ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3999/2021 от 06.12.2021 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3999/2021

УИД 55RS0007-01-2021-006616-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2021 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Гасперт П.А., помощнике судьи Ковальской Е.В., которая принимала участие при подготовке дела к слушанию и вела протокол судебного заседания по поручению председательствующего, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения,

у с т а н о в и л :

Истец обратилась в суд с иском к ответчикам Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения. В обоснование исковых требований указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ находилась в детском доме В период с ДД.ММ.ГГГГ она обращалась в Администрацию г. Омска по вопросу получения жилья. В 2021 году Министерством образования Омской области ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Со ссылкой на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит суд обязать ответчика Министерство имущественных отношений Омской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязать ответчика Министерство имущественных отношений Омской области предоставить ей жилое помещение (л.д. 5-7 том 1).

В порядке ст. 39 ГПК РФ истец уточнила исковые требования; исключила Министерство имущественных отношений Омской области из числа ответчиков; просила суд обязать ответчика Министерство образования Омской области включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ годы находилась в детском доме за ней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором проживали неизвестные ей люди. Проживать в квартире не могла, имелись большие долги по коммунальным платежам (свет, вода, газ). С ДД.ММ.ГГГГ год она проживала на съемных квартирах, у друзей. В ДД.ММ.ГГГГ году незнакомые ей люди были выселены из закрепленного жилого помещения, но проживать было невозможно по причине отключения от газа, света и воды за неуплаты. В ДД.ММ.ГГГГ году в квартиру вселился ее брат ФИО2 с семьей (супруга и двое несовершеннолетних детей), последующем еще трое детей, всего пять (л.д. 144-146 том 1). В силу конфликтных отношений проживать с ними не смогла. Продолжала проживать у друзей, обращаясь с вопросом о постановке на учет, ей разъясняли, что не положено жилье по причине наличия закрепления. Вопрос о возможности проживания в указанном жилом помещении государственными органами не рассматривался. В ДД.ММ.ГГГГ году квартира была продана. После продажи квартиры она обращалась в уполномоченные органы по вопросу постановки на учет, но так как ей на тот момент исполнилось 23 года, ей было отказано. После продажи квартиры по <адрес> покупатель обещал приобрести для нее жилое помещение в <адрес>. Около полугода она проживала в указанном поселке без документов, лицо, лицо, обещавшее оформить на нее жилой дом, пропало, ей пришлось выехать из него. В настоящее время за ней числится квартира, приобретенная на средства материнского капитала вд<адрес>, но проживать в ней с детьми нет возможности, квартира не благоустроена, без воды, без отопления, детского сада и школы в деревни нет, работы нет, фактически в квартиру она не вселялась. Указанные обстоятельства препятствовали ей во включении в список детей-сирот. В ДД.ММ.ГГГГ году она обратилась к ответчику с заявлением о включении в список для получения жилья, но распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано (л.д. 145-146 том 1).

Определением Центрального районного суда г. Омска от 27.10.2021 к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц привлечены КУ Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» (далее КУ «ЦУС») и Министерство имущественных отношений Омской области (л.д. 166 том 1).

В судебном заседании истец ФИО3 уточненные исковые требования поддержал полностью. Пояснила, что после выпуска из детского дома в период с ДД.ММ.ГГГГ годы проживала в общежитии училища. В ДД.ММ.ГГГГ году въехала (предпринимала попытки проживать) в закрепленную за ней квартиру, доставшуюся в наследство от матери, по адресу: <адрес> Квартира была непригодна для проживания, отключена от воды, света, газа из-за долгов по коммунальным услугам. Кроме того, в указанном жилом помещении проживал ее брат с семьей и малолетними детьми, с которым у нее были неприязненные отношения. Из-за невозможности проживать в одном жилом помещении они произвели обмен выше указанной квартиры на квартиру в <адрес> для нее и дачу с пристройкой за Кирпичным заводом для брата. Но жилье не было предоставлено, их обманули. Она продолжала проживать в съемном жилье, у подруг. С ДД.ММ.ГГГГ года проживает у супруга. В ДД.ММ.ГГГГ году она предпринимала меры по постановке на учет, обращалась в Администрацию г. Омска, но ей было отказано по причине наличия закрепленного за ней жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ году обращалась за консультацией в Министерство образования Омской области по вопросу перечня документов, необходимых для включения в очередь, но ей отказали по причине достижения возраста 23 лет, разъяснили право на обращение в суд, но в связи с отсутствием времени и возможности она не обратилась. Документов по фактам обращений не имеется. Просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности (л.д. 20 том 1), уточненные исковые требования поддержал. Пояснил суду, что истец имеет право на меры социальной поддержки по предоставлению жилого помещения как ребенок-сирота. Она предпринимала меры по постановке на учет и обращалась в Администрацию г. Омска, однако наличие в ее собственности доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, явилось препятствием. Вместе с тем, жилое помещение за долги было отключено от воды, света, газа, фактически было неблагоустроенным. В ДД.ММ.ГГГГ году ее доверитель пыталась проживать в нем, но в силу отсутствия благоустроенности не могла этого сделать. Также в указанном жилом помещении проживал брат истца со своей семьей - супругой и 5 детьми. После продажи квартиры она планировала улучшить жилищные условия, но их обманули, жилья после заключения сделки она не получила. Проживала в съемном жилье, у подруг. При обращении в Министерство образования Омской области в ДД.ММ.ГГГГ году ей было отказано по причине достижения 23-летнего возраста. Письменных документов, подтверждающих факты обращений, от представителей государственных органов она не получала. Считает, что его доверитель пропустила установленный законом срок для постановки на учет по уважительным причинам. У истца имеется в собственности квартира в <адрес>, приобретенная за счет средств материнского капитала, техническое состояние которой (отсутствие отопления, водоснабжения) не позволяет проживать в ней. Просил суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 176, 229 том 1). Представлен отзыв, согласно которому у истца отсутствует право на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению истца в уполномоченный орган с соответствующим заявлением ею не представлено. Доказательств, подтверждающих право истца на предоставление жилого помещения за период с момента достижения ею совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) и до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ) в материалы дела не представлено. Кроме того, жилищные условия истца в настоящее время (после достижения возраста 23 лет) не относятся к обстоятельствам настоящего дела. Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 139-141 том 1).

Ранее в судебных заседаниях представитель Министерства образования Омской области ФИО5, действующий на основании доверенности (л.д. 157 том 1), уточненные исковые требования не признал, указал на отсутствие доказательств в подтверждение фактов обращения истца в компетентные органы по вопросу постановки на регистрационный учет по категории ребенок-сирота в период достижения ею совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ) и до достижения возраста 23 лет (ДД.ММ.ГГГГ). Кроме того, в свои 20 лет истец приобрела жилье за счет средств материнского капитала, т.е. была обеспечена жильем в указанный выше период, и уже не относилась к категории, указанной в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 175 том 1). Представитель Министерства Пышная А.Ю., действующая на основании доверенности (л.д. 46 том 1), представила отзыв (л.д. 34-39 том 1), согласно которому Министерство не является надлежащим ответчиком по делу. В соответствии с изменениями в областном законодательстве обязанность по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи и предоставлению детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений возложена на КУ «ЦУС», которое самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика, приобретает права и несет обязанности в соответствии с Уставом. Кроме того, внесены изменения в областной бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годы в части сводной бюджетной росписи путем перераспределения ассигнований и доведения лимитов бюджетных обязательств до КУ «ЦУС» на финансовое обеспечение выполнения им полномочий по приобретению жилых помещений. В полномочия Министерства как отраслевого органа в отношении КУ «ЦУС» относятся вопросы координации деятельности КУ «ЦУС», заключения трудового договора с начальником КУ «ЦУС»; определение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы КУ «ЦУС»; организация и осуществление ведомственного финансового контроля; утверждение показателей эффективности КУ «ЦУС» и осуществление контроля за их выполнением; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством. В этой связи Министерство не имеет возможности приобрести жилые помещения по договорам купли-продажи и предоставить их детям-сиротам. Кроме того, предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является КУ «ЦУС». Аналогичный отзыв имеется на л.д. 239-244 том 1. Просила отказать в удовлетворении иска к Министерству имущественных отношений Омской области.

Представитель третьего лица Казенного учреждения Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области (далее КУ «ЦУС») в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 178 том 1).

Выслушав истца, представителя истца, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В судебном заседании установлено, что ФИО6 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о рождении ее матерью является ФИО7, отцом - ФИО8, сведения об отце внесены на основании заявления матери (л.д. 222 том 1).

ДД.ММ.ГГГГФИО7 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 9 том 1).

Соответственно, в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истец относится к категории детей-сирот, поскольку, когда она была в возрасте до 18 лет, мать умерла, отец записан со слов матери.

Приказом Управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 определена в детское учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> общей площадью кв.м, установлено обременение и ограничение права распоряжения указанным жилым помещением без предварительного согласования с отделом защиты прав и интересов несовершеннолетних управления образования Администрации г. Омска до достижения ФИО6 совершеннолетия (л.д. 18, 75 том 1).

Согласно архивной справке, ФИО6 поступила в МОУ «Детский дом ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки управления образования Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ; выбыла ДД.ММ.ГГГГ в связи с поступлением в ГОУ НПО «Профессиональное училище », приказ от ДД.ММ.ГГГГ. МОУ «Детский дом № » принято в собственность Омской области и переименовано в ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № », распоряжение Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, Устав детского дома. Указанное учреждение в дальнейшем переименовано в БОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № » (распоряжение Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение Министерства имущественных отношений Омской области от ДД.ММ.ГГГГ), которое впоследствии на основании распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ переименовано в КОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом ». Последнее реорганизовано в форме присоединения к КОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № » на основании распоряжением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16 том 1).

Согласно ответу БПОУ «ОТСЛХ» на запрос суда ФИО6 действительно обучалась без получения среднего общего образования в БОУ НПО «Профессиональное училище » г. Омска с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) по профессии маляр (строительный) штукатур, облицовщик-плиточник. Решением аттестационной комиссии по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 присвоена квалификация маляр (строительный) 2 разряда, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство по профессии маляр (строительный), штукатур, облицовщик-плиточник (л.д. 72 том 1).

ДД.ММ.ГГГГ истец достигла возраста 18 лет, стала дееспособной.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 достигла возраста 23 лет.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 и ФИО9 заключен брак, жене присвоена фамилия Хуснутдинова (л.д. 223 том 1).

Согласно информации департамента жилищной политики Администрации г. Омска ФИО11 состоит с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ г. Омск Омской области составом семьи 6 человек: она, сын ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по категории «многодетная семья». Номер ее очереди в списке граждан по названной категории . В период с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время договор социального найма муниципального жилого помещения, договор найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, договор безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан с ФИО11 не заключался. Решение о предоставлении ФИО11 жилого помещения на условиях договора социального найма, договора безвозмездной передачи в собственность граждан, договора найма специализированного жилищного фонда Администрацией г. Омска в указанный период не принималось. С заявлением о принятии на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Администрацию г. Омска ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не обращалась (л.д. 77-79 том 1).

Согласно сведениям БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» за ФИО11 зарегистрировано право собственности ( доля в праве общей долевой собственности) на жилое помещение по адресу: <адрес>; имеются сведения об использовании права приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> в размере долей в праве общей долевой собственности (л.д. 48 том 1).

Согласно информации ФГБУ «ФКП по Омской области» истец является собственником земельного участка по адресу: <адрес> площадью 2100 кв.м, жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 41,5 кв.м - на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. В отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> ФИО17 являлась собственником в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в размере доли в праве общей долевой собственности) (л.д. 53-55 том 1).

Таким образом, за истцом изначально было закреплено право пользования жилым помещением, а затем доля в этом жилом помещении перешла в собственность истца.

Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на основании того, что заявителем не представлены документы, подтверждающие, что заявитель относился к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством РФ имел право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, но в установленном порядке не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нуждающегося в жилых помещениях и не реализовал это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имел право на обеспечение жилым помещением из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, но не был включен в список (л.д. 14 том 1).

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ) и Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство РФ в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий их получения.

Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ)) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ было изменено и содержание статьи 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно статье 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 данного Федерального закона действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств ее обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

По ходатайству истца, в подтверждение факта обращения ФИО3 в уполномоченные органы для постановки на регистрационный учет, судом допрошены свидетели.

В судебном заседании свидетель ФИО18 пояснила суду, что ФИО3 - ее сестра. Она обращалась по вопросу предоставления жилья по категории ребенок-сирота в период с момента совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет в Администрацию г. Омска. Ей было отказано по причине наличия закрепленного за ней жилого помещения по адресу: <адрес> в котором на тот момент невозможно было проживать в связи с его непригодностью из-за отсутствия света, газа, воды, отключенных из-за коммунальной задолженности. Кроме того, в закрепленном жилом помещении в тот период проживал ее старший брат со своей семьей (супругой и двумя несовершеннолетними детьми), с которым у ФИО3 были неприязненные отношения. Поэтому она (с одним малолетним ребенком) проживала в общежитии, в съемном жилье, у подруг. В Министерство образования Омской области ФИО3 также обращалась, но ей было отказано по причине достижении возраста 23 лет. Предположила, что письменных обращений в компетентные органы по вопросу предоставления жилья и включению в список не сохранилось. Об этом ей известно лично, поскольку она сопровождала сестру на консультации. Закрепленное жилое помещение досталось в наследство от мамы. Относительно периода, за который накопились долги, пояснить не смогла. Также посредством материнского капитала ФИО3 приобрела дом в деревне, проживать в котором также невозможно. Данные факты ей известны со слов сестры (л.д. 164 оборот - 165 том 1).

Из пояснений свидетеля ФИО19 следует, что она знакома с ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ года. Ей известно, что ФИО3 после выпуска из детского дома в ДД.ММ.ГГГГ году проживала в общежитии образовательного учреждения, по достижении 18 лет обращалась в Администрацию г. Омска по вопросу предоставления жилья. Но ей было отказано по причине закрепленной за ней квартиры. Последнее ее обращение в Министерство образования Омской области было в ДД.ММ.ГГГГ году. В период с ДД.ММ.ГГГГ годы она в закрепленном жилом помещении по <адрес>, которое ей досталось в наследство от мамы, не проживала, поскольку квартира была непригодна для проживания, в ней отсутствовал газ, свет. Также в ней проживал брат Ульяны со своей семьей - женой и детьми, с которым она находилась в неприязненных отношениях, поэтому проживать в одной квартире было невозможно. У Ульяны в собственности имеется дом в деревне, приобретенный за счет средств материнского капитала, непригодный для проживания.

Показания свидетелей суд не принимает во внимание, поскольку они не свидетельствуют о том, что истец обращалась в компетентные органы надлежащим образом, в том числе с заявлением о постановке на регистрационный учет и включении в список. Истец в судебном заседании поясняла, что ее обращения были устными, в виде консультаций относительно документов, необходимых для постановки на регистрационный учет и включении в список.

Постановка на учет в качестве нуждающегося носит заявительный характер и для указанной категории граждан в законодательстве имеется ограничение по возрасту – обращение должно иметь место до достижения 23 лет.

После достижения 18-летия ФИО3 имела возможность самостоятельно обратиться за постановкой на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включении в список, но соответствующих действий, направленных на подачу заявления с необходимым комплектом документов, не предприняла. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат, каких-либо допустимых доказательств обращения для постановки на учет как сирота истцом не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что до достижения 23 лет истец не реализовала свое право на предоставление жилого помещения как лицо, отнесенное к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно не встав на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, утратила данное право.

В качестве уважительности причины пропуска срока ссылалась на наличие закрепленного за ней жилого помещения, непригодного для проживания в виду его технического состояния, подтвержденного экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 207-221 том 1).

В судебном заседании установлено, что за истцом изначально было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, а затем доля в этом жилом помещении перешла ей в собственность.

Вместе с тем, допустимых доказательств, подтверждающих в соответствии со ст. 56, 60 ГПК РФ данный довод, истец не представила суду. Заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется и не имелось. Истец в судебном заседании подтвердила, что с заявлением в межведомственную комиссию не обращалась ни в период, когда она была в возрасте с 18 до 23 лет, ни позже.

Согласно информации АО «ОмскВодоканал» от ДД.ММ.ГГГГ лицевой счет квартиры по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был открыт на ФИО2; задолженность отсутствует; отключение от водоснабжения выше указанного адреса не производилось (л.д. 187 том 1).

Согласно ответу АО «Омск РТС» от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> имелась задолженность за потребленную тепловую энергею в размере 60 200 рублей 02 копейки и пени в размере 6 759 рублей 70 копеек. Отключений горячего водоснабжения и отопления не производилось (л.д. 190 том 1).

Согласно сведениям АО «Омскгоргаз» от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ образовалась задолженность за услугу газоснабжения в размере 9 749 рублей 23 копейки. Причиной приостановления подачи газа ДД.ММ.ГГГГ является неоплата потребленного газа в течение двух расчетных периодов подряд. ДД.ММ.ГГГГ абонентом произведена полная оплата задолженности за услуги газоснабжения, подача газа возобновлена по выше указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 232-233 том 1).

Из ответов АО «Омскэлектро», ООО «ОЭК» следует, что поставщики услуг не располагают сведениями об имеющейся задолженности по квартире <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о производимых отключениях в ней (л.д. 8, 11 том 2).

Из пояснений истца и свидетелей следует, что в жилом помещении по адресу: <адрес> проживал брат ФИО3 со своей семьей (супругой и несовершеннолетними детьми), что свидетельствует о том, что спорное жилое помещение являлось пригодным для проживания.

Представленное истцом в материалы дела экспертное заключение ООО «Центр судебной экспертизы «Гарант-Эксперт» №ДД.ММ.ГГГГ относительно технического состояния помещения по адресу: <адрес> приобретенного истцом ДД.ММ.ГГГГ за счет средств материнского капитала, и определения возможности (невозможности) дальнейшего его использования по назначению, существенного значения не имеет, поскольку оценка технического состояния вышеуказанного жилого помещения произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству образования Омской области о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, отказать полностью.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд посредством подачи в Центральный районный суд города Омска апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Вагнер

Решение в окончательной форме изготовлено 13.12.2021.