Дело № 2-399/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом 21 октября 2013 года
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ерчина Ю.Н.,
при секретаре Першиной Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании постановления и возложении обязанности поставить на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
установил:
ФИО6 обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский», в котором просит отменить постановление администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № и возложить обязанность поставить на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья для улучшения жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию МР «Усть-Куломский» с запросом, с приложением всех необходимых документов, о принятии на учет на получение социальной выплаты на приобретение жилья для улучшения жилищных условий. Однако постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № ему отказано в постановке на учет в связи с ухудшением жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Не имея собственного жилья, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он со своей семьей был зарегистрирован в квартире принадлежащей его родителям. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства в квартире, принадлежащей родителям его супруги, где проживают в составе членов семьи собственника. Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., что с учетом всех проживающих (пять человек), они обеспечены общей площадью меньше установленной учетной нормы на 1 человека.
В судебном заседании истец ФИО6 и его представитель ФИО7 поддержали исковые требования в полном объеме по основаниям указанным в иске. Дополнительно пояснили, что фактически они всегда проживали в квартире по месту настоящей регистрации, при этом ранее сохраняли регистрацию в квартире родителей истца по просьбе собственника жилья для получения последним социальных льгот. По найму жилые помещения им не предоставлялись, собственного жилья не имеют, проживают с согласия собственника жилья, тем самым они не могли ухудшить свои жилищные условия.
Администрация муниципального района «Усть-Куломский» в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в отсутствии их представителя, в отношении иска мнение не выражено.
Третье лицо – администрация сельского поселения «Усть-Кулом» ходатайствовало о рассмотрении дела без участия представителя администрации.
Заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закон Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" /далее Закон/ регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
К категориям граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, имеющих право на получение таких социальных выплат, закон относит, граждан, состоящих на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья, в том числе молодые семьи.
В соответствии со статьей 2 Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
Имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановка на учет граждан, имеющих право на получение субсидий, осуществляется органами местного самоуправления в Республике Коми в соответствии с Законом Республики Коми от 06.10.2005 N 103-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий на приобретение или строительство жилья".Постановлением главы муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено положение о комиссии по постановке на учет граждан для получения субсидии на строительство или приобретения жилья администрации муниципального района «Усть-Куломский».
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО6 в порядке, предусмотренном Законом Республики Коми от 05.04.2005 N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" обратился в администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с запросом о принятии на учет молодой семьи на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № семье ФИО6 отказано в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с ухудшением жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья /пункт 4 части 13 статьи 2 Закона/.
В соответствии пункт 4 части 13 статьи 2 Закона уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.
В ходе разбирательства по делу установлено, что в состав семьи истца ФИО6 входят: супруга ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается и фактом обращения для постановки на учет в указанном составе семьи. В связи с отсутствием собственного жилья, а также жилья предоставленного по договору социального найма семья ФИО6 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по месту жительства в квартире его родителей по адресу: <адрес>. Данная квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м. в порядке приватизации была передана в общую собственность ФИО4 и ФИО5
С ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО6 зарегистрирована по месту своего жительства в квартире матери супруги истца ФИО3 общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Собственником данного жилья, на основании договора приватизации № от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3
Круг семьи истца определен в его обращении к ответчику, с целью постановки на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретения жилья для улучшения жилищных условий. Семья истца не является собственниками указанных выше жилых помещений, в которых ранее имела регистрацию по месту жительства и в настоящее время сохраняет регистрацию, на ином праве жилья не имеют. Таким образом, в данном случае место регистрации жительства без учета иных обстоятельств неправомерно ставить в зависимость и делать выводы об обеспеченности семьи истца жилым помещением в соответствии с установленной социальной учетной нормой.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Доказательств намеренного ухудшения заявителем жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в смысле п.4 ч.13 ст.2 Закона РК от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» в ходе разбирательства по делу не добыто, смену регистрации места жительства нельзя признать намеренными действиями по ухудшению жилищных условий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО6 в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, является неправомерным и подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа ФИО6 в принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий отменить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» с ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 с учетом состава семьи - четыре человека, поставить на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись.
В окончательной форме решение составлено 23.10.2013.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин