ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2016 от 26.02.2016 Павинского районного суда (Костромская область)

Гражданское дело ___

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

... 26 февраля 2016 года

Павинский районный суд ... в составе: председательствующего - судьи Вагина А.А., с участием истца - <..>... ФИО1, представителя ответчика - <..> сельского поселения <..> муниципального района ... ФИО2, при секретаре Шмакове Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <..> района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... об обязании разместить информацию на официальном сайте,

установил:

прокурор ... в порядке ст. 45 ГПК РФ "__"__ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... с указанным выше иском, мотивируя требования тем, что прокуратурой ... в <..> года в рамках постоянного мониторинга СМИ и сети Интернет проводилась проверка исполнения администрацией сельского поселения законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ..., а также соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля, в ходе которой установлено, что администрация сельского поселения размещает информацию о своей деятельности, принятые нормативные правовые акты на официальном сайте администрации района <..> странице <..> сельского поселения.

В нарушение ч. 1 ст. 13 Федерального закона от "__"__ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» по состоянию на "__"__ в администрации сельского поселения не приняты меры, направленные на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных данным законом, а именнона сайте для его посетителей отсутствует следующая информация: не опубликованы административные регламенты и положения о проведении муниципального земельного контроля, которые затрагивают права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; информация о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования;информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; иные административные регламенты, стандарты муниципальных услуг; установленные формы обращений граждан, заявлений и иныхдокументов, принимаемых сельским поселением к рассмотрению; порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений;информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления;информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации;информация о результатах проверок, проведенных органом местногосамоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок,
проведенных в органе местного самоуправления;тексты официальных выступлений и заявлений руководителей изаместителей руководителей органа местного самоуправления;статистическую информацию о деятельности органа местногосамоуправления за <..> год, в том числе: а)статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфержизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органаместного самоуправления;б) сведения об использовании органом местного самоуправления,подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальнымпредпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что должностными лицами администрации <..> сельского поселения не принимается мер, направленных на обеспечение свободного доступа к информации в соответствии с требованиями законодательства, чем нарушаются права на информацию неопределенного круга лиц.Обосновывая исковые требования истец также ссылается на ч. 3, п. 2 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от "__"__ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В судебном заседании <..>... ФИО1 уточнила исковые требования, поддержав их в полном объеме, просила обязать администрацию <..> сельского поселения <..> муниципального района ... в срок до "__"__ разместить на официальном сайте администрации района <..> на странице <..> сельского поселения либо на специализированном сайте <..> сельского поселения следующую информацию:

- административные регламенты и положения о проведении муниципального земельного контроля;

- иные административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

- информацию о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования;

- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- установленные формы обращений граждан, заявлений и иныхдокументов, принимаемых сельским поселением к рассмотрению;

- порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений;

- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления;

- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации;

- информацию о результатах проверок, проведенных органом местногосамоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок,
проведенных в органе местного самоуправления;

- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей изаместителей руководителей органа местного самоуправления;

- статистическую информацию о деятельности органа местного
самоуправления за <..> год, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфержизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа
местного самоуправления;

б) сведения об использовании органом местного самоуправления,подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным
предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности
по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Представитель ответчика - <..> сельского поселения <..> муниципального района ... ФИО2 признал уточненные исковые требования в полном объеме, представил суду заявление, в котором просил суд принять признание иска.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав лиц, участвующих в деле, огласив заявление ответчика, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Заявленные исковые требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по размещению информации на официальном сайте основаны на Законе, признаются ответчиком, не нарушают интересов третьих лиц.

В судебном заседании стороны не оспаривают факт отсутствия на официальном сайте поселения информации, указанной в исковом заявлении прокурора.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от "__"__ № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 6 Закона № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления включает в себя, среди прочего, административные регламенты, стандарты муниципальных услуг, целевые программы, принятые в соответствующем порядке.

Статьями 13, 14 Закона № 8-ФЗ установлены требования к объему и периодичности размещаемой в сети "Интернет" информации о деятельности органов местного самоуправления.

В силу ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети "Интернет", сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от "__"_____-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы "__"__ Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.

Частью 3, пунктом 2 части 2 статьи 6 Федерального закона от "__"_____ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля являются открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении муниципального контроля, включая информацию об организации и о проведении проверок, о результатах проведения проверок и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, о правах и об обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц.

К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела (л.д. 7-14 6-8ты, стандарты муниципальных услуг;
), что прокурорская проверка исполнения федерального законодательства показала, что объем размещенной информации на официальном сайте администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... не соответствует требованиям, установленным Законом № 8-ФЗ, что в свою очередь не соответствует основным принципам обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, тем самым нарушаются права на информацию неопределенного круга лиц.

Признание иска представителя ответчика ФИО2 принимается судом, поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает интересы других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 173 ГПК РФ судом разъяснены представителю ответчика последствия признания иска. При признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Как следует из заявления представителя ответчика ФИО2 правовые последствия признания иска ему понятны.

Исходя из положений ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, должна быть взыскана государственная пошлина по делу пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку прокурор освобождён от уплаты госпошлины при подаче искового заявления (п.п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ), а ответчик освобожден от её уплаты на основании п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ, - государственная пошлина по настоящему делу не взыскивается.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к администрации <..> сельского поселения <..> муниципального района ... об обязании разместить информацию на официальном сайте, - удовлетворить.

Обязать администрацию <..> сельского поселения <..> муниципального района ... в срок до "__"__ разместить на официальном сайте администрации района <..> на странице <..> сельского поселения либо на специализированном сайте <..> сельского поселения следующую информацию:

- административные регламенты и положения о проведении муниципального земельного контроля;

- иные административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;

- информацию о нормотворческой деятельности сельского поселения: тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенные в представительные органы муниципального образования;

- информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;

- установленные формы обращений граждан, заявлений и иныхдокументов, принимаемых сельским поселением к рассмотрению;

- порядок обжалования муниципальных правовых актов и иных решений;

- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления;

- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законамисубъектов Российской Федерации;

- информацию о результатах проверок, проведенных органом местногосамоуправления, в пределах их полномочий, а также о результатах проверок,
проведенных в органе местного самоуправления;

- тексты официальных выступлений и заявлений руководителей изаместителей руководителей органа местного самоуправления;

- статистическую информацию о деятельности органа местного
самоуправления за <..> год, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфержизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа
местного самоуправления;

б) сведения об использовании органом местного самоуправления,подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным
предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности
по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Костромской областной суд через Павинский районный суд.

Судья А. А. Вагин