гражданское дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ п. Коренево
ФИО1 районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Тархова Д.В.,
с участием помощника прокурора Кореневского района Курской области Савенкова Д.О.,
при помощнике судьи Тереховой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «ФИО1 район» Курской области к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кореневского района Курской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов муниципального образования «ФИО1 район» Курской области к МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области. Так, установлено, что в соответствии с приказом директора МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» от ДД.ММ.ГГГГ№МНИ назначена контрактным управляющим МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества», последняя имеет среднее специальное образование по специальности «преподавание в начальных классах». Полагает, что в нарушение ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, части 5 статьи 39, части 6 статьи 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», приказов Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н, контрактный управляющий МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района ФИО2 не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет ни высшего образования, ни дополнительного образования в сфере закупок со сроком освоения программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему МНИ на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на неё функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению действующего законодательства о контрактной системе, а также к нарушению интересов МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества», муниципального района «ФИО1 район», который в соответствии с Уставом МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества», является учредителем образовательного учреждения.
Помощник прокурора Кореневского района Курской области Савенков Д.О. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель истца, в чьих интересах заявлены требования прокурора, администрации Кореневского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание явился; в письменном отзыве просили в удовлетворении требований отказать, считая, что контрактный управляющий дошкольного учреждения соответствует занимаемой должности, поскольку в высшем профессиональном образовании РФ отсутствует специальность «специалист в сфере закупок и, таким образом, для контрактного управляющего достаточно иметь повышение квалификации.
Представитель ответчика МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области, будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание явился; в письменном отзыве просил в удовлетворении требований отказать, полагая, что требования действующего законодательства в части образования контрактного управляющего, учреждением соблюдены.
Представитель третьего лица ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», будучи надлежащим образом извещенными о дне, месте и времени слушания дела в судебное заседание явился.
Суд, выслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 70 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает, в том числе, закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В соответствии с ч. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», муниципальный заказчик – муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 указанного Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Из Устава МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области следует, что МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» относится к муниципальным казенным учреждениям (п. 1.4). Учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальный район «ФИО1 район» Курской области. Функции и полномочия учредителя, собственника имущества в отношении Учреждения осуществляет администрация Кореневского района Курской области (п. 1.7 Устава).
Согласно Положению о контрактном управляющем МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области в функциональные обязанности контрактного управляющего, в том числе, входит планирование закупок, обоснование закупок, организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по осуществлению закупок (п. 7).
Согласно разделу 2 Должностной инструкции контрактного управляющего, контрактный управляющий выполняет, в том числе, следующие функции: планирует и обосновывает закупки, обеспечивает проведение определения поставщиков конкурентными способами.
Согласно приказу директора МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, педагог дополнительного образования МНИ назначена контрактным управляющим МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества».
Из материалов дела следует, что МНИ имеет среднее специальное образование по специальности «преподавание в начальных классах», что подтверждается дипломом, выданным ОБПОУ «Рыльский социально-педагогический колледж» ДД.ММ.ГГГГ, сообщением директора МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества».
Также, из материалов дела следует, что у МНИ отсутствует высшее образование, дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
ДД.ММ.ГГГГМНИ ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса» было выдано удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в количестве 120 часов.
Согласно п. п. 2, 5 ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Из вышеуказанного можно заключить, что дополнительное профессиональное образование по содержанию может быть не связано с имеющимся или получаемым обучаемыми образованием и преследует цель обучения новому виду деятельности. А повышение квалификации в соответствии с п. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» преследует цель получения новой компетенции в рамках ранее избранной специальности, что также согласуется с положениями, изложенными в Письме Минобрнауки России от 09 октября 2013 года № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с «Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования»).
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что контрактный управляющий МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области не соответствует занимаемой должности по уровню образования, поскольку не имеет высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок, МНИ пройдено повышение квалификации, направленной на получение новой компетенции, однако такое совершенствование осуществлено не в рамках имеющейся у неё квалификации «учитель начальных классов», что недопустимо в силу прямого указания Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», когда для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации необходима именно профессиональная переподготовка, а не повышение квалификации.
При этом действующее законодательство предлагает альтернативные требования к уровню образования работников контрактной службы, контрактному управляющему, не закрепляя в обязательном порядке получения дополнительного профессионального образования в сфере закупок со сроком освоения программ не менее 250 часов.
В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
Приказами Минтруда России от 10 сентября 2015 года № 625н, № 626н утверждены профессиональные стандарты «Специалист в сфере закупок», «Эксперт в сфере закупок».
Профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок» установлено требование к образованию: среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок» установлено требование к образованию: высшее образование – бакалавриат, дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в сфере закупок.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года № 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
При таких обстоятельствах, в условиях, когда контрактный управляющий МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области не имеет требуемого образования, и не соответствует требованиям, предъявляемым ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требование прокурора о возложении на МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области обязанность обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего образовательного учреждения, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд считает срок для исполнения решения, указанный прокурором Кореневского района – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего для МКУ ДО «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области, является достаточным для устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Кореневского района Курской области, действующего в защиту интересов муниципального образования «ФИО1 район» Курской области к муниципальному казенному учреждению дополнительного образования «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области об обязании обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего, удовлетворить.
Возложить на муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего муниципального казенного учреждения дополнительного образования «ФИО1 районный Дом детского творчества» Кореневского района Курской области в соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в части наличия у работника контрактной службы, контрактного управляющего высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через ФИО1 районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Кореневского районного суда
Курской области Д.В. Тархов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ