ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/20 от 25.03.2020 Нязепетровского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2- 39 / 2020

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Нязепетровск 25 марта 2020 года

Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Ерофеевой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Криницыной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> к ФИО1 о расторжении договора и возврате субсидии (гранта),

УСТАНОВИЛ:

Администрация Нязепетровского муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора и возврате субсидии (гранта).

В обоснование заявленных требований указано, что в целях реализации мероприятий муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Нязепетровском муниципальном районе» на 2014 год, в соответствии с Постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, , на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Нязепетровского муниципального района и ИП ФИО1 был заключен договор о предоставлении субсидии (гранта), по условиям которого ответчику были перечислены денежные средства в размере <данные изъяты>, с целью реализации проекта «Пельменно- вареничный цех». В нарушение пункта 1.4 договора ответчиком не достигнуты целевые показатели хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест и выплате среднемесячной заработной платы одного работника, объёму налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. На требование о возврате субсидии (гранта) в бюджет Нязепетровского муниципального района ФИО1 ответил отказом, денежные средства не вернул. Просят взыскать с ФИО1 в бюджет Нязепетровского муниципального района <адрес> субсидию (грант) в размере <данные изъяты>

В судебное заседание представители истца Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, имеются расписки. Представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия своего представителя, доводы иска поддерживают в полном объёме (л.д. 193, 196).

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, о чём свидетельствуют расписки. ФИО1 заявил ходатайство о рассмотрении дела без своего участия. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика ФИО2 суду показал, что с иском не согласен, условия договора о предоставлении субсидии (гранта) не нарушали, создали рабочие места - в 2015 году- одно; в 2016 году - четыре; в 2017 года- три рабочих места. Заработная плата работникам выплачивалась выше минимальной, производили отчисления в бюджет и внебюджетные фонды более, чем в установленном договором размере, то есть основные показатели хозяйственной деятельности были выполнены.

Изучив доводы иска, материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрацией Нязепетровского муниципального района <адрес> заявлены к ответчику ФИО1 без достаточных оснований, не подлежат удовлетворению.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 года, № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федераци, средств местных бюджетов путём предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом пунктом 1 статьи 11 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства отнесено создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учётом национальных и местных социально- экономических, экологических, культурных и других особенностей.

Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведённых из выращенного на территории Российской Федерации винограда, выполнением работ, оказанием услуг.

При этом пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

  1. категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц- производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидии;
  2. цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  3. порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

В силу статей 309- 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Из пояснений сторон, материалов дела следует, что в целях реализации мероприятий муниципальной программы «Развития малого и среднего предпринимательства в Нязепетровском муниципальном районе» на 2014 год, в соответствии с Постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, «Об утверждении порядка предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства», на основании протокола заседания конкурсной комиссии по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ, между Администрацией Нязепетровского муниципального района <адрес> и индивидуальным предпринимателем ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор о предоставлении субсидии (гранта) как начинающему субъекту малого предпринимательства (л.д. 9-11).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного договора, средства гранта в форме единовременной, безвозмездной и безвозвратной субсидии, с целью реализации проекта «Пельменно- вареничный цех», в сумме <данные изъяты>

Пунктом 1.4 договора о предоставлении субсидии (гранта) от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что в результате реализации работ, определяемых настоящим договором, грантополучателем будут достигнуты показатели хозяйственной деятельности, а именно- - 2014 год: объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты>

- 2015 год: создание одного рабочего места; среднемесячная заработная плата одного работника- <данные изъяты>; объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты>; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты>;

- 2016 год: создание двух рабочих мест; среднемесячная заработная плата одного работника- <данные изъяты>; объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты>; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты>;

- 2017 год: создание трёх рабочих мест; среднемесячная заработная плата одного работника- <данные изъяты>; объём выручки от реализации товаров- <данные изъяты>; объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды- <данные изъяты> (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Нязепетровского муниципального района и ИП ФИО1 было заключено дополнительное соглашение к договору от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым изменены показатели хозяйственной деятельности - в 2016 и 2017 годах объём налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды определён в размере <данные изъяты> (л.д. 12).

По условиям пунктов 2.4, 2.8, 3.1, 3.2 договора получатель гранта обязался реализовать работы, определённые календарным планом работ, в полном объёме и в установленные сроки, представлять Администрации отчётность в соответствии с требованиями и сроками, установленными настоящим договором; представлять в Управление экономического развития в срок до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ документы, подтверждающие использование бюджетных средств в форме

субсидии (гранта) на предусмотренные договором цели.

В соответствии с пунктом 4.1 договора в случае нарушения получателем гранта условий, установленных п. 1.4 договора, а также в случае предоставления недостоверных сведений, указанных в заявлении об участии в конкурсном отборе, субсидия (грант) подлежит взысканию в доход бюджета Нязепетровского муниципального района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Управление экономического развития в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушений направляет грантополучателю субсидии (гранта) уведомление о возврате субсидии (л.д. 9, оборот).

Постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утверждён Порядок предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, определяющий цели, условия и правила предоставления за счёт средств бюджета Нязепетровского муниципального района субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, а также порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (л.д. 13-18).

В соответствии с пунктом 49 Порядка предоставления в 2014 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства установлено, что при предоставлении недостоверных сведений, указанных в заявлении, а также нарушении получателем субсидии условий, установленных в пункте 1.4 договора, субсидия подлежит взысканию в доход бюджета Нязепетровского муниципального района в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Управление экономического развития в течение пяти рабочих дней со дня установления нарушений направляет получателю субсидии требование о возврате субсидии.

Пунктом 52 указанного Порядка предусмотрено, что Управление экономического развития в обязательном порядке осуществляет документарную проверку соблюдения субъектом малого и среднего предпринимательства условий, целей предоставления субсидии, установленных настоящим Порядком и договором (л.д. 50).

Обязательства по предоставлению гранта ответчику ФИО1 Администрацией Нязепетровского муниципального района <адрес> были выполнены надлежащим образом и в полном объёме, в соответствии с платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере <данные изъяты> перечислены ИП ФИО1(л.д. 16).

Из пояснений представителя ответчика, данных ранее суду, представленных суду документов следует, что в 2014 году, получив субсидию (грант), ответчик приобрёл оборудование для работы пельменно- вареничного цеха, на сумму <данные изъяты>; в 2015 году ИП ФИО1 строил помещение цеха, где было установлено оборудование, в 2016 году начал выпуск мясных полуфабрикатов, заключил договоры поставки продукции, в 2017 году также выпускал мясные полуфабрикаты.

По сведениям Межрайонной ИФНС России по <адрес> налогоплательщиком ИП ФИО1 в 2014 году уплачено <данные изъяты>, в 2015 году уплачено налогов в размере <данные изъяты>; в 2016 году- <данные изъяты>; в 2017 году- <данные изъяты>, о чём имеется письмо от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 175- 177).

Кроме того, за периоды 2014- 2016 годов ИП ФИО1 уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> (2014 год- <данные изъяты>, 2015 год- <данные изъяты>, 2016 год- <данные изъяты>) и страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме <данные изъяты> (2014 год- <данные изъяты> 2015 год- <данные изъяты>, 2016 год- <данные изъяты>).

За период 2014 - 2017 годов ИП ФИО1 уплачены страховые взносы за работников:

- на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты>, в том числе в 2015 году- <данные изъяты>; в 2016 году- <данные изъяты>, в 2017 году- <данные изъяты>

- на обязательное медицинское страхование в размере <данные изъяты>, в том числе в 2015 году- <данные изъяты>, в 2016 году- <данные изъяты>, о чём свидетельствует письмо УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 190).

Таким образом, ИП ФИО1 уплачено налогов и страховых взносов за период 2014- 2017 годов в размере <данные изъяты>, из которых в 2014 году- <данные изъяты>; в 2015 году- <данные изъяты> в 2016 году- <данные изъяты>; в 2017 году- <данные изъяты> По условиям договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ плановые показатели налоговых отчислений составляют <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68- 75).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Нязепетровского муниципального района <адрес> в адрес ответчика направлена досудебная претензия с просьбой вернуть предоставленную субсидию (грант) в размере <данные изъяты> в доход бюджета Нязепетровского муниципального района <адрес> в связи с невыполнением существенных условий договора- не достижением целевых показателей хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест (л.д. 22).

При анализе отчётов о выполнении календарного плана работ и документов, предоставленных ФИО1 в Управление экономического развития Администрации Нязепетровского муниципального района, суду в ходе рассмотрения дела, следует, что в 2015 году у ИП ФИО1 был заключен трудовой договор с П. А.Г., в 2016 году ИП ФИО3 заключены трудовые договоры с Л. П.С., Б. Н.А., Ш. А.В., Ф. А.Д., в 2017 году- с Р. А.Р., Д. Д.А.

Данных о проведении истцом проверок соблюдения получателем субсидии ИП ФИО1 условий предоставления субсидии, в том числе в отношении создания рабочих мест, суду не представлено, тогда как представленные ответчиком трудовые договоры свидетельствуют о том, что фактически ИП ФИО3 принимались на работу физические лица в качестве подсобных рабочих, работодатель производил им выплату заработной платы, отчисления с доходов в бюджет, каких- либо претензий со стороны Администрации Нязепетровского муниципального района по поводу создания ИП ФИО1 рабочих мест в ходе исполнения условий договора о предоставлении субсидии, в период 2015- 2017 годов к ответчику не имелось.

При таких обстоятельствах доводы иска Администрации Нязепетровского муниципального района <адрес> о том, что ответчик не исполнил принятые на себя обязательства надлежащим образом, не достигнув целевых показателей хозяйственной деятельности по созданию рабочих мест, выплате среднемесячной заработной платы на одного работника, объёму налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды суд полагает необоснованными, противоречат установленным суду обстоятельствам дела, поэтому оснований для удовлетворения иска суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 98 и 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, заявленных к ФИО1 о взыскании субсидии (гранта) в размере <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий И.А. Ерофеева