ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/20 от 22.05.2020 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-399/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2020 года Корсаковский городской суд Сахалинской области в составе

Председательствующего судьи Е.Н. Меркуловой,

При секретаре Н.О. Ларионовой,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» о назначении социальных выплат,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором просит включить в его стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период его действительной службы с июля 1973 года по июль 1976 года как военную службу по призыву, обязать ответчика назначить ему ежеквартальную социальную выплату в соответствии с Законом Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» с учётом даты подачи документов в отделение по Корсаковскому городскому округу ГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»

В обоснование заявленных требований указал, что 3 сентября 2019 года обращался к ответчику через МФЦ с заявлением о назначении ему, как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях 40 и более календарных лет, ежеквартальной социальной выплаты, приложив пакет документов. В назначении выплаты ему было отказано в связи с недостаточностью установленного стажа работы, так как при подсчете стажа в него не вошел период прохождения военной службы в Тихоокеанском военно-морском училище им. С.О. Макарова, то есть период военной службы по призыву, с чем он не согласен, поскольку в соответствии с действовавшим на момент прохождения им военной службы законодательством обучение в военно-учебных заведениях рассматривалось как действительная срочная военная служба, что соответствует понятию военной службы по призыву в соответствии с действующим в настоящее время законодательством.

Определением судьи от 27 марта 2020 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено юридическое лицо – государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

На данное исковое заявление поступили возражения ответчика, из которых следует, что отделением по Корсаковскому району ГКУ ЦСПСО было рассмотрено заявление ФИО1, поступившее 3 сентября 2019 года, с прилагающимися документами. На основании представленных ФИО1 документов ему был установлен стаж для назначения ежеквартальной социальной выплаты 38 лет. В стаж не был включен период с 26 июля 1973 года по 24 июня 1978 года, в который ФИО1 проходил срочную военную службу в г. Владивосток при учебном заведении «Тихоокеанское высшее военно-морское училище им. С.О. Макарова», поскольку указанный период является периодом обучения в военной профессиональной образовательной организации высшего образования и не может рассматриваться как период военной службы по призыву.

В своих уточнениях к иску ФИО1 просит возложить на отделение по Корсаковскому району ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» обязанность включить в его стаж работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях период его действительной срочной военной службы с 26 июля 1973 года по 26 июля 1976 года, а также возложить обязанность на него же по выплате в соответствии с Законом Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» с 3 сентября 2019 года – даты подачи документов в отделение по Корсаковскому городскому округу государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Стороны о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Сахалинской области от 28.12.2010 года № 127-ЗО «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области» установлен круг лиц, имеющий право на денежные выплаты и иные меры социальной поддержки, в круг которых входят граждане Российской Федерации, имеющие стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет (пункт 15 статьи 2 Закона).

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона № 127-ЗО гражданам Российской Федерации, имеющим стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет, предоставляется социальная поддержка в виде ежеквартальной социальной выплаты в размере 5000 рублей.

Согласно части 2 этой же статьи, в редакции, действующей, как установлено Законом № 19-ЗО от 07.03.2019 года, с 1 января 2019 года, в стаж работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для предоставления социальной поддержки в соответствии с частями 1 и 1-1 настоящей статьи включается (засчитывается), в том числе, время военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации (пункт 5).

Наряду с этим период прохождения военной службы, за исключением военной службы по призыву, пунктом 6 указанной статьи отнесен к стажу для назначения выплаты только в тех случаях, когда такая военная служба осуществляется в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Условием предоставления данной льготы в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 127-ЗО является также постоянное проживание в Сахалинской области на момент подачи заявления и в период получения выплаты.

В редакции пункта 5 части 2 статьи 16 закона № 127-ЗО до внесения изменений в стаж, необходимый для назначения ежеквартальной выплаты включалось время военной службы по призыву для граждан, проходивших службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для граждан, призванных на военную службу из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вне зависимости от места ее прохождения.

Порядок назначения указанной выплаты регулируется Положением о порядке предоставления ежеквартальной социальной выплаты, утвержденным приказом министерства социальной защиты Сахалинской области от 27.11.2011 № 7-н.

В соответствии с пунктом 3 указанного Положения для получения социальной выплаты заявитель обязан обратиться в ГКУ с письменным заявлением, приложив перечисленные в данном пункте документы, в том числе, документы, подтверждающие время военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации.

До внесения изменений в приведенную норму заявителю следовало приложить к заявлению документы, подтверждающие время военной службы по призыву для граждан, проходивших службу в Вооруженных Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для граждан, призванных из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вне зависимости от места ее прохождения.

Исходя из анализа правовых норм, для получения льготы в виде ежеквартальной выплаты заявитель должен доказать наличие у него стажа работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого не произвольно, а согласно установленным законодателем критериям.

Действуя в пределах своей компетенции, законодатель исключил из пятого пункта части 2 статьи 16 Закона № 127-ЗО требования о предоставлении документов, подтверждающих прохождение военной службы именно в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, либо проживание гражданина в таких районах непосредственно на дату призыва.

Отсюда следует, что включению в стаж подлежат периоды прохождения военной службы по призыву, независимо от того, где, в каком регионе исполнялась воинская обязанность.

В силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации свободно, по своему усмотрению выбирают место своего жительства и пребывания.

Между тем, статьей 59 Конституции Российской Федерации (на период спорных правоотношений - статьи 132 Конституции СССР 1936 года) на граждан возложена обязанность несения военной службы в соответствии с законом.

В военном билете истца имеется запись о прохождении им военной службы в Вооруженных Силах СССР с 26 июля 1993 года по 21 апреля 1995 года.

Из записей в военном билете следует, что с июля 1973 года по июнь 1978 года истец являлся курсантом Тихоокеанского военно-морского училища им. С.О. Макарова, которое окончил с дипломом инженера.

В соответствии со статьей 3 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12.10.1967 года все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР.

Как указано в статье 10 действующего на момент достижения истцом призывного возраста закона, на действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно части 2 статьи 11 этого же Закона граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе и именуются курсантами. На них распространяются обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

Статьей 12 этого же Закона установлено, что курсанты военно-учебных заведений, отчисленные за плохую успеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, если они до поступления в военно-учебные заведения не отслужили установленного срока действительной военной службы, направляются в воинские части для прохождения установленного срока действительной военной службы. При условии их безупречной службы в части не менее шести месяцев время обучения в военно-учебном заведении этим военнослужащим засчитывается в срок действительной военной службы в порядке, определяемом Министерством обороны СССР.

Статьей 13 указанного закона установлены сроки действительной военной службы по призыву для береговых частей и авиации 2 года, для военнослужащих Военно-Морского Флота 3 года.

Из системного анализа приведенных статей закона следует, что по достижении призывного возраста граждане СССР мужского пола в обязательном порядке призывались на действительную военную службу на установленный законом срок.

Отсюда следует, что действительная срочная военная служба согласно приведенному законодательству является военной службой по призыву.

Таким образом, обучение в военных учебных заведениях на момент обучения истца в Тихоокеанском высшем военно-морском училище рассматривалось как разновидность исполнения воинской обязанности и приравнивалось к срочной военной службе по призыву.

Нормы, приравнивающие обучение в высших военных учебных заведениях к прохождению военной службы, содержатся и в принятых позже законодательных актах.

Как следует из 31 статьи Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 11.02.1993 года № 4455-1, курсант военного образовательного учреждения профессионального образования заключает контракт о прохождении военной службы

До заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, откуда следует, что курсанты военных учебных организаций являются военнослужащими либо по призыву, либо по контракту.

Частью 2 статьи 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ установлено, что прохождение военной службы осуществляется по призыву или в добровольном порядке по контракту.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ 16.09.1999 г. № 1237, граждане Российской Федерации (далее - граждане), не проходившие военную службу, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования (далее - военно-учебные заведения), до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.09.2014 года № 670, предусматривает не только изучение курсантами военных образовательных учреждений теоретических дисциплин, но и разнообразные практические занятия по освоению военной техники, выработке навыков ведения боевых действий и управления подразделениями в бою (пункты 34-38 Порядка).

Таким образом, курсанты военных учебных заведений относятся к лицам, проходящим военную службу по призыву в пределах установленного законом срока.

Такой период выполнения публичной обязанности законодатель обоснованно счёл подлежащим включению в стаж для получения социальной выплаты для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, поскольку выбор места проживания в этом случае зависит от места исполнения публичной обязанности.

С учётом приведённых норм ответчиком необоснованно отказано во включении периода обучения истца в Тихоокеанском высшем военно-морском училище в качестве курсанта в течение трех лет с 26 июля 1973 по 26 июля 1976 года.

Как следует из возражений на иск, по мнению ответчика, стаж ФИО1 для выплаты ЕСВ составляет на момент обращения 38 лет и два дня.

На этом основании ответчиком принято решение от 13.09.2019 года об отказе в назначении выплаты.

Между тем, как видно из представленных по запросу суда ответчиком документов, ФИО1 представил справку из военного комиссариата Сахалинской области, согласно которой он проходил военную службу: срочную службу в г. Владивостоке при учебном заведении «Тихоокеанское военно-морское училище им. С.О. Макарова» с 26.07.1973 года по 26.07.1976 года, а также военную службу на офицерских должностях в г. Корсакове Корсаковского района при войсковой части 20472 по контракту с 30.08.1978 по 21.04.1995 года.

Дипломом от 26.06.1978 года подтверждается, что ФИО1 проходил обучение в Тихоокеанском высшем военно-морском училище им. С.О. Макарова в 1973-1978 г.г., 24 июня 1978 года ФИО1 присвоена квалификация «офицер с высшим военно-специальным образованием инженер-механик».

Данные справки из военного комиссариата, за исключением указания даты окончания обучения, согласуются со сведениями военного билета истца, в котором указано, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР с 26 июля 1973 года, в том числе с июля 1973 по июнь 1978 года в качестве курсанта, с августа 1978 по май 1980 года помощником командира торпедного катера, с мая 1980 года по май 1985 года в качестве командира торпедного катера, с мая 1985 по октябрь 1988 года в качестве командира базы-заместителя командира дивизиона, с октября 1988 по август 1990 в качестве старшего инспектора военной комендатуры гарнизона, с августа 1990 по март 1994 в качестве помощника начальника моб-группы, с марта 1994 по апрель 1995 в качестве заместителя начальника штаба, то есть непрерывно в период с 26 июля 1973 года по 21 апреля 1995 года.

Такие же данные содержатся в послужном списке ФИО1, из которого следует, что он 26.07.1973 года поступил, а 24.06.1978 года окончил Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова с дипломом офицера с высшим военно-специальным образованием инженера-электромеханика и назначен в распоряжение командующего Тихоокеанским флотом.

Таким образом, согласно представленным истцом документам, период военной службы ФИО1 по призыву при военном учебном заведении составил 3 года.

В связи с этим период обучения с 27 июня 1976 по 26 июля 1976 года не может быть включен в стаж, поскольку указанный месяц выходит за пределы трех лет срочной службы истца.

Согласно трудовой книжке ФИО1 он 28 апреля 1995 года был принят на работу в военный комиссариат г. Корсакова, где проработал до 31 мая 1996 года, затем поступил на работу в Корсаковскую таможню 30 мая 1996 года, и проработал там непрерывно до 6 сентября 2016 года.

Таким образом, трудовой стаж ФИО1 по месту работы в городе Корсакове Сахалинской области составил 21 год 4 месяца 10 дней.

В общей сложности в стаж, необходимый для назначения ЕСВ следует зачесть 41 год 0 месяцев 03 дня.

Тот факт, что ФИО1 обратился с заявлением о назначении ему ЕСВ 3 сентября 2019 года, как следует из возражений на иск, ответчиком не оспаривается.

В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке предоставления ежеквартальной социальной выплаты, утвержденного приказом министерства социальной защиты Сахалинской области № 7-н от 27.01.2011 года, ежеквартальная социальная выплата гражданам, указанным в абзаце втором пункта 2 настоящего Положения, назначается с квартала, в котором поступило обращение в Учреждение со всеми необходимыми документами.

В связи с указанным суд в порядке статьи 204 ГПК РФ считает необходимым указать в решении на выплату ЕСВ, начиная с третьего квартала 2019 года.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Положения к данной категории получателей отнесены граждане Российской Федерации, имеющие стаж работы (службы) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 40 и более календарных лет и имеющие регистрацию по месту жительства в Сахалинской области.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения об отделении по Корсаковскому району ГКУ ЦСП Сахалинской области отделение не является самостоятельным юридическим лицом.

Согласно пункту 2.1 Положения основной целью отделения является обеспечение деятельности ГКУ ЦСПСО по осуществлению отдельных государственных функций, предоставлению государственных услуг, в связи с реализацией государственных полномочий по оказанию социальной поддержки и социальной помощи, определенных законодательством Российской Федерации и Сахалинской области в денежной и натуральной формах отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Корсаковский городской округ».

В соответствии с пунктом 2.2 предметом деятельности отделения является выполнение работ, связанных с обеспечением деятельности ГКУ ЦСПСО по осуществлению отдельных государственных функций, предоставлению государственных услуг отдельным категориям граждан, юридическим лицам.

К видам деятельности отделения пунктами 2.3.3 и 2.3.4 отнесены, в том числе, принятие решений о предоставлении гражданам мер социальной поддержки и организация и проведение выплат получателям мер социальной поддержки.

Интересы ГКУ ЦСПСО в судах и других государственных органах отделение представляет только на основании доверенности (п. 2.11 положения).

В соответствии с пунктом 1.7 устава государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» ГКУ ЦСПСО является юридическим лицом.

Пунктом 1.12 устава установлено, что ГКУ ЦСПСО от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.

Пунктом 2.3.3 и 2.3.4 устава принятие решений о мерах социальной поддержки и организация денежных выплат отнесены к компетенции ГКУ ЦСПСО.

Таким образом, лицом, ответственным за назначение мер социальной поддержки, является ГКУ ЦСПСО, при этом реализация полномочий по социальной поддержке конкретных граждан осуществляется структурными подразделениями учреждения, которые действуют от имени ГКУ.

По правилам 98 статьи ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку правила, установленные пунктом 4 части 1 статьи 333.35 и пунктом 19 части 1 статьи 333.36 НК РФ освобождают государственные органы от обязанности по уплате государственной пошлины при совершении процессуальных действий, но не освобождают от судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

возложить на ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в лице отделения ГКУ по Корсаковскому району обязанность включить в стаж ФИО1 для назначения ежеквартальной социальной выплаты период действительной срочной службы с 26 июля 1973 года по 26 июня 1978 года.

Отказать ФИО1 во включении в указанный стаж периода с 27 июня 1976 по 26 июля 1976 года.

Возложить на ГКУ «Центр социальной поддержки Сахалинской области» в лице отделения ГКУ по Корсаковскому району обязанность назначить и выплачивать ФИО1 ежеквартальную социальную выплату, предусмотренную статьей 16 Закона Сахалинской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области», с даты обращения заявителя 3 сентября 2019 года, то есть, начиная с третьего квартала 2019 года.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Сахалинской областной суд через Корсаковский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья Е.Н. Меркулова.