Дело № 2-399/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 декабря 2013 года г. Устюжна
Устюженский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Копыловой Н.В.,
при секретаре Кожевниковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цветкова В.А. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Цветков В.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик отказал Цветкову В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, исключив из него период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Устюженского района, а также период профессиональной переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Истец, считая, что стаж, необходимый для назначения пенсии, имеется, просил суд обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию со дня обращения за ней.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное казанное учреждение «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» и Главное управление МЧС России по Вологодской области.
В судебном заседании истец Цветков В.А. и его представитель Бойцов Н.И. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске, просили об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области по доверенности Сердцелюбова О.А. в судебном заседании требования не признала по основаниям, изложенным в оспариваемом решении и возражениях на иск.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного казанного учреждения «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, отзыв на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления МЧС России по Вологодской области, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв на иск.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск Цветкова В.А. частично обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания на основании объяснений сторон, материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ...1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № пенсионный орган отказал истцу в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, исключив из него период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя пожарного автомобиля Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Устюженского района, а также период профессиональной переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Сыктывкарском учебном центре федеральной противопожарной службы. По мнению ответчика, специальный стаж работы Цветкова В.А. на день обращения с заявлением составил ... года ... месяцев ... дня.
Вместе с тем, суд не может согласиться с выводами ГУ Управления ПФР в Устюженском районе Вологодской области об исключении из специального стажа Цветкова В.А. периода профессиональной переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ во время его работы в должности водителя пожарного автомобиля ... пожарной части по охране города Устюжны ГУ «6 отряд федеральной противопожарной службы по Вологодской области».
Факт работы Цветкова В.А. в указанной должности подтвержден записями в его трудовой книжке и засчитан пенсионным органом в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, в период, исключенный ответчиком из специального стажа, имели место трудовые отношения, позволяющие истцу досрочно получить трудовую пенсию по старости.
По мнению суда, указанное обстоятельство является юридически значимым для дела, поскольку само по себе пребывание истца на курсах переподготовки не может быть поставлено в зависимость от каких-либо дополнительных условий, не предусмотренных законом (Обзор Судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 года»).
Ссылку ГУ - Управления ПФ РФ в Устюженском районе на положения пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 при исключении спорного периода из специального стажа истца суд считает необоснованной, т.к. названый нормативный акт не содержат прямых положений об исключении из специального стажа при назначении досрочной пенсии периодов профессиональной переподготовки.
По мнению суда, спорный период подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку повышение профессионального уровня, а также исполнение трудовых обязанностей в связи с производственной необходимостью во время служебных командировок предусмотрено действующим трудовым законодательством. В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ основные трудовые обязанности работника не могут быть приняты в одностороннем порядке. В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Прохождение курсовой подготовки, повышение профессионального уровня является обязательным условием выполнения профессиональных обязанностей, предусмотрено представленной истцом должностной инструкцией водителя пожарного автомобиля. Целью прохождения профессиональной подготовки является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися квалификационными требованиями к занимаемой должности. Истец направлялся на курсы переподготовки на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № № по окончании профессиональной подготовки в соответствии с п. 6 приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Наставление по технической службе Государственной противопожарной службы МВД России» истец получил допуск к работе на специальном пожарном автомобиле - № (автолестнице), который закреплен за ним и по настоящее время. Судом установлено, что истец Цветков В.А. во время нахождения на курсах профессиональной подготовки не прерывал трудовых отношений с работодателем, занимал должность, работа в которой включается в стаж, дающий право на досрочную пенсию, за ним сохранялась заработная плата, работодателем производились отчисления страховых взносов в ПФР.
По мнению суда, вины Цветкова В.А. в том, что индивидуальные сведения за указанный период представлены работодателем общими условиями, не имеется.
Отказывая Цветкову В.А. в удовлетворении остальной части иска, суд исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Перечень работников, которым предоставляется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным подпунктом определен Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437. В названном списке предусмотрена профессия «водитель (шофер) автомобиля (пожарного)», работники которой имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если постоянно работают на пожарных автомобилях.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при наличии стажа работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.
Указанное полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона «О пожарной безопасности», устанавливающим структуру государственной противопожарной службы. Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 названного Федерального закона в Государственную противопожарную службу входят: федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации. Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке. Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005 № 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Органы управления, подразделения и учреждения, через которые осуществляет свою деятельность федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, перечислены в пункте 3 названного Положения.
Из системного анализа вышеназванных норм следует, что досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В тоже время включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено, поскольку противопожарная служба субъектов Российской Федерации, не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.02.2009 № 552-О-О предусмотренная действующим законодательством дифференциации в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии, за счет включения в него сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации является исключительной прерогативой законодателя, суд такими полномочиями не обладает.
Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 317 утверждено Примерное положение об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления, из пункта 1 которого следует, что данный орган создается и функционирует в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления в целях реализации на их территориях единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.
Орган управления в пределах своих полномочий осуществляет руководство деятельностью дислоцированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах местного самоуправления, подразделений Государственной противопожарной службы и поисково-спасательных служб, за исключением непосредственно подчиненных МЧС России (в том числе специальных подразделений ГПС и их органов управления).
В соответствии с директивой МЧС России от 24.09.2003 № 31-23-24 с 01.10.2003 Управление государственной противопожарной службы МЧС России Вологодской области реорганизовано в Главное управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области.
На основании приказа начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области от 30.01.2004 № 47 38 пожарная часть по охране Устюженского района, в которой Цветков В.А. работал в должности водителя пожарного автомобиля, с 01.01.2004 была реорганизована в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Устюженского района.
Созданное Управление входило в структуру Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области, штатное расписание Управления утверждено тем же приказом начальника Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области от 30.01.2004 № 47, финансовое обеспечение Управления осуществлялось за счет средств областного и районного бюджетов.
В свою очередь Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области в структуру МЧС России не входило, было создано Правительством Вологодской области, непосредственное руководство его деятельностью осуществлял Губернатор области. Деятельность Главного управления осуществлялась на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 17.11.2003 № 1067.
Приказом МЧС России от 06.08.2004 № 372 с 01.01.2005 созданы территориальные органы МЧС России специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ. Этим же приказом утверждено положение о территориальном органе, которое является единым для всех территориальных органов по субъектам РФ.
С 01.01.2005 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области реорганизовано в Главное управление МЧС России по Вологодской области (приказ МЧС России от 26.10.2004 № 487).
В соответствии с приказом Главного управления МЧС России по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Устюженского района было реорганизовано в № пожарную часть Государственной противопожарной службы по охране Устюженского района Главного управления МЧС России по Вологодской области.
Оценив представленные доказательства, основываясь на вышеприведенных нормах права, суд пришел к выводу о том, что в рассматриваемый период работа истца протекала в структурном подразделении Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Вологодской области - Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Устюженского района, которое не входило в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем данный период работы правомерно не был включен ответчиком в специальный стаж истца.
Доводы стороны истца и третьего лица Главного управления МЧС России по Вологодской области в данной части не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
При указанных обстоятельствах ссылка истца на то, что в период неоднократных реорганизаций, а также в спорный период его трудовые и функциональные обязанности не изменялись и соответствовали требованиям должности, поименованной Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437, юридически значимой для разрешения данного спора не является.
С учетом представленных доказательств, судом установлено, что специальный стаж работы истца на момент обращения в пенсионный орган с заявлением, а также и на момент рассмотрения дела составлял менее 25 лет, требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии по закону, в связи с чем Цветкову В.А. на законных основаниях отказано в назначении досрочной пенсии по старости.
На основании ст.ст. 98, 101 ГПК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в сумме ... рублей ... копеек.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1/ признать недействительным решение государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в назначении Цветкову В.А. досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения ему в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода профессиональной переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
2/обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области включить Цветкову В.А. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период профессиональной переподготовки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
3/ взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Устюженском районе Вологодской области в пользу Цветкова В.А. в возмещение судебных расходов ... рублей ... копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований Цветкову В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Устюженский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 14.12.2013.
Судья Н.В. Копылова