ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-399/2018 от 07.03.2018 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

07 марта 2018 года город Усть-Кут

Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Смолиной Т. С.,

при секретаре судебного заседания Олейник Е. В.,

с участием:

помощника Осетровского транспортного прокурора Орловой О. С.,

представителей ответчика Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-399/2018 по исковому заявлению Осетровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Аэропорт Усть-Кут» об исполнении требований законодательства в сфере авиационной, транспортной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Осетровский транспортный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Акционерному обществу «Аэропорт Усть-Кут», в котором с учетом исковых требований указано на то, что Осетровским транспортным прокурором в Усть-Кутский городской суд в интересах неопределенного круга лиц было направлено исковое заявление к АО «Аэропорт Усть-Кут» об обязании:

- образовать (сформировать) и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности аттестованные подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

- установить систему охранной сигнализации на имеющиеся запасные выезды с охраняемой территории аэропорта (выезд на дальний привод аэронавигации, выезд на озера, выезд на ближний привод аэронавигации);

- установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта (от здания аэровокзала до КПП-1, от КПП-1 до здания столовой, от здания столовой до складов АК «Алроса» (ПАО) и от здания гаражей для спецтехники до административного здания аэронавигации).

В ходе проверки проведенной 26.02.2018 было установлено, что АО «Аэропорт Усть-Кут»:

- установил систему охранной сигнализации на имеющиеся запасные выезды с охраняемой территории аэропорта (выезд на дальний привод аэронавигации, выезд на озера, выезд на ближний привод аэронавигации).

установил металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта (от здания аэровокзала до КПП-1, от КПП-1 до здания столовой, от здания столовой до складов АК «Алроса» (ПАО) и. от здания гаражей для спецтехники до административного здания аэронавигации), но на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м) козырьки с натянутой колючей проволокой отсутствуют. - 14.02.2018 на базе службы авиационной безопасности (далее САБ) было образовано (сформировано) в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности аттестованное подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, в связи с тем, что САБ состоит из подразделения охраны и группы досмотра (11 сотрудников охраны имеют свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, 2 не имеют: водитель-наблюдатель ФИО3 и стрелок К..; группа досмотра 7 человек прошла обучение, но не аттестована, прохождение аттестации запланировано на март 2018 года).

В связи с этим, просит

Обязать Акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут» (ИНН <***> ОГРН <***>, почтовый адрес: 666784, Иркутская область, г. Усть-Кут, аэропорт):

- привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группа досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя ФИО3 и стрелка К..

- установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта (на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м).

В обоснование исковых требований Осетровский транспортный прокурор указал на то, что Осетровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере авиационной, транспортной безопасности Акционерным обществом «Аэропорт Усть-Кут», в ходе которой выявлены нарушения требований указанного законодательства. В нарушение требований законодательства, при объезде периметра аэродрома 10.01.2018 было установлено, что над ограждением из металлического профнастила, металлической решетки и железобетонных плит отсутствует натянутая по верху колючая проволока (от здания аэровокзала до КПП-1, от КПП-1 до здания столовой, от здания столовой до складов АК «Алроса» (ПАО) и от здания гаражей для спецтехники до административного здания аэронавигации). С охраняемой территории аэропорта имеется 3 выезда (1 выезд на дальний привод аэронавигации, 2 выезд на озера, 3 выезд на ближний привод аэронавигации), на воротах сигнализация не установлена. АО «Аэропорт Усть-Кут» не образованы (сформированы) и/или не привлечены в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности аттестованные подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства. Согласно Уставу АО «Аэропорт Усть-Кут» одним из видов деятельности является обеспечение авиационной безопасности.

Помощник Осетровского транспортного прокурора Орлова О. С. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала, суду пояснила, что не возражает против определения срока исполнения исковых требований Осетровского транспортного прокурора для АО «Аэропорт Усть- Кут» привести подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обязать пройти аттестацию сотрудников группы досмотра (7 человек) и водителя - наблюдателя ФИО3 до 20.06.2018. Установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку поверх периметрового ограждения аэропорта на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м.) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м.) до 30.06.2018. В части исковых требований привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию стрелка К. не настаивает.

Представитель ответчика Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что в АО «Аэропорт Усть-Кут» в период с 12 по 14 февраля 2018 года Восточно-Сибирским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта была проведена инспекционная проверка соответствия мер авиационной безопасности, федеральных авиационных правил в АО «Аэропорт Усть-Кут». В ходе проверки было выявлено несоответствие требований п. 23 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 на большей части периметра поверх ограждения аэропорта не установлены металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку. В настоящее время устранить данное нарушение, в частности установить козырьки из металлических конструкций с несколькими рядами колючей проволоки поверх ограждения выполненное из металлических столбов с натянутой колючей проволокой и ограждения выполненное из железобетонных столбов с натянутой колючей проволокой общей протяженностью 7785 метров для АО «Аэропорт Усть-Кут» не представляется возможным по причине отрицательных температур окружающего воздуха, наличия снега, глубина которого составляет 1 м. 30 см. и отсутствие линий электропередач по периметру летного поля. Установка козырьков из металлических конструкций с несколькими рядами колючей проволоки общей протяжённостью 7785 м. возможна только в летний период так как, учитывая географическое расположение аэропорта Усть-Кут по сравнению с территорией гор. Усть-Кут, где происходит позднее таяние снега в связи, с чем окончательный сход снежного покрова происходит только в конце мая. Также для установки металлических конструкций поверх ограждения необходимо сварочное оборудование, источники электроснабжение и автотранспорт, который будет подвозить к периметровому ограждению машины и механизмы. В соответствии с пунктом 74 ФАП-142 при несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности требованиям ФАП-142 допускается временно принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности. В целях обеспечения требуемого уровня безопасности в АО «Аэропорт Усть-Кут» принято решение о введении в АО «Аэропорт Усть-Кут» временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности. Издан приказ о введении в АО «Аэропорт Усть-Кут» временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности. Разработаны и согласованы с Ленским ЛОП сроком до 30.06.2018гэквивалентные меры обеспечения авиационной безопасности в АО «Аэропорт Усть-Кут. В настоящее время временные эквивалентные меры обеспечения авиационной безопасности в АО «Аэропорт Усть-Кут» находятся на согласовании в Управлении транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) г. Москва. С учетом принятых эквивалентных мер в АО «Аэропорт Усть-Кут» обеспечивается требуемый уровень авиационной безопасности при наличии отступлений от требований пункта 23 ФАП-142. Аттестации сотрудников группы досмотра проводится в сроки установленные Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора). В АО «Аэропорт Усть-Кут» в период с 28 ноября 2016 г. по 01 декабря 2016г. УГАН НОТБ СФО Ространснадзора проводилась плановая выездная проверка соблюдения обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности В ходе проверки были выявлены нарушения п. 17 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утверждённых приказом Минтранса России от 23.07.2015 г.№227: досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделения транспортной безопасности, не аттестованными в соответствии с законодательством РФ на соответствие требованиям к работникам сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющим досмотр, дополнительный досмотр повторный досмотр. Для устранения вышеуказанного нарушения АО «Аэропорт Усть-Кут» направило заявки на проведение аттестации сотрудников группы досмотра во все организации, которые наделены полномочиями по проведению аттестации сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте, в частности: ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» (далее МГТУ ГА), ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО4», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации». От данных организаций получены ответы, в которых сообщается о невозможности заключения договора по проведению аттестации сотрудников досмотра, так как для данной категории не утверждена методика проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности. В связи с отсутствием методики проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств работников группы досмотра АО «Аэропорт Усть-Кут» направило в УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ходатайство о продлении срока устранения нарушения по пункту 3 предписания УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 01.12.2016г. ЗС № 2016.03-10.198-ТБ. От УГАН НОТБ СФО Ространснадзора получен ответ, в котором сообщается о продлении срока исполнения пункта 3 предписания ЗС № 2016.03-10.198-ТБ до 20.06.2018. В конце декабря 2017 года была утверждена методика проверки соответствия личностных (психофизиологических) качеств отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности, что позволило заключить Договор по проведению аттестации работников группы досмотра с Иркутским филиалом МГТУ ГА. Срок действия договора определен до 31.12.2018г. по причине загруженности Иркутского филиала МГТУ ГА, а также отсутствие гарантии, что работники группы досмотра смогут с первого раза пройти проверки на соответствие знаний, умений и навыков требованиям законодательства РФ в области транспортной безопасности. Запланировано на март 2018г. провести аттестацию работников группы досмотра. При этом следует отметить, что стрелок К. уволился по собственному желанию 01.03.2018. Водитель-наблюдатель подразделения охраны САБ ФИО3 не был допущен к проведению аттестации, так как не предоставил необходимые документы, указанные в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 3 ноября 2015 г. N 325 «Об утверждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдельных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности или выполняющих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональных данных», а именно: копии документа (документов) об образовании аттестуемого лица, заверенная субъектом транспортной инфраструктуры.

По пояснению ФИО3 аттестат о среднем образовании у него утрачен при случившемся пожаре дома по <адрес>, где он проживал с отцом, а выписка дубликата займет не менее двух месяцев для его получения в <адрес>. 13.02.2018 года ФИО3 была предоставлена справка о том, что он действительно обучался в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа » муниципального образования <адрес>. Администрация АО «Аэропорт Усть-Кут», сознавая важность задач по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, принимает все возможные меры к устранению нарушений норм и требований действующего законодательства РФ в сфере авиационной и транспортной безопасности. Учитывая, что обществом были приняты и согласованы с Ленским ЛОП до 30.06.2018 временные эквивалентные меры по обеспечению авиационной безопасности при несоответствии п. 23 ФАП-142, 4, также что обществу предоставлена отсрочка до 20.06.2018 исполнения нарушения по пункту 3 предписания ЗС № 2016.03-10.198-ТБ от 01.12.2016, в связи с чем просит суд определить срок исполнения исковых требований Осетровского транспортного прокурора для АО «Аэропорт Усть- Кут» привести подразделение транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обязать пройти аттестацию сотрудников группы досмотра (7 человек) и водителя - наблюдателя ФИО3 до 20.06.2018. Установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку поверх периметрового ограждения аэропорта на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м.) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м.) до 30.06.2018.

Представитель ответчика Акционерного общества «Аэропорт Усть-Кут» ФИО1 в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, начальник ФИО5 просит рассмотреть в отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий; противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

В соответствии со ст. ст. 4, 9 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

План обеспечения транспортной безопасности аэропорта (аэродрома) является программой авиационной безопасности соответствующего аэропорта (аэродрома), предусмотренной международными стандартами Международной организации гражданской авиации в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, и разрабатывается с учетом требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

В соответствии с требованиями ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации лица, осуществляющие прием, отправку или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать меры по обеспечению авиационной безопасности. Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами. Авиационная безопасность обеспечивается, в том числе, посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.

В соответствии с требованиями ст. 48 Воздушного кодекса Российской Федерации требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.

В соответствии с требованиями ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 897, территория аэропорта должна иметь ограждение по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны.

В соответствии с требованиями п. 4 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" утв. Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (далее по тексту ФАП-142) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно п. 19 ФАП-142, в ограждении территории аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, предусматриваются запасные выезды, оборудованные запираемыми воротами и системой охранной сигнализации.

Согласно п. 23 ФАП-142, территория аэропорта, отнесенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, и его особо важных объектов должна иметь сплошное ограждение высотой не менее 2,13 метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Расстояние между предупредительными аншлагами должно составлять не более 100 метров.

В ограждении в качестве средства обеспечения безопасности могут быть использованы системы защитной сигнализации, системы видеонаблюдения и видеозаписи, охранное освещение, а также иные инженерные и технические средства охраны, типы и виды которых согласуются с подразделением, осуществляющим охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Поверх ограждения аэропортов, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности к 1, 2 или 3 категории объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку.

В соответствии с пунктом 6 статьи 84 ВК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры от 01.02.2011 N 42, в соответствии с п.п. 2-3, 5-7 указанных Правил:

Задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.

Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

В целях осуществления охраны периметра аэропорта устанавливается ограждение, а также организуются контрольно-пропускные пункты.

Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта.

Пропуск лиц, транспортных средств на территорию аэропорта через контрольно-пропускные пункты осуществляется только после: идентификации личности и транспортного средства; установления действительности оснований для прохода (проезда) на территорию аэропорта; проведения досмотра с использованием досмотровых средств.

Приказом Минтранса России от 18.04.2008 N 62 Утверждена Программа авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 8, 50-52, 57-58, 123, авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

Руководители аэропортов, аэродромов (вертодромов), авиационных предприятий координируют деятельность служб авиационной безопасности и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры. ъ.

В аэропорту, на аэродроме (вертодроме) гражданской авиации создается контролируемая зона, вводятся пропускной и внутриобъектовый режимы.

Контролируемая зона аэропорта, аэродрома (вертодрома) и объекты, расположенные в ней, подлежат охране с привлечением необходимого персонала и применения инженерно-технических средств охраны.

Аэропорты, аэродромы (вертодромы) и объекты их инфраструктуры, наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, аэронавигации, посадки (включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков), связи и светосигнального оборудования аэродромов, места стоянок воздушных судов, склады с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, предприятия бортового питания, грузовые склады, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты аэропортов, аэродромов (вертодромов) оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, системами видеонаблюдения с записью видеоизображения в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности.

Зоны ограниченного доступа аэропорта, аэродрома (вертодрома) подлежат защите от несанкционированного проникновения с помощью персонала службы авиационной безопасности и применением инженерно- технических средств охраны.

Входы (контрольно-пропускные пункты) в зоны ограниченного доступа и на объекты инфраструктуры аэропорта, аэродрома (вертодрома) оборудуются автоматизированными системами контроля и управления доступом персонала.

Для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы техническими средствами авиационной безопасности. Для защиты от несанкционированного проникновения посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону и на объекты инфраструктуры аэропорта - инженерно-техническими средствами охраны: защитные ограждения, тревожная и охранная сигнализация, контрольно-пропускные пункты с техническими и специальными средствами досмотра персонала и специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, система видеонаблюдения с записью видеоизображения.

В соответствии с п. 5. Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий

объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, воздушного транспорта утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 40, субъект транспортной инфраструктуры обязан: бразовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

5.29. Воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов).

5.38. Обеспечить выполнение настоящих Требований силами собственных подразделений транспортной безопасности и/или путем привлечения сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности в отношении досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц или материальных объектов проходящих, проезжающих (перемещаемых) в перевозочный сектор транспортной безопасности ТС, а также их допуска на ТС в соответствии с установленным в отношении данного ТС уровнем безопасности и планом обеспечения транспортной безопасности.

14. Субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ третьей категории дополнительно к требованиям пункта 5 обязан:

14.2. Воспрепятствовать проникновению нарушителя, не оснащенного специальными техническими средствами, в технологический сектор зоны транспортной безопасности ОТИ.

Обеспечить необходимый количественный и качественный состав, а также схему размещения технических систем и средств досмотра для досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности на ОТИ для выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону свободного доступа, перевозочный и технологический секторы зоны транспортной безопасности у всех проходящих, проезжающих (перемещающихся) в зону транспортной безопасности ОТИ физических лиц и материальных объектов.

В нарушение указанных требований законодательства, в ходе прокурорской проверки было установлено нарушение требований требований законодательства в сфере авиационной, транспортной безопасности, Акционерному обществу «Аэропорт Усть-Кут» необходимо привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группа досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя ФИО3,

- установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта

(на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м).

Согласно Уставу АО «Аэропорт Усть-Кут» одним из видов деятельности является обеспечение авиационной безопасности.

Невыполнение АО «Аэропорт Усть-Кут» обязанностей по выполнению мероприятий по авиационной, транспортной безопасности влечет за собой невозможность обеспечить на должном уровне состояние защищенности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.

Определяя срок исполнения исковых требований, с учетом отсутствия возражений прокурора, а также представленных и исследованных судом в обоснование срока исполнения доказательств ответчика, в том числе, акт инспекционной проверки соответствия мер авиационной безопасности требованиям федеральных авиационных правил в АО «Аэропорт Усть-Кут» от 15.02.2018, приказ от 19.02.2018 № 15 «О введении в АО «Аэропорт Усть-Кут» временных эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности», акт обследования периметрового ограждения территории аэропорта Усть- Кут от 01.03.2018, предписание УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 01.12.2016 ЗС № 2016.03-10.198-ТБ, письмо УГАН НОТБ СФО Ространснадзора от 26.12.2017 № 1-26.5-2514 о продлении срока исполнения пункта 3 предписания ЗС № 2016.03-10.198-ТБ до 20.06.2018, договор возмездного оказания услуг от 29.12.2017, суд полагает возможным установит срок исполнения привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группа досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя ФИО3 до 20 июня 2018 года; установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта (на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м) до 30 июня 2018 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Осетровского транспортного прокурора удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Аэропорт Усть-Кут»

-привести подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства АО «Аэропорт Усть-Кут» в соответствие с требованиями ст. 12.1 Федерального закона Российской Федерации от 9.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» - обязать пройти аттестацию сотрудников группа досмотра (7 человек), водителя-наблюдателя ФИО3 в срок до 20 июня 2018 года;

- установить металлические конструкции различного профиля, содержащие колючую проволоку над периметровым ограждением аэропорта (на участке периметрового ограждения выполненного из бетонных столбов и натянутой колючей проволоки (длина 3235м) и металлических столбов и натянутой колючей проволоки (длина 4550м) в срок до 30 июня 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Т. С. Смолина