ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2012 от 27.02.2012 Еткульского районного суда (Челябинская область)

 Дело № 2-39/2012

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ Еткульский районный суд Челябинской области в составе:

      председательствующего судьи:          Черепановой С.Г.,

      с участием прокурора:                 Чиж Л.В.,

      при секретаре:                      Бобрик Н.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Челябинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Авиационная компания «ФИО6», Уральскому Межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности по проведению категорирования посадочной площадки и воздушных судов, о возложении обязанности по принятию мер к проведению оценки уязвимости посадочной площадки и воздушных судов

 У С Т А Н О В И Л :

      Челябинский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на Уральское Межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта обязанности по проведению категорирования посадочной площадки и воздушных судов ООО «Авиационная компания «ФИО6», о возложении на ООО «Авиационная компания «ФИО6» обязанности по принятию в течение трех месяцев после получения уведомления компетентного органа о присвоении категории, мер к проведению оценки уязвимости посадочной площадки и воздушных судов путем подачи заявки, заключения договора со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности на ее проведение.

      В обоснование указал, что Челябинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения категорирования и проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в ООО «Авиационная компания «ФИО6». Проверкой установлено, что до настоящего времени не проведено категорирование посадочной площадки, принадлежащей ООО «Авиационная компания «ФИО6», расположенной в № км. юго-восточнее <адрес>, № км. северо-западней <адрес>, а также воздушных судов, собственником которых является указанная авиакомпания. Что является нарушением требований ст.6 ФЗ «О транспортной безопасности» и Приказа Министерства транспорта РФ № 62 от 21.02.2011 года. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта. Кроме того, в нарушение требований ст.5 ФЗ «О транспортной безопасности» и Приказа Министерства транспорта РФ № 87 «О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» не проведена оценка уязвимости посадочной площадки и воздушных судов, собственником которых является указанная авиакомпания; заявка в аккредитованную специализированную организацию по проведению оценки уязвимости указанных объектов не подавалась. По смыслу вышеуказанного закона посадочная площадка является объектом транспортной инфраструктуры (частью аэродрома Калачево), воздушные суда – транспортными средствами, ООО «Авиационная компания «ФИО6» - субъектом транспортной инфраструктуры. Обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

      В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал. В обоснование указал те же обстоятельства.

      Представитель ответчика – ООО «Авиационная компания «ФИО6» - в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен. На стадии подготовки дела к слушанию представил отзыв, в которым выразил несогласие с заявленными исковыми требованиями прокурора (л.д.138-140). Посадочная площадка не является объектом транспортной инфраструктуры в значении, определенном ФЗ «О транспортной безопасности». Категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (т.е. отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий) осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности с включением их в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Компетентный орган в течение 15 дней с момента внесения в Реестр соответствующей записи направляет субъекту транспортной инфраструктуры и в Ространснадзор уведомление о включении объекта или транспортного средства в Реестр и о присвоенной категории или об исключении из Реестра. Законодательством не предусмотрена возможность участия ООО «АК «ФИО6» в категорировании объектов, а равно не установлена обязанность по обращению в компетентные органы с запросом (требованием) о проведении категорирования, либо получения их результатов. Проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается Минтрансом России. Данная оценка проводится специализированными аккредитованными и включенными в соответствующий реестр организациями в области обеспечения транспортной безопасности. Результаты проведенной оценки утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Таким образом, законом не предусмотрена обязанность субъектов транспортной инфраструктуры и собственников воздушных судов проводить оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и обращаться в соответствующие компетентные органы за получением утвержденных результатов оценки. Требования прокурора не отвечают понятию исполнимости судебного акта.

 Представители ответчика - Уральского Межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Уральское МТУ ВТ Росавиации) – ФИО1 и ФИО2, в судебном заседании с иском прокурора не согласны. Полагают, что их Управление является ненадлежащим ответчиком по требованию прокурора о возложении обязанности произвести категорирование посадочной площадки и воздушных судов ООО «Авиационная Компания «ФИО6». В перечне предоставленных Управлению полномочий для реализации возложенных на территориальный орган государственной власти целей и задач, полномочия на проведение категорирования посадочной площадки и воздушных судов отсутствуют. Приказом Росавиации № 166 от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по категорированию объектов транспортной инфраструктуры возложены на Комиссию Федерального агентства воздушного транспорта. Федеральным законом «О транспортной безопасности» определены объекты транспортной инфраструктуры, являющиеся предметом правового регулирования настоящего закона. Ими помимо прочего являются аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и т.д. Посадочные площадки в понятие «объектов транспортной инфраструктуры» не включены. Следовательно, категорирование посадочных площадок законодательством не предусмотрено. Посадочная площадка аэродрома Челябинск (Калачево), эксплуатируемая ООО «Авиационная Компания «ФИО6», является составной частью аэродрома, находящегося в ведении Министерства обороны РФ. Компетенция Росавиации и ее территориальных Управлений не распространяется на государственную авиацию, предназначенную для защиты государственных интересов и обороны страны. Правомочия Росавиации распространяются только на гражданскую авиацию. Процедура категорирования воздушных судов, эксплуатируемых ООО «Авиационная компания «ЧелАвиа» (гражданской авиации), в настоящее время проводится. По поручению Росавиации ФГУП «ГосНИИ Гражданской авиации» производит экспертную оценку и подготовку заключения для последующего категорирования воздушных судов ООО «Авиационная Компания «ФИО6». После получения экспертной оценки будет определена категория воздушных судов, о чем будет уведомлен субъект транспортной инфраструктуры. Заседание Комиссии по этому вопросу назначено на ДД.ММ.ГГГГ. На их Управление возложены функции контроля за последующим исполнением субъектами транспортной инфраструктуры требования Закона «О транспортной безопасности», в частности, за реализацию данными субъектами плановых мероприятий по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

      Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

      Общество с ограниченной ответственностью «Авиационная компания ФИО6» является действующим юридическим лицом, осуществляющим аренду воздушного транспорта, деятельность воздушного транспорта, управление воздушным движением, эксплуатацию взлетно-посадочных полос, ангаров и т.д. (выписка из ЕГРЮЛ на л.д.26-35).

      ООО «Авиационная компания ФИО6» эксплуатирует находящиеся в своей собственности и использует на ином законном основании воздушные суда – самолеты, базирующиеся на посадочной площадке аэродрома Челябинск (Калачево).

      Из представленных ответчиками доказательств усматривается, что аэродром Челябинск-Калачево, расположенный в № км. юго-восточнее <адрес> и в № км. северо-западнее <адрес> принадлежит Министерству обороны РФ. Об этом свидетельствуют перечень аэродромов РОСТО, зарегистрированных Министерством обороны России в установленном порядке, составленном Федеральной аэронавигационной службой (л.д.145-147), а также договором о совместном использовании аэродрома «Челябинск (Калачево) (посадочной площадки) от ДД.ММ.ГГГГ в котором стороной выступает Челябинский аэроклуб Российской оборонной спортивно-технической организации, а второй стороной – Эксплуатантом – выступает Авиакомпания «ФИО6». Из п.1.2 рассматриваемого договора следует, что аэродром Челябинск (Калачево) находится на земельном участке, принадлежащем Аэроклубу РОСТО на праве бессрочного (постоянного) пользования согласно Государственному акту ЧЕО-№ (л.д.148-152).

      Согласно ст.20 Воздушного кодекса РФ авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную.

      Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (ст.21 Воздушного кодекса РФ).

 Авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации. Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения (ст.22 Воздушного кодекса РФ).

 По смыслу вышеуказанной правовой нормы к государственной авиации относится авиация, находящаяся в ведении Минобороны России, ФСБ России (в том числе пограничные войска), МВД (милиция и внутренние войска), ФТС и МЧС России. К государственной данный пункт также относит авиацию РОСТО, используемую для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

 В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиации), утвержденном Постановлением Правительства РФ № 396 от 30 июля 2004 года, Росавиация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданская авиация).

 Таким образом, полномочия Росавиации, в том числе по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности (п.5.4.49 Положения о Росавиации) на государственную авиацию не распространяются.

 Более того, к самостоятельному объекту транспортной инфраструктуры, являющемуся предметом правового регулирования ФЗ «О транспортной безопасности», посадочная площадка не относится.

 Под объектами транспортной инфраструктуры в соответствии со ст.1 ФЗ «О транспортной безопасности» понимаются - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

 Посадочная площадка в качестве основного понятия в целях настоящего закона не обозначена.

 Таким образом, предъявленное Челябинским транспортным прокурором требование к Уральскому Межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности по проведению категорирования посадочной площадки ООО «Авиационная компания «ФИО6» является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

      Приказом Федерального агентства воздушного транспорта № 166 от 7 апреля 2011 года в целях реализации ФЗ «О транспортной безопасности» создана Комиссия по отнесению объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.

      Данная Комиссия является экспертным органом Росавиации, который участвует в категорировании объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. Основной задачей Комиссии является отнесение объектов транспортной инфраструктуры (аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование) и транспортных средств воздушного транспорта к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий (п.п.2,3 Положения о Комиссии).

      Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ответчик по делу) как территориальный орган Росавиации, не наделено полномочиями по категорированию объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в установленной сфере деятельности.

 В этой связи, иск транспортного прокурора к Уральскому Межрегиональному территориальному Управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности по проведению категорирования воздушных судов ООО «Авиационная компания «ФИО6» также удовлетворению не подлежит.

 В соответствии со ст.4 ч.1 ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.

 В судебном заседании бесспорно установлено, что категорирование воздушных судов ООО «Авиационная компания «ФИО6» до настоящего времени не проведено.

 Обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и воздушных судов возникает у субъектов транспортной инфраструктуры, а также иных лиц, определенных ФЗ «О транспортной безопасности» и Порядком проведения такой оценки, утвержденным Приказом Минтранса России № 87 от 12 апреля 2010 года, только после получения субъектом транспортной инфраструктуры от компетентного органа уведомления о включении объекта или транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности, организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Результаты проведенной оценки утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (ст.5 ч.ч.2,3 ФЗ «О транспортной безопасности»).

 Таким образом, у ответчика ООО «Авиационная компания «ФИО6» не возникло до настоящего времени обязанности по исполнению требований ст.4 ч.1 ФЗ «О транспортной безопасности», на которую в обоснование заявленных требований к этому ответчику ссылается прокурор.

 До осуществления процедуры категорирования и получения соответствующего уведомления субъект транспортной инфраструктуры не сможет выполнить обязанность, содержащуюся в исковом требовании прокурора.

 В силу ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Кроме того, как разъяснено в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 23 «О судебном решении», в резолютивной части решения суда должно быть четко сформулировано, кто, какие действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право, то есть решение суда должно быть исполнимым.

 В этой связи обязанность ООО «Авиационной компании «ФИО6» по проведению оценки уязвимости объектов воздушного транспорта не может быть исполнена до проведения категорирования, которое проводят не субъекты транспортной инфраструктуры, а компетентные органы.

      На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении иска Челябинского транспортного прокурора о возложении на Уральское Межрегиональное территориальное Управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта обязанности по проведению категорирования посадочной площадки и воздушных судов ООО «Авиационная компания «ФИО6»; о возложении на ООО «Авиационная компания «ФИО6» обязанности по принятию в течение трех месяцев после получения уведомления компетентного органа о присвоении категории, мер к проведению оценки уязвимости посадочной площадки и воздушных судов путем подачи заявки, заключению договора со специализированной организацией в области обеспечения транспортной безопасности на ее проведение, отказать.

      Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Еткульский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий :