РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Кольцовой В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Паршиной А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3996/2022 по иску ФИО2 к Государственному Учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы в должности водителя автобуса регулярного городского маршрута
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периоды работы в должности водителя автобуса регулярного городского маршрута, указав, чтоДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, отработавшее в качестве водителя автобуса всех типов на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет.
Однако ДД.ММ.ГГГГ решением №30 ГУ - Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда РФ в Астраханской области №2 ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, работающему в качестве водителя автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах, в связи с отсутствием требуемого страхового стажа на соответствующих видах работ. С указанным решением ответчика ФИО2 не согласен считает его незаконным и необоснованным.
В связи с чем, просит суд признать решение от ДД.ММ.ГГГГ№ ГУ-Центра установления пенсий и социальных выплат ПФР в Астраханской области №2 - незаконным. Обязать ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по включить в специальный стаж для назначения ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автобуса на регулярном городском пассажирском маршруте №C «Мостстрой-Стрелецкое»; Обязать ответчика ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Астраханской области назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости с даты подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2, его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просила суд удовлетворить их.
Представитель ответчика ФИО4 в удовлетворении исковых требований просила отказать по основаниям, указанным в возражении на исковое заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015г.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право у лиц данной категории на установление страховой пенсии по старости досрочно возникает у мужчин по достижении возраста 55 лет и женщин по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Аналогичные положения содержались в п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015.
По смыслу приведенных положений закона, право на досрочное назначение пенсии связывается не с любой работой в должности водителя, а лишь в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах, поскольку именно в связи с такой работой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Под регулярным городским пассажирским маршрутом понимается заранее определенный и утвержденный путь следования транспорта в черте города, движение по которому осуществляется с определенной периодичностью (регулярно) и с обязательными остановками в специально установленных местах.
Водителям автобусов, троллейбусов и трамваев, работающим на пригородных маршрутах, а также выполняющим заказные перевозки по маршрутам в пределах города, но не являющимися регулярными городскими маршрутами, досрочное пенсионное обеспечение не установлено. Не пользуются правом на досрочную пенсию и водители междугородных автобусов.
Кроме этого в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016 г.) «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 01.01.2015 г. - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» должны применяться дополнительные тарифы при уплате страховых взносов с 01.01.2013 г.: 2013 г. - 2,0 %, 2014 г. - 4,0 %, с 2015 г. и последующие годы — 6%. Данные выплаты не осуществлялись и не могли осуществляться, так как регистрация в качестве предпринимателя не попадают под действие указанной статьи по сдаче отчетности.
Согласно письму Министерства транспорта Российской Федерации от 02.07.1992 года № 13-пр утвержден порядок подтверждения специального стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах.
На основании указанного порядка право на назначение пенсии имеют водители, постоянно трудившиеся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени (не менее 80% рабочего времени в месяц) и принятые на «должность» водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов». Справки о подтверждении специального стажа составляются, в том числе на основании ведомости на получение заработной платы, так как водителям на городских автобусах устанавливаются повышенные часовые тарифные ставки по сравнению с другими водителями, работающими на автобусах таких же типов.
Юридически значимым является установление того, работал ли истец в вышеназванный период в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах полный рабочий день.
В соответствии с «Уставом автомобильного транспорта», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 08.01.1969 № 12, автомобильные перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные, межреспубликанские и международные. К городским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно, к междугородным - перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 километров, к межреспубликанским - перевозкам, осуществляемым по территории двух и более союзных республик, и к международным - перевозкам, осуществляемым за пределами или из-за пределов территории СССР.
Перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении, что отражено в ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Перевозки в городском сообщении осуществляются в границах населенных пунктов.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Как следует из п. 1.2.1 Приказа Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 (ред. от 18.07.2000) «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.05.1997 № 1302), «автобус» - автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8 (классификация автотранспортных средств принята правилами ЕЭК ООН, М-2 и М-3).
Согласно п. 1.2.2 Приказа № 2 «автобусный маршрут» - это установленный в процессе организации перевозок путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Характеристика автобусных перевозок осуществляется по регулярности, территориальности и назначению. Регулярные (перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках), разовые (единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком: юридическим или физическим лицом) (п. 1.2.3.1). Территориальность: в том числе – городские (п. 1.2.3.1); по назначению: в том числе - общего пользования (п. 1.2.3.3).
В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, установлено, что работники, осуществляющие автомобильные перевозки, имеют профессию «водитель автомобиля» (код 11442), а уровень квалификации водителя определяется присвоенным ему классом.
Истец был зарегистрирован в качестве предпринимателя с 6 августа 1998 года, вид деятельности: пассажирские и грузовые перевозки. Уплата страховых взносов осуществлялась в виде фиксированного платежа. Индивидуальный предприниматель, должен уплачивать за себя страховые взносы на ОПС и ОМС (пп. 2 п. 1 ст. 419пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ). Ранее уплату фиксированного платежа регулировали норма 212- ФЗ от 24.07.2009 года.
Должность и регистрация в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде пассажирских и грузовых перевозок не дает право на назначение досрочной пенсии. При этом, при работе в качестве предпринимателя нигде не фиксируется полная занятость при выполнении трудовых функций, т.е. обязательность выполнения условий полной занятости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2014 года № 290 утвержден перечень рабочих мест, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда. В п. 14 указанного перечня поименованы рабочие места водителей наземного пассажирского транспорта общего пользования. ФИО2 специальную оценку условий труда не проходил, указанное рабочее место для досрочного назначения пенсии не оценивалось.
Для водителей, работающих в маршрутных такси, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется, так как в данном случае указанная деятельность направлена на извлечение прибыли.
Представленные в материалах дела лицензии, свидетельства, договоры предрейсового и послерейсового осмотра не могут являться основанием для подтверждения специального стажа, свидетельствующих о полной занятости при осуществлении перевозок.
Таким образом в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Еосударственному учреждению - отделению Пенсионного Фона Российской Федерации по Астраханской области о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии периодов работы в должности водителя автобуса регулярного городского маршрута - отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.09.2022 г.
Судья: В.В. Кольцова