетельства за семьей признано право на получение социальной выплаты в указанном в нем размере. Свидетельство никем не оспорено, недействительным не признано.
По данному делу юридически значимым обстоятельством является выяснение судом вопроса о том, был ли истцами, как участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Жилище» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушен порядок и сроки при реализации права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Как установлено судом, семья истца, реализовывая право на улучшение жилищных условий, приобрела по договору купли-продажи жилое помещение, переход права собственности зарегистрирован.
Поскольку договор купли-продажи жилого помещения был заключен, переход права собственности по нему зарегистрирован и подтверждающие указанные обстоятельства документы представлены истцами в банк в установленные в Свидетельстве и в Правилах сроки, при разрешении дела суд исходит из того, что заявка от Банка на перечисление социальной выплаты была ответчику направлена своевременно, однако не исполнена. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, как не предоставлено доказательств недобросовестности, неосмотрительности, либо злоупотребления правом истца.
Судом отмечается, что спорная социальная выплата финансируется из средств федерального, республиканского и местного бюджетов. В случае неиспользования средств, предназначенных для предоставления социальных выплат в текущем году, они могут быть перераспределены в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
При таких данных, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что нарушенное право истца на приобретение жилья в качестве государственной поддержки подлежит восстановлению в текущем году и приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО7, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО1 к Министерству туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики об обязании предоставить социальную выплату – удовлетворить.
Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики включить ФИО7, действующую в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО1, как молодую семью в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства на 2021 год.
Обязать Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики предоставить (выплатить) ФИО7, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО1 социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на получение социальной выплаты от 25 декабря 2018 года № 844 (продленному до 31.03.2021г.) на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, до 31 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 22.10.2021г..
Судья Черкесского городского суда КЧР Л.А.Байтокова