ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/20 от 10.08.2020 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<...>

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Даменова Э.А.,

при секретаре Желиба Ю.Б.,

с участием ответчика ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №__ по исковому заявлению Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к ФИО1 о взыскании суммы долга,

установил:

Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы долга.

Исковые требования мотивирует тем, что 07.12.2015 между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа и индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского хозяйства) №__ от _______, в соответствии с которым ФИО1 перечислены денежные средства в размере 1 000 000 руб., в том числе: 750 000 руб. на реализацию I этапа государственной программы ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия ХМАО-Югры на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 420-п; 250 000 руб. – единовременная помощь на бытовое устройство.

Приложением № 8 к государственной программе, предусмотрено, что каждый заявитель представляет в Департамент отчеты по формам и в сроки установленные соглашением. При этом, ответчиком ФИО1 представлен отчет реализации 1 этапа проекта развития крестьянского (фермерского) хозяйства который не содержит документы подтверждающие приобретение сельскохозяйственных животных, а именно ветеринарные документы (ветеринарные сертификаты).

Кроме того, согласно условиям соглашения, заявитель обязан осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после выплаты гранта.

Однако, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства 21 декабря 2018 года.

Указанные обстоятельства являются основанием к взысканию с ответчика ФИО1 выплаченного гранта в размере 750 000 руб., в связи с чем, истец просит суд взыскать с ответчика указанную сумму.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, направил ходатайство о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме <...>

Ответчик ФИО1 и ее представитель ФИО2 в настоящем судебном заседании возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав пояснения ответчика ФИО1 и ее представителя, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Департамента промышленности ХМАО-Югры не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 420-п (далее по тексту – Постановление № 420-п) утверждена государственная программа ХМАО-Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы».

В соответствии с п.2 Постановления № 420-п, ответственным исполнителем государственной программы являлся Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа ХМАО-Югры.

Приложением № 8 к государственной программе (в редакции от 13.11.2015) предусмотрен порядок предоставления грантов в форме субсидий на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на бытовое обустройство (далее по тексту – порядок).

Согласно п.1.2. порядка грант в форме субсидий на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – денежные средства, передаваемы из бюджета автономного округа на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат на цели создания и развития производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства на территории сельских поселений и межселенных территориях автономного округа.

В соответствии с п.3.1., п.3.7., п.3.8. порядка – Департамент объявляет конкурс на отбор участников государственной программы по мероприятию предоставления грантов, единовременной помощи; конкурсная комиссия в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема заявок на участие в конкурсе рассматривает документы и принимает решение в форме протокола о предоставлении гранта, о предоставлении гранта и единовременной помощи, об отказе в их предоставлении. В случае принятия решения о предоставлении гранта, о предоставлении гранта и единовременной помощи Департамент в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения направляет заявителю соглашение для подписания.

Как следует из материалов дела, 07 декабря 2015 года между Департаментом и индивидуальным предпринимателем главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 заключено соглашение о предоставлении гранта в форме субсидии на создание и развитие крестьянского (фермерского хозяйства) №__ от _______.

Согласно п.3.1. соглашения, перечисление гранта производится путем перечисления денежных средств на банковский счет участника программы поэтапно: 1 этап – 50 процентов установленного гранта 750 000 руб., в течение 15 рабочих дней от даты заключения соглашения; 2 этап – 50 процентов установленного гранта 750 000 руб., в течение 10 рабочих дней после проведения выездной проверки хозяйства участника программы Департаментом, при условии своевременного предоставления отчета и соблюдения условий реализации 1 этапа развития крестьянского (фермерского) хозяйства, выполнения условий соглашения.

Платежным поручением №__ от _______ истец перечислил ответчику денежные средства в размере 750 000 руб. <...>

Согласно п.3.12 порядка, ответчик обязан предоставлять в Департамент отчеты по формам и в сроки, установленные соглашением (п. 5.2. и п. 5.4 соглашения).

Согласно приложение 1 к соглашению №__ от _______ срок предоставления отчета по реализации I этапа проекта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства – август 2016 года <...>

Во исполнение условий соглашения ответчик направила в адрес истца отчет о реализации I этапа проекта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от _______<...>

Истец не принял указанный отчет, сославшись на то обстоятельство, что представленный ответчиком отчет по первому этапу не содержит документов подтверждающих приобретение сельскохозяйственных животных.

_______ ответчиком представлены дополнения к отчету реализации I этапа гранта, к которому приложены расписка о передаче денежных средств за приобретение ФИО1 12 голов крупно-рогатого скота согласно договору купли-продажи от <...>, акт приема-передачи к указанному договору, справки ветеринарного центра, подтверждающие наличие крупно-рогатого скота в КФХ ФИО1 <...>

Однако, Департамент промышленности ХМАО-Югры, пришел к выводу, что ФИО1 обязанности по предоставлению отчета по реализации I этапа выполнены не в полном объеме, в связи с чем, _______ направил в адрес ФИО1 требование о возврате суммы гранта в размере 750 000 руб<...>

В силу статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в Кодексе.

По правилам части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Вид договора определяется содержанием основных прав и обязанностей сторон по сделке.

Специальное гражданско-правовое регулирование правоотношений по предоставлению грантов отсутствует, вследствие изложенного, к обязательствам, возникшим из соглашения №__ от _______, судом применяются общие положения об обязательствах (статьи 307-419 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей на дату предоставления субсидии, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В пункте 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 указанной статьи нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;

положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств подразумевает под собой выделение средств в распоряжение конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению направления средств на цели, необозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под нецелевым использованием бюджетных средств понимает их использование на цели, несоответствующие условиям получения. Нарушение требований о целевом использовании средств бюджета влечет, в частности, изъятие бюджетных средств, которые использованы получателем не по целевому назначению.

Согласно п.3 ч.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, основания для возврата средств бюджета, предоставленных в виде субсидии, определяются законом, а установление в договоре иных, чем в законе, оснований для возврата в соответствующий бюджет субсидий недопустимо.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции действующей на момент заключения соглашения), оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 4.1 Порядка предоставления грантов в форме субсидий на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденного Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013 № 420-п (в ред. от 13.11.2015) «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014-2020 годах», предусмотрено, что в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств, недостоверных сведений гранты не выплачиваются, а выплаченные в счет них суммы подлежат возврату.

В обоснование требования о взыскании с ответчика суммы предоставленного гранта истец указал на несоответствие представленного ответчиком отчета плану расходов, а также непредоставление ответчиком документов, подтверждающих приобретение сельскохозяйственных животных, а именно ветеринарных сертификатов.

При этом, из представленных сторонами документов следует, что денежные средства в сумме 750 000 руб., предоставленные ответчику в качестве гранта, были израсходованы ей на приобретение крупного рогатого скота в количестве 12 штук, стоимостью 730 000 руб. из которых сумма гранта составляет 657 000 руб., холодильного шкафа «Polaris» стоимостью 105 000 руб., из которых сумма гранта 93 000 руб. <...>

Также в материалах дела имеются копии справок ветеринарного цента, ветеринарно-санитарного паспорта и фотографии крупного рогатого скота, что дает основания суду полагать о целевом использовании ответчиком ФИО1 денежных средств в сумме 750 000 руб., предоставленных ей в качестве гранта.

Существо гранта – безвозмездное безвозвратное предоставление средств с целью поощрения, развития значимого направления деятельности. Само по себе несвоевременное либо неполное предоставление финансовых отчетов, с приложением подтверждающих документов, в случае отсутствия нецелевого использования средств гранта, не может служить основанием для возвращения выделенных денежных средств.

Между тем, истцом доказательства нецелевого использования ответчиком бюджетных средств и (или) представления недостоверных сведений не представлены.

На основании изложенного у суда отсутствуют основания утверждать о нецелевом характере потраченных ответчиком сумм гранта, выделенных истцом в установленном порядке, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца.

Довод истца о несоблюдении ответчиком обязанности по осуществлению деятельность в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после выплаты гранта (пункт 4.1.6 соглашения), что также, по мнению истца, является основанием к возврату гранта в размере 750 000 руб., суд находит не обоснованным, так как данное условие не находит своего закрепления на законодательном уровне. Кроме того, исходя из соглашения, данная обязанность должна была возникнуть у ФИО1 после выплаты второго этапа гранта, чего сделано не было.

Кроме того ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении исковых требований.

Согласно п.1 ст.196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из соглашения №__ от _______, предоставление отчета о реализации 1 этапа проекта по созданию и развитию крестьянского (фермерского) хозяйства предусмотрено в августе 2016 года. Таким образом, срок исковой давности начал течь 01.09.2016 г. При этом, исковое заявление подано в суд 17 июля 2020 года, то есть за пределами срока исковой давности.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Департаменту промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании суммы долга отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.

Председательствующий Э.А. Даменов