ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/20 от 28.01.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-39/2020

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе:

председательствующего судьи Гунгера Ю.В.,

при секретаре Садвокасовой Ж.Н.,

с участием представителя истца Лиханова М.С.,

рассмотрев 28 января 2020 года в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Бочанова Л.М. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска об установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Бочанова Л.М. обратился с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации г. Омска об установлении границ земельного участка, в обоснование указав, что является собственником земельного участка в СНТ «Биолог», площадью 687 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . В ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , проведенных кадастровым инженером Н.А.А., было выявлено пересечение уточняемого земельного участка с границами учтенного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (№ регистрации от 04.05.2018г.), с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. В 2015 году при проведении кадастровых работ были допущены ошибки в координатах границ земельного участка . Земельный участок был отмежеван и поставлен на кадастровый учет с неправильными координатами, что является реестровой ошибкой. Границы земельного участка, принадлежащего истцу, существуют на местности более 15 лет, не изменялись со дня предоставления этого участка. Земельный участок с кадастровым номером , принадлежащий ответчику, отмежеван и поставлен на кадастровый учет 26.07.2017 г. с привязкой к неправильным границам участка истца. Во внесудебном порядке ответчик отказал в согласовании границ земельных участков, а также отказал в исправлении реестровой ошибки в ЕГРН.

Просит установить границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов - для сельскохозяйственного использования под садоводство, адрес: <адрес>, Центральный АО, СНТ «Биолог», участок , в соответствии с координатами характерных точек:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-

Истец Бочанова Л.М. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства извещалась надлежаще, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца по доверенности (л.д. 6) Лиханов М.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам искового заявления, дополнив, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером с последними цифрами 224, пользуется им с 1995-1996 г.. Истец обратилась к кадастровому инженеру, который, выйдя на местность, провел кадастровые работы, в результате которых были выявлены реестровые ошибки в границах земельных участков, ранее поставленных на кадастровый учет. Кадастровым инженером выявлено несоответствие границ земельного участка реальному его расположению на местности. Границы были установлены на основании ограждения земельного участка, которое по своему виду говорит о том, что данное ограждение присутствует на участке более 15 лет. После выявления факта ошибки в фактических границах земельного участка с границами, внесенными при кадастровыми учете, истец обратилась с заявлением к ответчику за согласованием границ земельных участков, приложив копию межевого плана. Однако Департаментом имущественных отношений было отказано истцу в части уточнения границ земельного участка в соответствии с его новыми координатами со ссылкой на то, что земельный участок уже поставлен на кадастровый учет по ранее проведенным замерам.

Ответчик Департамент имущественных отношений администрации г. Омска, третьи лица Управления Росреестра по Омской области и СНТ «Биолог», Паламарчук Г.П. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещались надлежаще.

Из представленного Департаментом имущественных отношений администрации г. Омска отзыва на исковое заявления следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 2608 кв.м., находится в муниципальной собственности (регистрационная запись от 04.05.2018 ). На земельном участке расположен лесной участок в квартале (выдел 2). Вид разрешенного использования земельного участка - лесные участки. В соответствии с муниципальным контрактом от 14.06.2017 г. по заявке департамента был подготовлен межевой план на земельный участок . На основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 г. «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ», Приказа Рослесхоза от 31.08.2015 г. № 305 «О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 г. № 180 «Об определении количества лесопарков на территории города Омска и установлении их границ» с приложениями, межевого плана, определена принадлежность образуемого земельного участка к определенной категории земель. Площадь участка , полученная в результате проведения работ с учетом актуальных сведений государственного кадастра недвижимости, составила 2608 кв.м., и отличается от площади, указанной в проектной документации (2856 кв.м.) на 248 кв.м., что составляет менее 10% и не является основанием для приостановления кадастрового учета. В ходе кадастровых работ также установлено, что на земельном участке объекты капитального строительства отсутствуют. Опубликование извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ допускается в случае, если земельные участки, в отношении которых выполняются кадастровые работы, являются лесными участками. (л.д. 75-76).

Опрошенный на предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации г. Омска по доверенности (л.д. 74) Шевченко Е.Г. пояснила, что смежный земельный участок с истцом находится в муниципальной собственности, право на который зарегистрировано в 2018 году. На земельном участке в квартале расположен лесной участок, вид разрешенного использования – лесные участки. При установлении границ, скорее всего, на местность никто не выходил, устанавливались границы по имеющимся сведениям в ЕГРН. Уменьшение площади лесных участков не допускается лесным законодательством. Возражала против удовлетворения требований истца.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Статья 60 ЗК РФ предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Судом установлено, что на основании распоряжения департамента имущественных отношений администрации города Омска от 27.08.2014 года Бочанова Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использование под садоводство, площадью 687 кв.м. (л.д. 7, 32, 38).

Смежный с указанным выше земельным участком является земельный участок с кадастровым номером , находящийся собственности муниципального образования городской округ город Омск Омской области. На земельном участке расположен лесной участок Октябрьского окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале (выдел 2) (л.д. 33). Вид разрешенного использования – лесные участки (л.д. 51).

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02.05.2012 № 18 утверждены границы Омского лесопарка (л.д. 58).

Постановлением Администрации города Омска от 27.01.2015 г. № 62-п утвержден лесохозяйственный регламент Омского лесопарка, в соответствии с которым общая площадь Омского лесопарка, определенная по результатам инвентаризации, составляет 2265,7548 га. Территория Омского лесопарка разделена на 5 окружных лесопарков, образованных в границах административных округов города Омска. Общая площадь Октябрьского окружного лесопарка составляет 426,0805 га.

На земельном участке с кадастровым номером расположен лесной участок Октябрьского окружного участкового лесничества Омского лесопарка в квартале (выдел 2).

Согласование местоположения границ данного земельного участка проводилось путем размещения информации в средствах массовой информации (л.д. 55).

Согласно п. 1 ст. 15 ЗК РФ, собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 6 ЗК РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно пункту 8 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о государственной регистрации недвижимости), местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 10 ст. 22 Закона о государственной регистрации недвижимости, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежало в установленном этим законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами (статьи 39, 40 Закона о кадастровой деятельности).

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

Статьей 101 ЗК РФ, к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 7 ЛК РФ, лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу части 4 статьи 6.1 ЛК РФ, границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

В соответствии с положениями статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Омска, утв. Решением Омского городского Совета от 26.10.2011 г. № 452, одной из функций департамента в области лесных отношений и природопользования является организация и координация деятельности по рациональному использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов. Также департаментом проводятся мероприятия по формированию лесных участков, постановке их на кадастровый учет и оформления права муниципальной собственности.

По смыслу ст.ст. 67-68 ЛК РФ, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно ст. 70.1 ЛК РФ, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов (п. 1).

В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков (п. 2).

Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов (п. 3).

Согласно представленной в материалы дела копии уведомления об отказе в согласовании местоположения границ земельного участка от 28.08.2019 года, формирование земельного участка с кадастровым номером осуществлялось по существующим границам земельных участков, сведения о которых содержались в ЕГРН на момент проведения кадастровых работ (л.д. 8).

Таким образом, границы земельного (лесного) участка установлены на основании материалов лесоустройства, а также с учетом ранее предоставленных и учтенных в ГКН земельных участков.

В ходе рассмотрения дела представитель Департамента имущественных отношений администрации города Омска пояснил, что границы земельного участка, на котором расположен лесной участок, устанавливались по имеющимся сведениям в ЕГРН, на местность, скорее всего, кадастровый инженер не выходил.

Вместе с тем, в ходе выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером , проведенных кадастровым инженером Н.А.А., было установлено, что описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , содержащееся в ЕГРН, не соответствует фактическому положению на местности. Данное несоответствие является реестровой ошибкой содержащейся в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка. Для ее устранения был проеден комплекс кадастровых работ по уточнению местоположения и площади земельного участка с кадастровым номером . В ходе проведения кадастровых работ по сбору и анализу исходной документации на уточняемый земельный участок было установлено, что в документах, указанных в части 10 статьи 22 закона о регистрации, отсутствуют сведения о местоположении границ земельного участка (ответ Управления Росреестра по Омской области об отсутствии в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалов инвентаризации земель на территорию СНТ «Биолог», расположенного в Центральном административном округе г. Омска от 03 апреля 2019 г., ответ Управления Росреестра по Омской области об отсутствии в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, землеустроительного дела на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>). Также было установлено, что на территорию, на которой расположен уточняемый земельный участок, отсутствует утвержденный в установленном порядке проект межевания территории (письмо департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 08 апреля 2019 г. об отсутствии утвержденного проекта межевания территории на территорию СНТ «Биолог» расположенного в Центральном административном округе г. Омска. Исходя из вышеизложенного местоположение границ уточняемого земельного участка было определено по ограждающим конструкциям и стенам существующих построек (от точки н1 до точки н1 граница проходит, по деревянному забору на металлических опорах, построенных примерно в 1997 г., 30 апреля 1997 г. на основании распоряжения главы администрации города Омска от 10 ноября 1996 г. №910-р произведено отграничение на местности и закрепление границ земельного участка в бессрочное пользование застройщику СТ «Биолог»), существующих на местности 15 и более лет, а также с использование проекта организации СНТ «Биолог» и проекта территориального землеустройства СНТ «Биолог». В результате анализа данных полученных в ходе геодезических измерений и данных содержащихся в ЕГРН, было установлено что граница уточняемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером , имеющего общие границы и являющихся смежными с уточняемым земельным участком, сведениях координатах характерных точек которых содержаться в ЕГРН. Данное пересечение возникает из-за того, что в ЕГРН содержится реестровая ошибка в местоположении границ смежного земельного участка с кадастровым номером . Для устранения реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка были определены координаты характерных точек: части границы земельного участка с кадастровым номером (точки 2-7) на местности геодезическим оборудованием с необходимой точностью по ограждающим конструкциям и стенам существующих построек, существующим на местности 15 и более лет. Исходя из вышеизложенного проведения кадастровых работ по уточнению части границ смежного земельного участка с кадастровым номером проводится без уточнения его площади.

В результате анализа данных, полученных в ходе геодезических измерений и данных, содержащихся в ЕГРН, было установлено: граница уточняемого земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером , имеющего общие границы и являющегося смежными с уточняемым земельным участком. Данное пересечение возникает из-за того, что в ЕГРН содержится реестровая ошибка в местоположении смежной границы земельного участка с кадастра номером . Для устранения реестровой ошибки в местоположении границ смежного земельного участка были определены координаты характерных точек: части границы земельного участка с кадастровым номером (точки 2-7) на местности геодезическим оборудованием с необходимой точностью по ограждающим конструкциям и стенам существующих построек, существующим на местности 15 и более лет (деревянный забор на металлических опорах).

В результате проведённых измерений изменились координаты поворотных точек и местоположение части смежной границы земельного участка с кадастровым номером , а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Заключение составлено аттестованным специалистом, указанное доказательство отвечает процессуальным критериям относимости и допустимости, а приведенные в нем обстоятельства ответчиком не опровергнуты, в связи с чем заключение кадастрового инженера является допустимым доказательством по настоящему делу.

К тому же, кадастровый инженер на основании ст. 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации несет уголовную ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству.

О назначении судебной экспертизы ответчик ходатайство не заявлял.

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельных участков следует, что границы ранее учтенного в ЕГРН земельного участка с кадастровым номером (точки 1 и 2) фактически располагаются на дороге общего пользования в СНТ «Биолог» (л.д. 19, 25).

Данное обстоятельство уже свидетельствует о том, что границы указанного земельного участка установлены неверно.

Вместе с тем, при уточнении границ спорных земельных участков, в координатах, указанных кадастровым инженером, граница земельного участка с кадастровым номером (точки 1 и 2) будет перемещена с дороги СНТ.

Частью 9 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" до 1 января 2023 г. установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 г. для ведения садоводства.

В соответствии с данными правилами согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств или лесопарков.

При этом в силу части 10 статьи 10 данного закона в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.

Из заключения кадастрового инженера следует, что местоположение границ уточняемого земельного участка (55:36:150440:224) было определено по ограждающим конструкциям и стенам существующих построек (от точки н1 до точки н1), граница проходит по деревянному забору на металлических опорах, построенных примерно в 1997 г.

В соответствии с положениями ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу статей 7, 8 указанного Федерального закона, Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ, утративший силу с 1 января 2017 года).

Согласно ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

Результатом кадастровых работ является применительно к настоящему делу межевой план, который в силу ст. 22 указанного закона представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ, в межевом плане указываются:

1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В соответствии с ч. 3 указанной статьи, если местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования. Межевой план состоит из графической и текстовой частей.

В графической части межевого плана согласно ч. 6 ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, включая сведения об использованной при подготовке межевого плана геодезической основе, в том числе о пунктах государственных геодезических сетей или опорных межевых сетей, а также в установленном частью 3 настоящей статьи случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 указанной статьи, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 2,3 Правил установления на местности границ объектов землеустройства», утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2008 г. № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства. Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ; часть 2 статьи 8 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 ФЗ № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в редакции действовавшей до 01.01.2017 года, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:

1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);

2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости. Основанием для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости или вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

С 01 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 4 той же статьи предусмотрено, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.

Реестровая ошибка может быть исправлена по решению суда и в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) бремя доказывания наличия реестровой ошибки возлагается на лицо, требующее исправления такой ошибки.

Предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в ЕГРН, наличие которой нарушает права истца.

Юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении кадастровой ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ исходного земельного участка.

С учетом приведенных обстоятельств, схемы расположения границ земельных участков, заключения кадастрового инженера, несущего уголовную ответственность за внесение заведомо ложных сведений в межевой план, суд приходит к выводу о том, что границы земельного участка лесного фонда имеют пересечение с фактическими границами земельного участка истца, при этом, на местности границы земельного участка лесного фонда не устанавливались, тогда как границы земельного участка истца существуют на местности более 15 лет.

Следовательно, имеет место реестровая ошибка в отношении сведений о местоположении границ земельного участка лесного фонда.

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Федеральный закон № 280-ФЗ), вступившим в законную силу 11.08.2017 г., внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ, в действующей редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 14 указанного закона (расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации).

Правила части 3 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 172-ФЗ, земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, в том числе, предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 статьи 14 применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в Определениях от 21.09.2017 № 1793-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.А.А, на нарушение его конституционных прав статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации», № 1795-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Исаевой М.М. на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 168, статьями 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации», федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

При изложенных выше обстоятельствах, заявленные требования истца суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению. Иное нарушает права истца на принадлежащий ему земельный участок.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования истца удовлетворить.

Исправить реестровую ошибку в установлении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 687 кв.м., исключив из сведений Единого государственного реестра недвижимости имеющиеся сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером , площадью 687 кв.м.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , площадью 687 кв.м., категории земель: земли населенных пунктов – для сельскохозяйственного использование под садоводство, расположенного по адресу: <адрес>, по характерным точкам границ земельных участков в координатах:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-

Ответчик вправе подать в Куйбышевский районный суд г. Омска заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд с подачей жалобы через Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.02.2020 года.

Судья Ю.В. Гунгер