ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2014 от 07.02.2014 Воскресенского районного суда (Нижегородская область)

  Дело № 2- 39/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 р.п. Воскресенское                                               07 февраля 2014 года

 Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе

 судьи Кузнецовой Т.Н.,

 при секретаре Черпаковой А.В.,

 представителя ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» Старостина Е.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Воскресенского района Нижегородской области в интересах несовершеннолетних Г. и С. к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» о признании незаконным отказа в принятии документов на оформление ежемесячного пособия на детей и возложении обязанности принять документы у Борисова М.В. для оформления ежемесячного пособия на детей,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Воскресенского района Нижегородской области в интересах несовершеннолетних Г. и С. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» о признании незаконным отказа в принятии документов на оформление ежемесячного пособия на детей и возложении обязанности принять документы у Борисова М.В. для оформления ежемесячного пособия на детей.

 Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Воскресенского района по заявлению Борисовой М.В. проведена проверка соблюдения законодательства в деятельности ГКУНО «Управление социальной защиты населения».

 Установлено, что Борисова М.В. состоит в браке с В., имеют несовершеннолетнего сына С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также Борисова М.В. имеет несовершеннолетнего ребенка - Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в отношении которого установлено отцовство Е..

 Борисова М.В. обратилась в ГКУ НО «Управление социальной защиты населения» для оформления ежемесячного пособия на ребенка, предоставляемого в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей». Однако ДД.ММ.ГГГГ Борисова М.В. было отказано в назначении ежемесячного пособия на ребенка ввиду того, что вместо справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке, Борисовой М.В была представлена справка из Воскресенского РО УФССП от ДД.ММ.ГГГГ о том, что «...в Воскресенском РО УФССП по Нижегородской области на исполнении не находится исполнительного документа о взыскании алиментов с Е. на содержание сына Г. Е. алименты через Воскресенский РО УФССП по Нижегородской области не выплачивал». Из сведений, содержащихся в данной справке, следует, что Борисова М.В. не предпринимала мер к взысканию с отца алиментов на содержание сына, либо заключению с ним соглашения об уплате алиментов. Как мать ребенка она обязана предпринять все меры по понуждению отца ребенка к исполнению своих родительских обязанностей.

 Таким образом, Борисовой М.В. отказано в назначении ежемесячного пособия на детей, потому, что она не приняла мер к взысканию алиментов с Е.

 Отказ ГКУ НО Управление социальной защиты населения в назначении ежемесячного пособия на ребенка является незаконным.

 Основанием для обращения граждан за оказанием социальной помощи к государству является недостаточность средств к существованию.

 Государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, снижения уровня социального неравенства.

 Ежемесячное пособие на ребенка, установленное ч.1 ст.3 Федерального закона № 81-ФЗ от 19.05.1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», входит в единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Данное пособие является дополнительным источником содержания несовершеннолетних детей.

 Законом Нижегородской области от 24.11.2004 года № 130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» также установлена такая мера социальной поддержки граждан, имеющих детей, как ежемесячное пособие на ребенка (п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона), порядок назначения и выплаты которой устанавливается Правительством Нижегородской области (ст. 9 Закона).

 Статьей 9 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрен отказ заявителю в назначении государственной социальной помощи лишь в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

 Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.

 Отказ в назначении государственной социальной помощи по причине не взыскания алиментов с отца ребенка законодательством не предусмотрен.

 Диспозиция, изложенная в п. 21 раздела IV Постановления Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей» по способу изложения является прямой. Формулировка «справка от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашение об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке» по своему смысловому значению каких-либо предварительных мероприятий, направленных на осуществление права ребенка на получение алиментов в судебном либо добровольном порядке, подтвержденном нотариально, не содержит. Текст конкретизирует подтверждение информации о получении (неполучении) алиментов либо наличие (отсутствие) соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке. Иных смысловых нагрузок данная формулировка не несет.

 Конституцией РФ каждому человеку гарантировано право на неприкосновенность частной жизни согласно п. 1 ст. 23, одним из принципов семейного права России является принцип невмешательства государства в дела семейные.

 В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, возлагающие обязанность на родителя обратиться в судебном порядке о взыскании алиментов либо заключить соглашение в нотариальном порядке. Обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей является срочной. Она возникает с рождением ребенка и прекращается по достижении им совершеннолетия.

 Если родитель (родители) не предоставляет содержание своим несовершеннолетним детям и отсутствует соглашение об уплате алиментов, то согласно п. 2 ст. 80 Семейного кодекса РФ, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Однако, в соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, никто не может обязать к осуществлению права на обращение в суд.

 Статья также не содержит обязательного требования к родителям о заключении соглашения; его заключение - право, но не обязанность родителей.

 Кроме того, отказывая в назначении ежемесячного пособия на детей Борисовой М.В. ГКУ НО УСЗН Воскресенского района ссылается на Административный регламент Министерства социальной политики Нижегородской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия на ребенка», утвержденный Приказом Минсоцполитики Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № 335.

 Однако Приказом Минсоцполитики Нижегородской области от 17.10.2013 года № 809 утвержден Административный регламент государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия на ребенка», который включен в Реестр нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области 31 октября 2013 года N 4978-318-80.

 Согласно п.5.1. постановления Правительства Нижегородской области от 14.02.2006 года № 41 «О реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области», акты органов исполнительной власти Нижегородской области, внесенные в Реестр, вступают в силу со дня присвоения им реестрового номера, если иной срок не установлен в самом акте или не предусмотрен действующим законодательством. т.е. с 31.10.2013 года действует Административный регламент государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия на ребенка», утвержденный Приказом Минсоцполитики Нижегородской области от 17.10.2013 года № 809.

 Отказ в назначении ежемесячного пособия на детей нарушает материнские права Борисовой М.В., а также права несовершеннолетних Г. и С.

         Прокурор в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, заявленные требования поддерживает.

          Истец Борисова М.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

 Представитель ответчика ГКУ НО «Управление социальной защиты населения» Старостин Е.С. иск прокурора не признал и пояснил, что в соответствии с п. 21 раздела IV вышеназванного Постановления Правительства Нижегородской области заявитель для назначения ежемесячного пособия на ребенка обязан предоставить в органы социальной защиты населения пакет документов. В частности указанной нормой предусмотрено, что заявитель обязан предоставить «справку от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов, либо соглашение об уплате алиментов, заверенное в установленном порядке».Данная справка необходима для определения среднедушевого дохода каждого члена семьи, т.к. доходы семьи имеют значение для наличия либо отсутствия права на ежемесячное пособие на ребенка.

 Представленная же Борисовой М.В. в УСЗН Воскресенского района справка из Воскресенского РО УФССП по Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ не является по своему содержанию той справкой, которая предусмотрена п. 21 раздела IV Постановления Правительства Нижегородской области. Данная справка лишь подтверждает факт отсутствия на исполнении у судебных приставов Воскресенского райотдела УФССП исполнительного документа о взыскании алиментов в пользу Борисовой М.В., но не факт получения или неполучения ею алиментов.

 В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

 Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий, (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса РФ). Нормами ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.

 Исходя из вышеназванных правовых норм, Борисова М.В. как мать несовершеннолетнего ребенка должна предпринять все меры по понуждению отца ребенка к выполнению своих родительских обязанностей, в т.ч. и получению материального содержания. Подобная обязанность, в соответствии с действующим законодательством РФ, лежит, прежде всего, на родителях несовершеннолетних детей. Государство обязано предоставить помощь в содержании несовершеннолетнего ребенка только при условии, когда родитель ребенка предпринял все меры по понуждению к выполнению своих родительских обязанностей другим родителем.

 Кроме того, п. 21 Постановления Правительства Нижегородской области предусмотрено, что заявитель для назначения пособия на ребенка обязан предоставить документы о доходах всех трудоспособных членов семьи (для неработающих граждан -копия трудовой книжки, справка из службы занятости, то есть необходимо предоставление справки из центра занятости населения о том, что неработающий гражданин состоит на учете в качестве безработного. Однако Борисовой М.В. не была представлена трудовая книжка супруга В. с записью о его последнем месте работы или об увольнении с работы. Представленная ею справка ГКУ «Центр занятости населения Воскресенского района» № от ДД.ММ.ГГГГ говорит о том, что ее супруг не зарегистрирован в качестве безработного и не получал пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Без копии трудовой книжки В. невозможно достоверно установить работает ли он на день обращения Борисовой М.В. за пособием и получает ли какой-либо доход.

 Утверждение, содержащееся в иске прокурора Воскресенского района, о том, что УСЗН Воскресенского района в отказе Борисовой ссылается на нормы Административного регламента Минсоцполитики Нижегородской области от 29.07.2011 года, утратившего на момент написания отказа законную силу, не является существенным для дела, т.к. п.п. 2.7, 2.10 Административного регламента государственных казенных учреждений Нижегородской области «Управление социальной защиты населения» по предоставлению государственной услуги «Предоставление ежемесячного пособия на ребенка», утвержденного приказом Минсоцполитики Нижегородской области от 17.10.2013 г. № 809, аналогичны положениям Административного регламента Минсоцполитики Нижегородской области от 29.07.2011 года. Данный довод о незаконности отказа Борисовой в назначении пособия необоснован.

 ГКУ НО «УСЗН Воскресенского района» вынуждено было отказать Борисовой в назначении ежемесячного пособия на ребенка по основаниям приведенным в письменном отказе от ДД.ММ.ГГГГ года. При этом Борисову М.В. УСЗН Воскресенского района не обязывало и не понуждало ко взысканию алиментов, в связи с чем утверждение прокурора об этом, содержащееся в иске также не обосновано. Утверждение о том, что УСЗН Воскресенского района в своем письме Борисовой М.В. ДД.ММ.ГГГГ мотивировало отказ в принятии документов необходимостью взыскания алиментов, не соответствует действительности.

 Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

 В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

 Федеральным Законом № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» устанавливается единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

 Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (ст.2 Федерального Закона № 81- ФЗ).

 Настоящим Федеральным Законом устанавливаются виды государственных пособий, в том числе ежемесячное пособие на ребенка. Порядок и условия назначения и выплаты указанных государственных пособий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 Размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.16 Федерального Закона №81-ФЗ).

 В соответствии с указанным Федеральным законом был принят Закон Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей», которым ежемесячное пособие на ребенка относится, в том числе к мерам социальной поддержки граждан, имеющих детей. Меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, в том числе по получению указанного пособия, подлежат переаттестации (переоформлению) не реже одного раза в год в порядке и сроки, установленные Правительством Нижегородской области.

 Статьей 7 Закона Нижегородской области № 130-З предусмотрено, что ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения- до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату обращения заявителя. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства семей с детьми. С 1 июля 2005 года размер ежемесячного пособия составляет 100 рублей, а также 450 рублей на питание обучающихся в школе.

 Областные пособия, установленные настоящим Законом, назначаются на основании заявления с предоставлением всех необходимых документов. Перечень документов устанавливается Правительством Нижегородской области. Органы социальной защиты населения имеют право отказать в назначении областных пособий, установленных настоящим Законом, с мотивированным обоснованием. Отказ в назначении областных пособий заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения, а также в судебном порядке ( ст.9 Закона Нижегородской области №130- З).

 Согласно п. 21 раздела IV Постановления Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей» ежемесячное пособие на ребенка назначается учреждениями социальной защиты по месту жительства (пребывания) родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), с которым проживает ребенок, на основании заявления установленной формы и следующих документов:

 - паспорта заявителя;

 - свидетельства о рождении ребенка;

 - справки о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц;

 - свидетельства о регистрации по месту пребывания (в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 3 настоящего Порядка);

 - справок о доходах всех членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка, в том числе:

 - документов о всех предусмотренных системой оплаты труда выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";

 - справки из службы занятости о выплате пособия по безработице - для граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

 - справки о размере получаемой пенсии - для пенсионеров;

 - справки с места учебы о размере стипендии - для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;

 - справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке;

 - иных документов, подтверждающих размер доходов.

          Постановлением Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 года № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющим детей», на которое ссылался ответчик, давая отказ в назначении ежемесячных пособий на детей, относит к документам, предоставляемым для получения пособия на ребенка, справку от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке.

 Борисова М.В. предоставила ответчику, в том числе документ, подтверждающий, что алименты на содержание детей она не получает, как того обязывает Постановление Правительства Нижегородской области от 17.12.2004 г. № 271 «О выплате областных пособий гражданам, имеющих детей».

 В случае раздельного проживания родителей ребенка, представленная истицей справка из Воскресенского районного отдела службы судебных приставов, является надлежащим документом.

 Взыскание алиментов на несовершеннолетних детей принадлежит, в том числе одному из родителей ребенка. Взыскание алиментов является правом родителя, с которым проживает ребенок.

 Таким образом, в судебном заседании установлено нарушение законодательства со стороны ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района», которое необходимо устранить.

 В соответствии со ст.206 ГПК РФ суд устанавливает для устранения недостатков 10-дневный срок после вступления решения суда в законную силу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 206 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление прокурора Воскресенского района Нижегородской области удовлетворить.

 Признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» в принятии документов у Борисова М.В. на оформление ежемесячного пособия на детей Г. и С. в части представления справки из Воскресенского районного отдела Управления Федеральной службы судебных приставов о получении (неполучении алиментов) на содержание ребенка.

 Возложить на ГКУ НО «Управление социальной защиты населения Воскресенского района» обязанность в 10-дневный срок после вступления решения суда в законную силу принять документы у Борисова М.В. для оформления ежемесячного пособия на детей Г. и С..

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия.

 Судья