ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2017 от 20.01.2017 Чухломского районного суда (Костромская область)

Дело №2-39/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Чухлома «20» января 2017 года

Чухломский районный суд Костромской области в составе

единолично судьи Соколова Н.В.,

при секретаре Жигоцкой Л.Н.,

с участием:

прокурора Чичерина Н.Н.,

представителя ответчика Копф Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района к Администрации Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об обязании ликвидировать незаконную свалку в границах поселения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чухломского района обратился в суд с иском к Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области об обязании ее в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, расположенную в 1 километре от села Судай Чухломского района Костромской области, на расстоянии 100 метров от автомобильной дороги Судай-Шартаново в границах кадастрового квартала <данные изъяты>.

Исковые требования мотивировал следующим. Прокуратурой Чухломского района проведена проверка соблюдения земельного, законодательства об отходах производства и потребления по результатам которой на территории Судайского сельского поселения Чухломского района Костромской области выявлена несанкционированная свалка бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно частям 1, 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Правила землепользования и застройки территории Судайского сельского поселения утверждены решением совета депутатов Судайского сельского поселения № 150 от 30.07.2013 года.

Согласно пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 года № 607-ст), собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В силу примечания к названному выше пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Частью 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что органы местного самоуправления муниципального района решают вопросы местного значения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов), на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления муниципального района осуществляют участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Статьей 1 Закона Костромской области от 04.12.2015 года № 38-6-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Костромской области вопросов местного значения» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к компетенции непосредственно сельских поселений.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В ходе проверки проведенной 25.08.2016 года по обращению поступившему в прокуратуру Чухломского района установлено, что на территории Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области, в районе д. Понежское Чухломского района Костромской области, в 1 километре от села Судай и на расстоянии 100 метров от автомобильной дороги Судай-Шартаново расположена свалка твердых бытовых отходов и строительного мусора. Свалка занимает площадь около 1 гектара и находится в границах кадастрового квартала <данные изъяты>.

Согласно объяснений главы Судайского сельского поселения государственная собственность на земельный участок на котором находится свалка не разграничена в связи с чем распоряжение данным земельным участком в силу закона осуществляется администрацией Судайского сельского поселения. Данная свалка до 2008 года обслуживалась МУП «<данные изъяты>». Однако с 2008 года эксплуатация свалки производится непосредственно администрацией Судайского сельского поселения.

Также в ходе проверки выявить собственников отходов возможным не представилось, вывоз отходов на свалку производится самовольно местными жителями и индивидуальными предпринимателями.

При таких обстоятельствах, в связи с тем что, администрация Судайского сельского поселения фактически является пользователем рассматриваемого земельного участка, осуществляющим содержание свалки, а также того, что в соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельные участки, право собственности на которое не разграничено, находятся в распоряжении сельских поселений, на нее возлагается ответственность по ликвидации рассматриваемой свалки.

В связи с данным фактом 25.08.2016 года прокурором района в адрес главы Судайского сельского поселения внесено представление с требованием принять меры к очистке земельного участка. По результатам рассмотрения представления надлежащих мер к устранению нарушений законодательства администрацией Судайского сельского поселения не принято.

В судебном заседании прокурор исковые требования прокурор поддержал требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав стороны, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.

В силу ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Чухломского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Судайского сельского поселения Чухломского муниципального района Костромской области в течение 9 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать свалку, расположенную в 1 километре от села Судай Чухломского района Костромской области, на расстоянии 100 метров от автомобильной дороги Судай-Шартаново в границах кадастрового квартала <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд со дня его вынесения.

Судья: Соколов Н.В.