ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/19 от 18.02.2019 Новочеркасского городского суда (Ростовская область)

дело № 2-399/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» февраля 2019 года г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Вербицкой Е.В.,

при секретаре Доброквашиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования к АО «Донэнерго» в лице филиала АО «Донэнерго» Новочеркасские электрические сети, третьи лица: Администрация г. Новочеркасска, Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах об освобождении земельного участка путем демонтажа опоры связи,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новочеркасска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Прокуратурой г. Новочеркасска в связи с обращением ФИО6, также по информации, поступившей в Прокуратуру г. Новочеркасска из Управления муниципальной инспекции Администрации г. Новочеркасска по вопросу установки <данные изъяты> опоры по адресу <адрес> в <адрес> с нарушением требований законодательства, проведена проверка.

Установлено, что <дата> между АО «Донэнерго» заключен договор с <данные изъяты>

Согласно условиям договора, АО «Донэнерго» обязалось передать <данные изъяты> во временное пользование опоры воздушных линий электропередачи, а ООО <данные изъяты> обязалось вносить плату за пользование арендованным имуществом.

В соответствии с договором <данные изъяты> вправе производить реконструкцию и капитальный ремонт имущества, которое находится в его пользовании.

Так же согласно условиям договора ООО <данные изъяты> вправе размещать на опоре оборудования базовых станций сотовой связи, транспортной инфраструктуры, волоконно-оптические линии связи, внешние линии электроснабжения, камер видеонаблюдения, датчиков и т.п.

Все неотъемлемые улучшения, производимые <данные изъяты> подлежат передаче в собственность АО «Донэнерго».

<данные изъяты> совместно с ООО «<данные изъяты> на земельном участке кадастрового квартала в районе <адрес>, в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес> кадастровый на территории кадастрового квартала установила железобетонную конструкцию.

Железобетонная конструкция имеет следующие характеристики: диаметр – 0,5 м, надземная высота примерно 25 м, занятая площадь – 0,2 кв.м. Железобетонная конструкция оборудована телекоммуникационным оборудованием, а так же используется как опора линии электропередач.

Железобетонная конструкция расположена в центре бетонной отмостки шириной – 2,25 м, длинной – 2,12, площадь занятой территории – 4,77 кв.м.

В ходе проверки организации АО «Донэнерго», <данные изъяты> не представили правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования.

Проверкой установлено, что земельный участок кадастрового квартала в районе <данные изъяты> в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес>, кадастровый на территории кадастрового квартала где установлена спорная опора не разграничен, вид разрешенного использования не установлен.

Согласно информации Управления Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, а целях образования земельного участка для размещения многофункциональной опоры СК-26 не поступало.

Выявленные в ходе вышеуказанной проверки нарушения, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Новочеркасска, поскольку при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, заключения о соответствии эксплуатации санитарно-эпидемиологическим требованиям, данный объект может быть возведен в нарушение строительных норм и правил, и представлять потенциальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Прокурор г. Новочеркасска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования, просит обязать АО «Донэнерго», в лице АО «Донэнерго» Новочеркасские межрайонные сети освободить земельный участок кадастрового квартала в районе <адрес> в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес> с кадастровым номером кадастрового квартала , путем демонтажа железобетонной конструкции многофункциональной опоры СК-26.

Старший помощник прокурора г. Новочеркасска – Дворниченко С.П. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, ссылаясь на доводы искового заявления.

Представитель АО «Донэнерго» - ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований согласно письменным возражениям. Из которых следует, что установка стойки конической железобетонной центрифугированной типа СК26, входящей в состав линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, в районе <адрес> была выполнена в рамках реализации программы по расширению функционального назначения опор электроснабжения, которая предусматривает реконструкцию линейных объектов электроснабжения с заменой опор энергоснабжения на многофункциональные опоры (опоры двойного назначения), предназначенные не только для размещения проводов воздушных линий (ВЛ) электропередачи, но и для размещения различных дополнительных элементов: светильников уличного освещения, кабелей связи, волоконно-оптических кабелей, дорожных знаков, камер видеонаблюдения, светофоров, телекоммуникационного оборудования. Работы выполнялись в соответствии с условиями договора аренды от <дата>, заключенного между АО «Донэнерго» и ООО <данные изъяты> Согласно условиям Договора АО «Донэнерго» обязалось передать ООО <данные изъяты> во временное пользование опоры воздушных линий электропередачи, а ООО <данные изъяты> обязалось вносить плату за пользование арендованным имуществом. В соответствии с договором ООО <данные изъяты> вправе производить капитальный ремонт имущества, находящегося в его пользовании, который не влечет утраты функционального назначения арендуемых опор. Компанией ООО <данные изъяты> с привлечением подрядной специализированной организации ООО «Донская строительная компания», имеющей необходимую квалификацию и действующее свидетельство СРО, в соответствии с техническими условиями и разработанной проектной документацией на реконструкцию линейного объекта электроснабжения были выполнены работы по замене действующей опоры ВЛ-0,4 кВ на усиленную опору типа СК26. Замена опоры не предполагает изменения полосы отвода и охранной зоны ВЛ-0,4 кВ. Высота опоры не превышает 32 м, а технологическое заглубление подземной части не превышает 4 м. В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ и Постановления Правительства Ростовской области от 06.03.2014г. № 137 и от 23.09.2015г. № 610 опора электропередачи не относится к классу объектов капитального строительства и ее замена не требует разрешения на строительство. Опора является одним из элементов, составляющих в совокупности линию электропередачи. В соответствии с паспортом ВЛ она имеет нумерацию, но не имеет привязки к координатам местности. Её фактическое местоположение определяется визуально по отношению к ближайшим объектам недвижимости. В результате реконструкции местоположение опоры может быть изменено в соответствии с проектной документацией. В данном случае опора СК26 была установлена на месте демонтированной ранее существовавшей опоры ВЛ-0,4 кВ. В соответствии с п.3 ст. 39.36 Земельного Кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014г. № 1300 «Об утверждении перечня объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» утвержден перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. На основании п. 5 Перечня размещение линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное оборудование, предназначенное для передачи электрической энергии, может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Представитель также пояснила, что площадь земельного участка, занимаемого опорой стала больше, используется дополнительная бетонная подушка, которой раньше не было. В данном случае на место старой опоры установлена новая.

Представитель Администрации г. Новочеркасска – ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска – Суздаль М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с законом, пояснила, что при установке опор связи заинтересованное лицо обращается в Управление Архитектуры за утверждением схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории. После утверждения данной схемы, если Градостроительный регламент предусматривает размещение объектов в данной территориальной зоне, то схемой образуется земельный участок, заинтересованное лицо осуществляет кадастровый учет и обращается за предоставлением данного земельного участка. Под опорами линий связи данная процедура существует, поскольку в Постановлении Правительства РО от 06.03.2014 № 137 "Об утверждении Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области" поэтому для сооружений связи устанавливаются дополнительные условия. Для них не требуется разрешение на строительство при выполнении параметров соблюдения до 32 м в высоту и при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок. Что касается линий электропередач, то для них этим же Постановлением пользование землей осуществляется в ином порядке. В соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ установлено, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством РФ. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Мы считаем, что условия установлены Постановлением Правительства РО №137 под размещение вышек электросвязи, т.е. особый порядок. Земельный участок, на котором расположена опора не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, вид разрешенного использования не установлен. Для размещения данной опоры необходимо сформировать земельный участок, утвердить схему размещения земельного участка на кадастровом плане территории, произвести межевание, поставить на государственный кадастровый учет и обратиться в компетентный орган за предоставлением земельного участка. Участок формируется по общим правилам земельного законодательства. В данном случае был удалена одна опора и установлена другая, которая имеет другое функциональное значение.

Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования Прокурора г. Новочеркасска поддержал.

Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора г. Новочеркасска – Дворниченко С.П., представителя ответчика, представителя Администрации г. Новочеркасска, представителя Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, суд считает, что исковые требования Прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования к АО «Донэнерго»в лице филиала АО «Донэенрго» Новочеркасские межрайонные сети, третьи лица: Администрация г. Новочеркасска, Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах об освобождении земельного участка путем демонтажа опоры связи, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

<дата> АО «Донэнерго» (Арендодатель) и ООО <данные изъяты> заключен договор аренды опор, находящихся в собственности Арендодателя и являющихся объектами движимого имущества. Объекты передаются в аренду для размещения сетей связи, в т.ч. оборудования базовых станций сотовой связи, транспортной инфраструктуры, волоконно-оптической линии связи, внешние линии электроснабжения, камер видеонаблюдения, датчиков и т.п., необходимого для размещения оборудования имущества (п. 1.4 договора аренды).

Объекты принадлежат на праве собственности Арендодателю (п.1.10.1).

Согласно п. 1.5 договора аренды при необходимости проведения капитального ремонта согласно п. 1.11 договора, а также производства неотделимых улучшений с целью расширения функционального назначения объекта, выполнение осуществляется силами и за счет Арендатора при содействии и согласии Арендодателя.

<дата> ООО <данные изъяты> (Заказчик) и ООО <данные изъяты> (Подрядчик) заключили договор подряда № по условиям которого Подрядчик обязуется на основании согласованных сторонами заказов выполнить проектные, строительно-монтажные и иные работы, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить в соответствии с условиями договора и соответствующих заказов.

Из договора подряда следует, что одним из этапов работ, которые предшествуют проектно-изыскательским работам являются работы, по оформлению документов на использование объекта, включая (но не ограничиваясь) - все работы по образованию Земельного участка и услуги по заключению и проведению регистрации документов на право пользования земельным участком или объектом. Из терминов, которые применяются в договоре используются: земельный участок – формируемый или сформированный земельный участок (или часть уже сформированного и поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка), на котором будет размещаться и эксплуатироваться объект. Вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540 «Связь».

Согласно предмету договора подрядчик осуществляет выполнение строительно-монтажных работ, т.е. работы по строительству объекта в соответствии с условиями Договора и технического задания.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.

По смыслу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под линейными объектами в положениях градостроительного законодательства понимаются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно части 14.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов является капитальным ремонтом линейных объектов (п. 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, пояснений сторон, на территории кадастрового квартала размещена железобетонная опора, земельный участок, на котором расположена спорная железобетонная конструкция многофункциональной опоры СК-26, не сформирован, на государственный кадастровый учет не поставлен, вид разрешенного использования не установлен, что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного разбирательства.

<дата> генеральный директор ООО <данные изъяты> обратился с уведомлением о размещении многофункциональных опор СК-26, в том числе по <адрес>

10.08.2008г. главным архитектором направлен ответ, в котором разъяснено, что для размещения средств радиотелефонной связи или опор для оборудования связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота опор до 32 метров и (или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 метров, в границах населенного пункта, на территории Ростовской области не требуется получения разрешения на строительство, однако, их размещение должно осуществляться при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок с установленным видом разрешенного использования.

На повторное обращение ООО <данные изъяты> от <дата> о согласовании размещения многофункциональных опор СК-26, на которых будет размещаться, в том числе оборудование связи, при проведении реконструкции ВЛ-0,4кВ АО «Донэнерго» в районе <адрес> Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска дан ответ от <дата> в котором разъяснено, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями на осуществление согласования работ по реконструкции линейных объектов. Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области, регламентируются Постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015г. № 440.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (абзац 2), соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности (абзац 7).

В соответствии с п. 5 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РО от 06.07.2015 N 440 утвержден порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области.

Согласно п.2 указанного Порядка размещение объектов без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области осуществляется на основании разрешения на использование земель или земельного участка для размещения объектов, виды которых определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 (далее - разрешение), выданного уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Ростовской области, или органом местного самоуправления городских округов, поселений, осуществляющим распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, органов местного самоуправления муниципальных районов, уполномоченных на управление и распоряжение земельными участками, при размещении на землях или земельных участках, находящихся в собственности муниципального района (далее - уполномоченный орган по распоряжению земельными участками).

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1300, утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в соответствии с которым к таким объектам относятся электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 5); линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 11).

Согласно п. 1.3 Перечня случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ростовской области, утвержденного Постановлением Правительства РО от 06.03.2014 N 137 размещение сооружений связи в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в правилах землепользования и застройки поселений и городских округов, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, проектной документации, заключения о соответствии эксплуатации санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также представления в орган местного самоуправления не позднее чем за 10 рабочих дней до начала и после окончания строительно-монтажных работ, указанных в настоящем пункте, сведений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности в отношении: средств подвижной радиотелефонной связи или опор для оборудования связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота опор до 32 метров и(или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 метров, в границах населенного пункта.

Из письма Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска от <дата> следует, что в ходе осмотра земель кадастрового квартала в районе <адрес> было установлено, что в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес>, пл. Чапаева, 2, кадастровый , на территории кадастрового квартала , размещена железобетонная опора. Железобетонная опора ориентировочно имеет следующие характеристики: диаметр – 0,5 м, надземная высота – 25 м, занятая площадь 0,2 кв.м. Железобетонная опора оборудована телекоммуникационным оборудованием, а также используется как опора линии электропередачи. У железобетонной опоры имеется бетонная отмостка шириной 2,25 м, длиной 2,12 м, площадь занятой территории – 4,77 кв.м. Заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в целях образования земельного участка для размещения данного объекта, в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска не поступало. От ООО <данные изъяты> поступало уведомление о размещении многофункциональных опор СК-26, на которых будет размещаться, в том числе оборудование связи, при проведении реконструкции ВЛ-0,4кВ АО «Донэнерго» в районе <адрес> затем поступило обращение о согласовании размещения многофункциональных опор СК-26 по вышеуказанным адресным ориентирам.

Из ответа директора АО «Донэнерго» от <дата> следует, что АО «Донэнерго» является собственником электросетевого комплекса, находящегося в <адрес>. Электросетевой комплекс представляет собой сложный линейный объект, состоящий как из недвижимых, так и из движимых вещей. Опоры линий электропередач не представляют собой самостоятельный объект права, поскольку являются движимой вещью, неотделимой частью электросетевого комплекса. Установка на месте существующей опоры, входящей в состав линии электропередачи напряжением 0,4 кВ, стойки конической железобетонной центрифугированной типа СК26 выполнена в целях расширения функционального назначения опор электроснабжения, что предусматривает реконструкцию линейных объектов снабжения с заменой опор энергоснабжения на многофункциональные опоры (опоры двойного назначения), предназначенные не только для размещения проводов воздушных линий электропередачи, но и для размещения различных дополнительных элементов: светильников уличного освещения, кабелей связи, волоконно-оптических кабелей, дорожных знаков, камер видеонаблюдения, светофоров, телекоммуникационного оборудования. Работы выполнялись в соответствии с условиями договора аренды от <дата>, заключенного между АО «Донэнерго» и ООО <данные изъяты> Согласно условиям договора ООО <данные изъяты> вправе размещать на опоре оборудование, предусмотренное п. 1.4 договора. АО «Донэнерго» не располагает сведениями о том, какое именно оборудование, указанное в п. 1.4 договора в настоящее время размещено арендатором на опоре.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно п. 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Согласно п. 4 ст. 8 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Новочеркасск", утвержденных Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 24.11.2017 N 225 видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере земельных отношений (абз. 3 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ).

Согласно письму КУМИ Администрации г. Новочеркасска от <дата> в ходе проведенного выезда на земли кадастрового квартала в район <адрес> установлено, что в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес> кадастровый на территории кадастрового квартала установлена железобетонная конструкция. Обращений о предоставлении земельного участка из земель кадастрового квартала в районе пл. Чапаева в КУМИ Администрации г. Новочеркасска не поступало.

Согласно ответа КУМИ Администрации г. Новочеркасска на запрос Управления муниципальной инспекции Администрации г. Новочеркасска, КУМИ Администрации г. Новочеркасска распоряжение о разрешении на использование земель для размещения объектов по адресу: <адрес> ООО <данные изъяты> не выдавалось.

Согласно ответа МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска от <дата>. МУП «Горводоканал» <адрес> не согласовывал размещение опоры на территории <адрес>

Согласно ответа ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Новочеркасске от <дата>. ООО <данные изъяты> в <дата> не обращалась в ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Новочеркасске за согласованием на выполнение ремонтных работ в охранной зоне газораспределительных сетей по <адрес>

Таким образом, с учетом изложенных выше норм, для размещения средств подвижной радиотелефонной связи или опор для оборудования связи, проектной документацией которых предусмотрены такие характеристики, как высота опор до 32 метров и(или) технологическое заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 метров, в границах населенного пункта на территории Ростовской области получение разрешения на строительство не требуется, однако такое размещение должно быть осуществлено в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в правилах землепользования и застройки поселений и городских округов, при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок в соответствии с установленным видом разрешенного использования, проектной документации, заключения о соответствии эксплуатации санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно пункту 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости. Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта. Из приведенных правовых норм и разъяснения Пленума следует, что отнесение того или иного объекта к недвижимому или движимому имуществу обусловливает и способ защиты права, которое может быть нарушено возведением такого объекта.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при установке железобетонной конструкции многофункциональной опоры СК-26 не соблюдены требования законодательства, не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, не представлено доказательств размещения опоры в соответствии с установленным видом разрешенного использования, в связи с чем, приходит к выводу об удовлетворении требований Прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц муниципального образования об освобождении земельного участка путем демонтажа опоры связи.

Руководствуясь ст. ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Новочеркасска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к АО «Донэнерго» в лице филиала АО «Донэнерго» Новочеркасские электрические сети, третьи лица: Администрация г. Новочеркасска, Управление Архитектуры и градостроительства Администрации г. Новочеркасска, Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по РО в г. Новочеркасске, Аксайском, Багаевском, Веселовском районах об освобождении земельного участка путем демонтажа опоры связи, удовлетворить.

Обязать АО «Донэнерго» в лице филиала АО «Донэнерго» Новочеркасские электрические сети освободить земельный участок кадастрового квартала в районе <адрес> в 19,74 м на северо-запад от северо-западного угла земельного участка, имеющего адрес: <адрес> с кадастровым номером кадастрового квартала , путем демонтажа железобетонной конструкции многофункциональной опоры СК-26.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 февраля 2019 года.

Судья: Е.В. Вербицкая