ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/20 от 15.04.2020 Анадырского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело №2-39/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2020 года пгт.Угольные Копи

Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Евлановой А.В.,

при секретаре Курученко С.Н.,

с участием: представителя ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» по доверенности Шмунк Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-39/2020 по иску Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о понуждении к совершению определенных действий,

у с т а н о в и л:

Магаданский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о понуждении к совершению определенных действий, указав в обоснование иска, что Магаданской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения соблюдения законодательства об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, по результатам которой установлено, что в ФКП «Аэропорты Чукотки» создана и фактически осуществляет деятельность ведомственная пожарная охрана службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (ВПО СПАСОП) филиала аэропорта Кепервеем. В состав СПАСОП аэропорта Кепервеем входит Штатный пожарно-спасательный расчет в количестве 13 человек и имеется специальная пожарная техника (пожарные автомобили), что свидетельствует о функциональной направленности указанного подразделения на осуществление деятельности по тушению пожаров. При этом, в нарушение требований ч.1 ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091, структурным подразделением ФКП «Аэропорты Чукотки» - службой поискового и спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем, не пройдена аттестация на проведение аварийно-спасательных работ, что нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц.

Просит суд возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ структурного подразделения службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем.

В судебное заседание Магаданский транспортный прокурор не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В заявлении заместитель Магаданского транспортного прокурора просит суд рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» по доверенности Шмунк Е.В. признала исковые требования в части необходимости проведения аттестации на право ведения аварийно - спасательных работ структурного подразделения далее - СПАСОП филиала аэропорт Кепервеем. Однако, при вынесении решения просит суд установить срок для исполнения решения в течение 16 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В обоснование данного срока указала, что программа деятельности предприятия утверждается с учетом утвержденного на очередной финансовый год федерального бюджета сроком на год. В текущую программу деятельности предприятия на 2020 год не представляется возможным внести изменения в части крупного финансового обеспечения мероприятий по доукомплектованию штатного расписания СПАСОП Кепервеем 11 штатными единицами в рамках действующего законодательства. Внесение мероприятий по доукомплектованию СПАСОП штатными единицами возможно осуществить только при утверждении программы на 2021 год. После внесения изменений в штатное расписание, которое начнет действовать не ранее 01.01.2021 (с учетом утверждения мероприятий в Программе деятельности на 2021 год) и фактическим приемом на работу физических лиц, они должны пройти соответствующее обучение, что предусмотрено п.5.2 Приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 №361 «О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России». Согласно положений п. 21 раздела III Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей. После приема граждан на работу в СПАСОП аэропорта Кепервеем, работодатель обязан будет провести их обучение по соответствующим программам. Заключение договоров об оказании услуг по обучению возможно для ответчика только путем соблюдения требований законодательства в области закупок. Конкурентные процедуры по указанным нормативно – правовым актам в области закупок занимают минимум 30 календарных дней, соответственно, с учетом объявления конкурсной процедуры в январе 2021 года, договор на прохождение обучения будет заключен не ранее конца февраля 2021 года. После прохождения обучения работники СПАСОП могут быть допущены к прохождению индивидуальной аттестации с учетом требований закона не ранее чем через 6 месяцев после обучения, то есть срок аттестации работников наступит не ранее июля 2021 года.

После проведения аттестации работников СПАСОП аэропорта Кепервеем, ответчик сможет обратиться в соответствующий государственный орган в области аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на что в соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091, законом предусмотрено 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ. С учетом действующих нормативно – правовых актов РФ аттестацию СПАСОП аэропорта Кепервеем невозможно провести в срок менее 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования Магаданского транспортного прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из Устава ФКП «Аэропорты Чукотки» следует, что предприятие создано в целях обеспечения деятельности аэропортов и аэропортового обслуживания авиационных перевозок и авиационных работ на территории Чукотского автономного округа (п.9). Предметом деятельности предприятия является осуществление аэропортовой и сопутствующей ей деятельности, в том числе аэропортовая деятельность по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению (п.9,10). Предприятие имеет филиалы, в том числе аэропорт Кепервеем (п.8) (л.д.66).

Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что под аварийно-спасательной службой понимается совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования (ст.1). В своей деятельности аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами (ч.1 ст.11). Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч.1 ст.12).

Пунктом 4 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 091, предусмотрено, что в отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.

В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.

Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно- спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (п.5 Положения).

В соответствии с п.18 указанного Положения, аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

В соответствии с Положением о службе поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем, утвержденным начальником филиала аэропорта Кепервеем ФКП «Аэропорты Чукотки» 10.01.2020, основными задачами СПАСОП являются: организация поисково-спасательного обеспечения полетов; организация аварийно-спасательного обеспечения полетов; организация пожарно-профилактической работы; противопожарное обеспечение полетов и объектов аэропорта; проведение поисково-спасательных, аварийно-спасательных и противопожарных работ.

В состав СПАСОП филиала аэропорта Кепервеем входит штатный пожарно-спасательный расчет в количестве 13 человек (л.д.64) и имеется специальная пожарная техника (пожарные автомобили), что свидетельствует о функциональной направленности указанного подразделения на осуществление деятельности по тушению пожаров (л.д.29-36).

Судом установлено, что в нарушение требований ч.1 ст.12 Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091, структурным подразделением ФКП «Аэропорты Чукотки» - службой поискового и спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем, не пройдена аттестация на проведение аварийно-спасательных работ.

Учитывая, что непрохождение аварийно-спасательной службой аттестации на проведение аварийно-спасательных работ нарушает требования действующего законодательства, создает угрозу безопасности и может повлечь тяжкие последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, суд полагает обоснованным требование прокурора о возложении на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанности провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ структурного подразделения службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем.

Вместе с тем суд полагает необоснованным срок 3 месяца со дня вступления в законную силу решения, установленный прокурором для исполнения данной обязанности по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.12.2007 №872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий», предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов.

Согласно ч.3 ст.169 Бюджетного кодекса РФ, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Судом установлено, что программа деятельности предприятия утверждается с учетом утвержденного на очередной финансовый год федерального бюджета сроком на год. Соответственно, доукомплектование СПАСОП штатными единицами в количестве 11 возможно только при утверждении программы на 2021 год.

В соответствии со ст.23 Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

На основании п. 5.2. Приказа Федеральной авиационной службы России от 11.12.1998 № 361 «О введении в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы поискового и аварийно - спасательного обеспечения полетов Федеральной авиационной службы России», к непосредственному исполнению обязанностей в ведомственной пожарной охране СПАСОП ФАС России допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (общее) образование, прошедшие обучение по специальным программам и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно - спасательных и противопожарных работ.

Согласно п. 21 раздела III Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (вместе с «Положением о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»), граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей.

Исходя из изложенного, после приема граждан на работу в СПАСОП аэропорта Кепервеем, работодатель обязан будет провести их обучение по соответствующим программам. Заключение договоров об оказании услуг по обучению возможно для ответчика только путем соблюдения требований законодательства в области закупок на основании Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в зависимости из каких средств будут финансироваться договоры (собственные средства или средства субсидии). В связи с этим конкурентные процедуры по указанным нормативно – правовым актам в области закупок занимают около 30 календарных дней, соответственно, с учетом объявления конкурсной процедуры в январе 2021 года, договор на прохождение обучения будет заключен не ранее конца февраля 2021 года. После прохождения обучения, работники СПАСОП могут быть допущены к прохождению индивидуальной аттестации, но не ранее чем через 6 месяцев после обучения, то есть не ранее июля 2021 года.

Согласно п.15 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1091, сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Таким образом, с учетом действующих нормативно – правовых актов РФ, суд приходит к выводу, что аттестацию СПАСОП аэропорта Кепервеем невозможно провести в срок менее 16 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно ст.88 ГПК РФ, к судебным расходам, связанным с рассмотрением гражданского дела, относится государственная пошлина.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что прокурор на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, взысканию с ответчика ФКП «Аэропорты Чукотки» на основании п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ (часть вторая) подлежит государственная пошлина в доход бюджета Анадырского муниципального района в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Магаданского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКП «Аэропорты Чукотки» о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить частично.

Возложить на ФКП «Аэропорты Чукотки» обязанность провести аттестацию на право ведения аварийно-спасательных работ структурного подразделения службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала аэропорта Кепервеем в течение 16 (шестнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу

Взыскать с ФКП «Аэропорты Чукотки» государственную пошлину в доход бюджета Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий . А.В. Евланова

Мотивированное решение изготовлено 20 апреля 2020 года.