ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3997/2016 от 21.04.2016 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело №2-3997/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Волгограда в составе:

председательствующего судьи Мягковой Е.А.,

при секретаре Меликян Г.А.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика аппарата Губернатора Волгоградской области – ФИО2, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 апреля 2016 года в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО1 к аппарату Губернатора Волгоградской области о признании распоряжения представителя нанимателя незаконным, взыскании невыплаченной части денежного содержания государственного гражданского служащего,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к аппарату Губернатора Волгоградской области о признании распоряжения аппарата Губернатора Волгоградской области от 16 декабря 2015 года №309-к об изменении размера надбавки за особые условия государственной гражданской службы незаконным, взыскании разницы в денежном содержании в размере 8452,80 рублей. Свои требования мотивирует тем, что с 15.12.2008 года по настоящее время она проходит государственную гражданскую службу Волгоградской области в аппарате Губернатора Волгоградской области. В соответствии со служебным контрактом приняла на себя обязательства исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом по замещаемой должности гражданской службы. Распоряжением аппарата Губернатора Волгоградской области от 16.12.2015 года №309-к ей был изменен размер ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы с максимального 120% должностного оклада до минимального 90% должностного оклада. Указанное распоряжение аппарата Губернатора от 16.12.2015 года №309-к считает незаконным по следующим основаниям. Во-первых, об изменении размера надбавки за особые условия государственной гражданской службы она должна быть уведомлена представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до введения нового размера указанной надбавок. Во-вторых, считает, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для изменения надбавки за особые условия государственной гражданской службы, поскольку ненадлежащее исполнение должностных обязанностей она не допускала, были только нарушения служебной дисциплины. В связи с чем, просит удовлетворить исковые требования.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования, просила признать распоряжение аппарата Губернатора Волгоградской области от 16 декабря 2015 года №309-к об изменении размера надбавки за особые условия государственной гражданской службы незаконным, взыскать в свою пользу разницу в денежном содержании за период с 16.12.2015 года по 16.03.2016 года в размере 8452,80 рублей.

Представитель ответчика аппарата Губернатора Волгоградской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснил, что факты ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей подтверждаются вступившими в законную силу судебными актами, кроме того, принятие решения об изменении размера надбавки за особые условия государственной гражданской службы не зависит от наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания. Также у представителя нанимателя отсутствует обязанность предупреждать государственного гражданского служащего об изменении размера надбавки за особые условия за два месяца до введения нового размера указанной надбавки.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.4 ст.37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения.

Статьей 1 Трудового кодекса РФ определено, что целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

По смыслу ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации и другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, что установлено ст. 5 указанного Федерального закона

В соответствии со ст. 73 того же Закона Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на основании служебного контракта от 15.12.2008 года №788 с дополнительными соглашениями ФИО1 замещает должность государственной гражданской службы Волгоградской области консультанта сектора экспертизы проектов правовых актов в социальной сфере отдела юридической экспертизы государственно-правового управления аппарата Губернатора Волгоградской области.

В соответствии с дополнительным соглашением от 29.12.2012 года №1390 к служебному контракту от 15.12.2008 года №788, с 01.10.2012 года раздел служебного контракта «IV. ОПЛАТА ТРУДА» дополнен абзацем, предусматривающим стимулирующую выплату государственным гражданским служащим аппарата Губернатора и Правительства Волгоградской области в размере 120% должностного оклада в размере 11 270 рублей.

Оспариваемым распоряжением аппарата Губернатора Волгоградской области от 16.12.2015 года №309-к за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей установлена с 18.12.2015 года ФИО1 – консультанту сектора экспертизы проектов правовых актов в социальной сфере отдела юридической экспертизы государственно-правового управления аппарата Губернатора Волгоградской области ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90% от должностного оклада.

В основу распоряжения положена служебная записка начальника государственно-правового управления аппарата Губернатора Волгоградской области ФИО3 от 15.12.2015 года №19-12/18402.

Согласно вышеуказанной служебной записке, в течение 2015 года руководством государственно-правового управления аппарата Губернатора Волгоградской области неоднократно выявлялись случаи ненадлежащего исполнения служебных обязанностей консультантом сектора экспертизы ФИО1

Так, в связи с неоднократным нарушением служебного распорядка распоряжением аппарата Губернатора Волгоградской области от 04.06.2015 года №139-к истцу была приостановлена выплата стимулирующей доплаты сроком на один месяц с 04.06.2015 года по 03.07.2015 года, а также распоряжением аппарата Губернатора Волгоградской области от 07.08.2015 года №184-к за нарушение сроков проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов ФИО1 приостановлена выплата стимулирующей доплаты сроком на два месяц с 07.08.2015 года по 06.10.2015 года. Кроме того, распоряжением Губернатора Волгоградской области от 16.11.2015 года №655-ра истец за неоднократное нарушение служебного распорядка была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания.

По существу заявленного иска о признании данного распоряжения незаконным, ФИО1 указывает, что уменьшение надбавки за особые условия государственной гражданской службы является изменением существенных условий служебного контракта, и в силу ст.29 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» ее должны были уведомить за два месяца об уменьшении указанной надбавки, такого уведомления она не получала. Кроме того, считает, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для изменения надбавки за особые условия государственной гражданской службы, поскольку ненадлежащее исполнение должностных обязанностей она не допускала, были только нарушения служебной дисциплины.

Однако, сами по себе эти обстоятельства не свидетельствуют о нарушении трудовых прав истца.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы входит в состав денежного содержания государственного гражданского служащего.

При этом, порядок и размер выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Данный порядок определен в Положении о порядке установления и выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, проходящим государственную гражданскую службу в органах исполнительной власти Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 08.10.2012 года №955.

В соответствии с пунктом 6 Положения №955 предусмотрена возможность уменьшения размера указанной надбавки в течение календарного года, но не менее чем до минимального размера, установленного для группы должностей, к которой отнесена замещаемая им должность.

Таким образом, для государственного гражданского служащего установлена гарантия выплаты указанной надбавки.

Вместе с тем, статьей 24 Федерального закона №79-ФЗ определены существенные условия служебного контракта, заключаемого с государственным гражданским служащим. Одним из таковых условий являются условия оплаты труда, к которым относятся размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности.

Исходя из указанной нормы, существенным условием оплаты труда является гарантированная выплата надбавки, а не ее размер.

Таким образом, у представителя нанимателя отсутствует обязанность предупреждать государственного гражданского служащего об изменении размера надбавки за особые условия государственной гражданской службы за два месяца до введения нового размера указанной надбавки, в связи с чем доводы истца в указанной части являются необоснованными.

Оценивая доводы истца о том, что у представителя нанимателя отсутствовали основания для изменения надбавки за особые условия государственной гражданской службы, суд приходит к следующим выводам.

Как указывалось выше, согласно п.6 Полдожения №955 размер надбавки может изменяться в зависимости от результатов служебной деятельности.

Размер надбавки за особые условия государственной гражданской службы может быть уменьшен, но не менее чем до минимального размера, установленного для группы должностей, к которой отнесена замещаемая им должность, в случаях к которым отнесены, в частности, снижение результатов служебной деятельности гражданского служащего, ненадлежащее исполнение им должностных обязанностей.

Решение об изменении размера надбавки оформляется правовым актом представителя нанимателя по представлению руководителя структурного подразделения аппарата (абзац 1 подпункта «б» пункта 7 Положения №955).

Рассматриваемой служебной запиской руководителя структурного подразделения Аппарата от 15.12.2015 года №19-12/18402, в котором осуществляла деятельность ФИО1, до сведения вице-губернатора - руководителя аппарата Губернатора Волгоградской области была доведена информация о ненадлежащем исполнении ФИО1 в течение 2015 года своих должностных обязанностей, которое выразилось в нарушении положений правовых актов, регламентирующих порядок ее служебной деятельности, в связи с чем, было предложено снизить размер надбавки за особые условия государственной гражданской службы до минимального значения.

Факт ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей подтверждается, в частности, вступившими в законную силу судебными постановлениями, вынесенными по результатам обжалования распоряжений Аппарата о приостановлении истцу стимулирующих доплат.

Также следует отметить, что принятие решений об изменении размеров надбавки за особые условия государственной гражданской службы не зависит от наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания.

В связи с изложенным суд приходит к выводу как о наличии фактических оснований для принятия решения об изменении размеров надбавки за особые условия государственной гражданской службы, так и к выводу о соблюдении ответчиком установленной процедуры принятия такого решения.

Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконным оспариваемого распоряжения от 16.12.2015 года №309-к, а также для взыскания с ответчика разницы в денежном содержании.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ВА.новны к аппарату Губернатора Волгоградской области о признании распоряжения аппарата Губернатора Волгоградской области от 16.12.2015 года №309-к незаконным, взыскании разницы в денежном содержании за период с 16.12.2015 года по 16.03.2016 года в сумме 8452,80 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

Судья Е.А. Мягкова

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...