ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/2016 от 01.04.2016 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

Дело № 2-399/2016

Мотивированное решение изготовлено 01.04.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта 2016 года Асбестовский городской суд Свердловской области в составе судьи Чечулиной Л.В., при секретаре Зубаревой Т.А.,

рассмотрев в здании Асбестовского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Асбесте о признании права на досрочную страховую пенсию по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте о признании права на досрочную страховую пенсию по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что имеет 25-летний педагогический стаж, но ответчик отказывается назначать ей досрочную страховую пенсию, не включив в педстаж некоторые периоды ее работы. Не соглашаясь с данным решением, истец просит признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости, включить спорные периоды работы в педагогический стаж и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента обращения за ней, а также взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении своих требований в полном объеме.

Представитель ГУ- УПФ РФ в г.Асбесте иск не признал, представил письменное мнение по иску, в судебном заседании поддержал свою позицию.

Выслушав объяснения сторон, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Материальные нормы права, в соответствие с которыми гражданам назначаются досрочные страховые пенсии, за назначением которой и обратилась истица, закреплены в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости в соответствие с п.п. 19 п.1 ст. 30 Закона 400-ФЗ назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) согласно пункту 2 статьи 30 Закона 400-ФЗ утверждаются Правительством РФ.

При назначении данного вида пенсий в настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст.27 Федерального закона № 173-Ф3 от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон № 173-Ф3) и Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Кроме того, при решении вопроса о возможности назначения досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п. 19 п.1 ст. 30 Закона 400-ФЗ, обязательны к применению нормативно-правовые акты, действовавшие ранее, а именно: Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516. Также применяются Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067, подлежащие применению на основании Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.

Установлено и подтверждается материалами дела, что *Дата* в ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте истцом были представлены документы для назначения досрочной страховой пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях » №400-ФЗ.

Ответчиком в педагогический стаж истца было зачтено 16 лет 09 мес.19 дн.

Установлено, что ответчиком исключены из специального стажа истца периоды ее работы: 06-12.04.2006 (7дн), 17-28.04.2006 (12 дн), 01-10.02.2010(10 дн)- командировки, так как страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста в связи с осуществлением педагогической деятельности, то есть с выполнением работы в определенных должностях и учреждениях. Периоды нахождения в командировках, по мнению ответчика, не могут включаться в стаж при определении права на досрочную трудовую пенсию.

Суд не может согласиться с данным доводом ответчика по следующим основаниям:

Представленными суду документами (надлежащим образом заверенные копии приказов) подтверждается, что истца в указанные периоды направляли в командировки с целью повышения квалификации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.

Поэтому периоды нахождения в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что периоды нахождения истца в командировках с целью повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Ответчик исключил также период с 30.07.1992по 03.04.1999 (06.08.04) -учитель, школа № 23 Каршинский Гороно.

Период не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как в соответствии со ст. 12 «Закона об образовании» учреждение должно иметь на 30.07.1992г. статус юридического лица, а школа №23 являлась структурным подразделением Гороно, следовательно, статус юридического лица не имела. При применении п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067, наименование такого структурного подразделения не предусмотрено.

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности, что следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Основным критерием, определяющим право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, является характер и специфика этой работы.

Правительство РФ не наделено полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения педагогических работников, устанавливать их пенсионные права, либо вводить дополнительные ограничения права на пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении № 25 от 20.12.2005 года «...педагогическая, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании п.п. 10-12 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец и кому принадлежало закрепленное за ним имущество».

Тот факт, что в спорный период с 30.07.1992по 03.04.1999 (06.08.04) истец работала в должности учителя школы № 23, которая, как указывает представитель ответчика, являлась структурным подразделением Каршинского Гороно Республики Узбекистан, в данном случа, не может являться препятствием для включения вышеуказанного периода в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку, несмотря на указанную организационно-правовую форму, характер профессиональной деятельности истца, а также направление деятельности школы соответствуют должности (учитель) и учреждению ( школа), поименованных в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.

В этот же период: 05.02.1997-02.04.1999 (02.01.28) - отпуск по уходу за ребенком, который следует исключить из специального стажа истца.

В соответствии со статьей 167 Кодекса законов о труде (в редакции от 25.09.1992 № 3543-1) отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Кодекс в указанной редакции вступил в силу с 06.10.1992, таким образом, трудовым законодательством не предусмотрено включение отпуска по уходу за ребенком с 06.10.1992 в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Кроме того, п.21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 № 5. утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 № 29, также предусмотрено включение в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком только до 06.10.1992, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Соответственно, отпуск по уходу за ребенком, предоставленный с 06.10.1992 и позднее, в стаж на соответствующих видах работ не включается.

Согласно п.п. 19 ч. 1 ст.30 Закона 400-ФЗ досрочная страховая пенсия назначается за работу, а у истца имел место отпуск по уходу за ребенком.

Ответчик исключил из специального стажа истца период ее работы с 01.01.2002 по 13.08.2005(03.07.13) - Учитель, Средняя общеобразовательная школа № 9 (Узбекистан). Период не включен в стаж на соответствующих видах работ, так как не предоставлена справка об уплате страховых взносов за период с 01.01.2002г.

На основании п.2 ст.6 «Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г., предусмотрено, что для установления права на пенсию, в том числе, на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а так же на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В связи с тем, что в пенсионном законодательстве Российской Федерации с 01.01.2002 г. введены определения «страховой стаж» и «стаж на соответствующих видах работ», при назначении трудовой пенсии по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения, Министерство труда и социального развития Российской Федерации полагает возможным приравнять трудовой стаж, к страховому стажу на соответствующих видах работ, исчисление которых должно производится по нормам Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 г. № 555, и Правил от 11.07.2002 г. № 516.

Из вышеуказанного следует, что порядок подтверждения и исчисления стажа на соответствующих видах работ, осуществляемого на территории государств-участников Соглашения, аналогичен порядку подтверждения стажа на соответствующих видах работ на территории Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Данный документ подписан государствами-участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией и Республикой Узбекистан.

В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31 января 1994 года N 1-369-18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N <данные изъяты> "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Из материалов дела следует, что в период трудовой деятельности истца с апреля 1999 по август 2005 года уплачивались страховые взносы на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Республики Узбекистан, что подтверждается справками средней общеобразовательной школы № 9 Каршинского Гороно (л. <...>). Не доверять данным справкам у суда нет оснований.

Следовательно, период работы истца с 01.01.2002 по 13.08.2005(03.07.13) - учителем Средней общеобразовательной школы № 9 подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Таким образом, у истца имеется необходимый стаж для признания за ней права и назначения ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Уплаченную при подаче иска госпошлину в сумме <данные изъяты> истец просит взыскать с ответчика, расходы в сумме <данные изъяты>, связанные с составлением искового заявления, которые подтверждаются подлинной квитанцией, истец также просит взыскать с ответчика. Данное ходатайство истца подлежит удовлетворению. Сумма <данные изъяты> за составление искового заявления является разумной, соответствует сложившейся практике стоимости данного вида услуги.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Включить ФИО1 в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости следующие периоды ее работы:

с 06 по 12.04.2006 (7дн), с 17 по 28.04.2006 (12 дн), с 01 по 10.02.2010(10 дн)- командировки; с 30.07.1992по 03.04.1999 (06.08.04) -учитель, школа № 23 Каршинский Гороно, за исключением отпуска по уходу за ребенком с 05.02.1997 по 02.04.1999 (02.01.28); с 01.01.2002 по 13.08.2005(03.07.13) - Учитель, Средняя общеобразовательная школа № 9 (Узбекистан).

Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

Обязать ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью с *Дата*.

Взыскать с ГУ-УПФ РФ в г. Асбесте в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате госпошлины сумму <данные изъяты>, в возмещение расходов по составлению искового заявления <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Л.В.Чечулина