Дело № 2-39/2018 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2018 года г. Вилючинск Камчатского края
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Мунгаловой Е.В.,
при секретаре Кудлай А.Н.,
с участием ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате за коммунальные услуги, судебных расходов,
установил:
Истец муниципальное унитарное предприятие «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа (далее МУП «ГТВС») обратился в суд с иском к ответчику ФИО3, в котором просил взыскать с ответчика задолженность по оказанным коммунальным услугам за период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года в размере 163 845 рублей 25 копеек, а также расходы по уплате государственной пошлины при обращении в суд в размере 4 476 рублей 91 копейку.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ответчик является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: город Вилючинск, <адрес>, и является потребителем коммунальных услуг теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, предоставляемых МУП «ГТВС», которое являлось единой теплоснабжающей и гарантирующей организацией на территории Вилючинского городского округа. На основании протокола общего собрания собственников помещений <адрес> города Вилючинска МУП «ГТВС» в период с 01 сентября 2012 года по 30 сентября 2015 года являлось исполнителем коммунальных услуг потребителям, проживающим в указанном многоквартирном доме. В период времени с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года ответчик фактически пользовалась услугами МУП «ГТВС» по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, которые в нарушение ст.ст. 30, 157 ЖК РФ, ст.ст. 210, 309 ГК РФ не оплачивала, в результате чего образовалась указанная задолженность по оплате коммунальных услуг, которую истец просит взыскать с ответчика в свою пользу, а также возместить ему понесенные по делу судебные расходы.
Истец о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Представитель истца по доверенности ФИО4, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требований настаивала. Дополнительно указала, что многоквартирный жилой <адрес> в период с 01 сентября 2012 года по 30 сентября 2015 года не был оборудован прибором учета тепловой энергии. Расчет произведен согласно нормативным документам, нежилое помещение ответчика не оснащено индивидуальными приборами учета на ХВС и ГВС. Тариф на тепловую энергию в 2012 году рассчитан согласно Постановлению № 419 от 20 декабря 2011 года и составляет 3629 рублей 70 копеек. До настоящего времени ответчиком не представлены документы, подтверждающие переустройство и перепланировку (переоборудование) помещения в части общедомового оборудования (радиаторов отопления) на альтернативное отопление. Данный вид переустройства и перепланировки регламентируется статьями 25-28 Жилищного кодекса, а именно актом приемочной комиссии о завершенном переустройстве нежилого помещения в жилом доме. Поэтому МУП «ГТВС» считает, что альтернативное отопление по адресу: город Вилючинск, <адрес> отсутствует и оснований для перерасчета у предприятия нет.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что истцом пропущен срок исковой давности по взысканию части задолженности, в связи с чем, просила применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд. Кроме того, полагала, что поскольку радиаторы отопления в принадлежащем ей нежилом помещении демонтированы, услуга по отоплению истцом в указанный в иске расчетный период ей не предоставлялась.
Представитель ответчика ФИО5, надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, каких-либо ходатайств не представила. В судебном заседании, состоявшемся по делу 24 января 2018 года, заявленные исковые требования полагала необоснованными. Суду пояснила, что указанное в иске нежилое помещение было приобретено ею в собственность в период брака с ФИО6 и является совместно нажитым имуществом супругов. На момент приобретения ФИО3 в собственность помещения, оно не было оборудовано приборами отопления, что подтверждается актом санитарного обследования помещения от 10 сентября 2003 года, а также рабочим проектом реконструкции помещения, в котором также указано на необходимость герметизации стояка отопления для предотвращения тепловых потерь. Данные работы по герметизации стока отопления были выполнены. Согласно раздела 5 проекта система отопления централизованная. В качестве отопительных приборов приняты электрообогреватели (конвекторы) и было установлено 5 электрообогревателей, так же в качестве дополнительного отопительного прибора была принята установка тепловой завесы. Между тем МУП «ГТВС» отказывается делать перерасчеты платы за отопление. Раньше, с управляющими компаниями была достигнута договоренность о перерасчете платы за отопление, а МУП «ГТВС» перерасчет делать отказывается.
Третье лицо ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, мнения по иску не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав ответчика, исследовав и проанализировав материалы и обстоятельства дела, а также материалы гражданского дела № 2-3397/2017 по заявлению МУП «ГТВС» о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и иных правовых актов.
Кроме того, ст. 310 ГК РФ установлено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 153, 155 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период времени), плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 1 и ч. 2 ст. 157 ЖК РФ в редакции, действовавшей в спорный период времени).
С 01 сентября 2012 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354).
В п. 2 Правил № 354 установлено, что исполнитель это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Пунктами 34, 36-38 указанных Правил № 354, также установлено, что потребитель коммунальных услуг должен своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги за расчетный период, который устанавливается равным календарному месяцу, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО3 является собственником нежилого помещения <адрес> города Вилючинска общей площадью <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости от 27 декабря 2017 года и свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63, 126).
Решением Вилючинского городского суда от 3 августа 2017 года, вступившим в законную силу 14 декабря 2017 года также установлено, что нежилое помещение <адрес> города Вилючинска в указанный в иске период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года являлось совместной собственностью ФИО3 и ее супруга ФИО1
Муниципальное унитарное предприятие «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа с 16 июля 1998 года зарегистрировано в качестве юридического лица, с основным видом деятельности производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, с дополнительными видами деятельности удаление и обработка сточных вод, сбор очистка и распределение воды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, копиями свидетельства о регистрации юридического лица и постановки его на учет в налоговом органе, выпиской из Устава В настоящее время МУП «ГТВС» признано несостоятельным (банкротом) в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство, которое до настоящего времени не окончено, предприятие не ликвидировано (л.д. 34-41).
Постановлением администрации Вилючинского городского округа № 255 от 20 февраля 2013 года МУП «ГТВС» было определено единой теплоснабжающей организацией в Вилючинском городском округе, постановлением администрации Вилючинского городского округа № 1340 от 24 сентября 2013 года МУП «ГТВС» было определено гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Вилючинского городского округа.
Как следует из протокола № 1 от 20 августа 2012 года, общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске Камчатского края выбран непосредственный способ управления, также определено с 01 сентября 2012 года заключить договор на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома с ООО «Перспектива» (л.д.15). В материалах дела также имеется Договор № оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в <адрес> города Вилючинска от 20 августа 2012 года, заключенный с собственниками помещений с ООО «Перспектива». Согласно п. 2.1.3 договора ООО «Перспектива» (управляющая организация) обязуется совершать необходимые действия для обеспечения содержания и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. Договор вступает в силу 01 сентября 2012 года и заключен сроком на 3 года (п. 7.1, 7.2 договора). Пунктом 7.4 договора установлено, что если общее собрание собственников помещений не примет решение о расторжении настоящего договора с управляющей организацией не менее чем за 1 месяц до истечения срока его действия настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.
Согласно ч. 8 и ч. 11 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Исходя из положений ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным, в связи с чем цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
На основании п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (п. 2 ст. 540 ГК РФ).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 540 ГК РФ).
Как следует из нормоположения ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами применяются правила, предусмотренные ст. 544 ГК РФ, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 2 ст.164 ЖК РФ предусмотрено, что договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
В соответствии с абз. 2 п. 6 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Согласно п.п. «а» п. 17 Правил № 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
В соответствии с п. 21 вышеуказанных Правил № 354, договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом, обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено.
В соответствии с п. 30 Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
Таким образом, с 01 сентября 2012 года по многоквартирному дому № по <адрес> города Вилючинска выбрано непосредственное управление, то есть с данного времени договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, заключаются собственниками помещений в таком многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, которой на территории ЗАТО г. Вилючинска в указанный в иске расчетный период с 01 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года являлось МУП «ГТВС». При этом данные договоры могут быть заключены как в письменной форме, так и путем совершения потребителями конклюдентных действий.
01 сентября 2012 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Вилючинского городского округа и МУП «ГТВС» заключен договор на предоставление коммунальных услуг № 219-12, согласно которому ресурсоснабжающая организация (МУП «ГТВС») обязуется предоставить собственнику (КУМИ) коммунальные услуги: отопление, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, в жилые помещения муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа, указанные в Приложении №1, являющемуся неотъемлемой частью договора, для предоставления коммунальных услуг нанимателю жилого помещения муниципального жилищного фонда (потребитель), а потребитель обязуется принять и оплатить их на условиях настоящего договора (л.д. 16-20).
Из п. 1.3 Раздела 1 указанного Договора следует, что границей эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией (МУП ГТВС) и Потребителем устанавливается внешняя граница стены многоквартирного дома.
Согласно п.п 2.1.3. раздела 2 указанного Договора, ресурсоснабжающая организация обязуется производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия Потребителя в занимаемом жилом помещении.
В п.п. 2.2.1. раздела 2 Договора установлено, что ресурсоснабжающая организация вправе требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных условиями настоящего Договора.
Из п.п. 3.1.6 раздела 3 Договора следует, что Потребитель обязуется своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, при этом согласно п.п. 3.4.2. раздела 3 Договора собственник (наймодатель) обязан оплачивать коммунальные услуги, предоставляемые в жилые помещения муниципального жилищного фонда Вилючинского городского округа, в случае если они не распределены Потребителю (нанимателю).
Аналогичные положения содержатся и в договорах на предоставление коммунальных услуг № 219-14, № 13-15, заключенных указанными лицами 1 мая 2014 года и 17 февраля 2015 года.
Согласно приложению №2 к Договору № 219-12 многоквартирный дом № 13 по улице Мира включен в реестр многоквартирных домов, перешедших в непосредственное управление с 01 сентября 2012 года, которым истцом согласно упомянутому договору предоставлялись коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению.
Согласно ч. 17 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ от 29 июня 2015 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Сведений о расторжении Договора № оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 20 августа 2012 года, заключенного собственниками помещений <адрес> г Вилючинска с ООО «Перспектива», об изменении способа управления многоквартирным домом с непосредственного управления на иной до 30 сентября 2015 года в материалы дела не представлено. В свою очередь из сообщения ООО «Перспектива» от 17 января 2018 года следует, что указанный договор действовал и в указанный в иске расчетный период, что также подтверждается сведениями, имеющимися на официальном интернет-сайте «Реформа ЖКХ», согласно которым в отношении указанного многоквартирного дома зарегистрирован один способ управления домом с 01 марта 2017 года управляющей организацией ООО «Полимир Плюс» (л.д. 149).
Совокупность установленных выше обстоятельств указывает на то, что в период с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года исполнителем коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжения, водоотведению в <адрес> являлось МУП «ГТВС», в связи с избранным собственниками помещений дома непосредственного способа управления домом, а также в связи с тем, что данное предприятие продолжало поставлять указанные коммунальные услуги по ранее заключенному договору с собственником муниципальных помещений многоквартирного дома.
При этом, поскольку сведений о том, что ФИО3, являющаяся собственником нежилого помещения №, с момента перехода многоквартирного <адрес> в городе Вилючинске на непосредственное управление, обращалась с заявлениями о заключении письменного договора о предоставлении ей коммунальных услуг в МУП «ГТВС», а также доказательств, подтверждающих отказ или уклонение истца от заключения данного письменного договора, в материалах дела не имеется, доказательств этому стороной ответчика не представлено, суд считает, что договор на предоставление коммунальных услуг в данном случае в период с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года был заключен путем совершения потребителем ФИО3 конклюдентных действий по фактическому потреблению коммунальных услуг.
Таким образом, на ФИО3 как на собственнике вышеуказанного нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, управление которым осуществляется непосредственно собственниками помещений данного дома, в период времени с 1 октября 2012 года по 30 сентября 2015 года лежала обязанность по своевременному и самостоятельному внесению ресурсоснабжающей организации, которой в рассматриваемом споре является МУП «ГТВС», платы за предоставленные по нежилому помещению коммунальные услуги.
Из расчета задолженности, представленного истцом усматривается, что за вышеуказанный расчетный период у ФИО3 образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги отоплений в общей сумме 163845 рублей 25 копеек.
Данный расчет суд находит верным, поскольку он составлен в соответствии с утвержденными тарифами на данные услуги и нормативам их потребления, а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 354. от 6 мая 2011 При этом, доводов ходатайства истца № 2445 от 25 декабря 2017 года и из расчета задолженности усматривается, что плата за отопление рассчитывалась исходя из нормативов потребления в связи с не оборудованием <адрес> города Вилючинска общедомовым прибором учета потребления тепловой энергии, что ответчиком ФИО3 при рассмотрении дела не оспаривалось.
Вместе с тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по взысканию части задолженности.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
По общему правилу, установленному ст. 200 ГК РФ (в редакции, действовавшей до 14 ноября 2013 года), течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Аналогичные положения содержит ст. 200 ГК РФ в редакции, действующей с 14 ноября 2013 года.
Как следует из норм жилищного законодательства РФ, оплата за жилье и коммунальные услуги относится к повременным платежам.
Как следует из положений ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
С учетом того, что согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, то срок исковой давности по взысканию первого платежа за октябрь 2012 года начал течь с 11 ноября 2012 года, а по последующим за ним платежам с 11 числа месяца следующего за истекшим.
В соответствии с ч. 1 ст. 204 ГК РФ срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.
Согласно п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 43 от 29 сентября 2015 года "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности" в силу п. 1 ст. 204 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству.
Из материалов дела установлено, что МУП «ГТВС» предъявило иск 18 декабря 2017 года, при этом, как следует из материала гражданского дела № 2-3397/2017, ранее 31 августа 2017 года МУП «ГТВС» обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг, на основании которого был вынесен судебный приказ от 01 сентября 2017 года, отмененный по заявлению ФИО3 в соответствии с определением мирового судьи от 31 октября 2017 года (дело № 2-3397/2017).
Учитывая вышеизложенное, 31 августа 2017 года течение срока исковой давности по взысканию задолженности по оказанным коммунальным услугам с ответчика было прервано, и к этому моменту срок исковой давности по взысканию задолженности за период с 01 октября 2013 года до 31 июля 2014 года истек.
Доказательств, свидетельствующих об уважительных причинах пропуска срока исковой давности по взысканию части долга, а также подтверждающих то, что ответчик до истечения срока исковой давности совершала действия, достоверно свидетельствующие о признании ею долга в полном объеме по каждому из месяцев периода взыскания задолженности, истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом применения последствий пропуска истцом срока исковой давности, задолженность ответчиков перед МУП «ГТВС» за период, по которому срок исковой давности не истек, то есть с 01 августа 2014 года по 30 сентября 2015 года составляет 58 782 рубля 60 копеек.
Каких-либо доказательств того, что ответчик в настоящее время оплатила указанную в иске задолженность, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Рассматривая возражения стороны ответчика о том, что коммунальная услуга в виде отопления в указанный в иске период в нежилом помещении ответчика не предоставлялась, поскольку в нем отсутствуют радиаторы отопления, температурный режим поддерживался за счет альтернативных источников отопления, суд приходит к следующему.
Согласно положениям ст. 154 ЖК РФ плата за отопление (теплоснабжение) входит в состав платы за коммунальные услуги, подлежащей оплате собственником жилого помещения.
В соответствии с ч. 4 ст. 157 ЖК РФ, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Коммунальные услуги это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. (п. 2 Правил № 354).
В составе коммунальных услуг, предоставляется, в том числе услуга отопления, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, и составляющей не ниже + 18 ?С, а в угловых комнатах + 20 ?С (п.п. «е» п. 4 Правил № 354).
В силу п.п. «а,г» п. 31 Правил № 354, в обязанности исполнителя входит, в том числе: предоставление потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; произведение в установленном настоящими Правилами порядке расчета размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований произведение перерасчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В свою очередь потребитель в соответствии с п.п. «а,в,д» п. 33 Правил № 354 имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
При этом, потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги (п.п. «и» п. 34, п. 63 Правил № 354).
Согласно п. 98 Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
При предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к настоящим Правилам (п. 101 Правил № 354).
Так, размер платы за отопление при предоставлении данной коммунальной у слуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, подлежит изменению в следующем порядке: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый градус отклонения температуры, с учетом положений раздела IX Правил.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Из изложенных выше правовых норм следует, что перерасчет платы при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность носит временный характер, до устранения исполнителем нарушений, препятствующих получению потребителем коммунальной услуги надлежащего качества.
Основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, является акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества (п. 109 Правил, утвержденных постановлением № 354).
Исходя из смысла названных правовых норм, предоставление коммунальной услуги по отоплению не ставится в зависимость от отсутствия или наличия радиаторов, в данном случае необходимо исходить из температурного режима в жилом помещении, при этом, перерасчет платы за недопоставленную коммунальную услугу (в данном случае услуга по отоплению), либо поставленную услугу ненадлежащего качества носит временный характер до устранения исполнителем нарушений, препятствующих получению потребителем коммунальной услуги надлежащего качества, в объемах и сроки, установленные действующим законодательством.
Согласно п. 103 Правил № 354, в случае если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу только в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, в случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
Судом при рассмотрении дела на основании пояснений ответчика ФИО3 и ее представителя, акта санитарного обследования помещения ГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Камчатском крае» от 10 сентября 2003 года установлено, что радиаторы отопления в нежилом помещении ответчика № в <адрес> города Вилючинска, были демонтированы до 2003 года, и до настоящего времени не установлены.
Разделом 5 рабочего проекта реконструкции указанного нежилого помещения от 2008 года, выполненного ООО «Цефей» предусмотрен демонтаж системы централизованного отопления в проектируемых помещениях. В качестве отопительных приборов приняты электрообогреватели (конвекторы) в количестве 5 штук. В качестве дополнительного отопительного прибора, с целью компенсации тепловых потерь через тамбур входа в торговый зал принята установка тепловой завесы. Указано для предотвращения тепловых потерь по стоякам на необходимость выполнения их изоляции «Термафлекс ФРЗ».
Согласно пояснениям стороны ответчика, данным в судебном заседании, указанные в рабочем проекте работы были фактически выполнены, температурный режим в помещении поддерживается 5-ю электрическими обогревателями и тепловой завесой. Также ответчиком и ее представителем было указано, что по поводу необходимости перерасчета платы за отопление ФИО3 обращалась к истцу, однако в перерасчете платы ей было отказано.
Между тем каких-либо доказательств данному обстоятельству, равно как и актов, свидетельствующих о том, что в указанный в иске период, коммунальная услуга по отоплению в нежилом помещении ответчика не предоставлялась, составленных в соответствии с п. 109 Правил № 354, стороной ответчика суду не представлено. Представленное в материалы дела заявление арендатора нежилого помещения ФИО2 о перерасчете платы за отопление адресовано директору АО «Камчатэнергосервис», а не истцу МУП «ГТВС».
Представленные ответчиком суду проект перепланировки квартир <адрес> в городе Вилючинске ФГУП «Научно-технический Центр по сеймостойскому строительству и инженерной защите от стихийных бедствий» от 2003 года и постановление <адрес> № 297 от 04 августа 2004 года о переводе жилых помещений - <адрес> в городе Вилючинске Камчатской области в нежилые, с исключением их из жилищного фонда, сообщение ГПС № 79 ГУГПС МЧС России № 19/79-472 от 08 сентября 2003 года о возможности перевода квартир <адрес> города Вилючинска в нежилые помещения, также не свидетельствуют о непредставлении в нежилом помещении истца коммунальной услуги отопления посредством системы центрального отопления, об его обогреве альтернативными источниками отопления.
В свою очередь, как указанно выше, истец несет ответственность за качество предоставления коммунальных услуг только до границы раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, которая определяется внешней стеной дома.
Таким образом, в рассматриваемом случае, при непосредственном управлении многоквартирным домом самими собственниками, довод ответчика о не предоставлении ей коммунальной услуги по отоплению нежилого помещения в виду отсутствия радиаторов отопления, не возлагает на истца, как исполнителя коммунальных услуг, обязанность произвести перерасчет платы за отопление, так как истец не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, также как и не отвечает за состояние и содержание внутриквартирного оборудования, в том числе, радиаторов отопления жилого помещения. При этом, нарушений качества предоставления коммунальной услуги по отоплению либо перерывов в предоставление данной коммунальной услуги, допущенных истцом до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, равно как и нарушений температурного режима в жилом помещении ответчиков, в рассматриваемый период времени не установлено, доказательств тому в материалах дела не имеется и на данные обстоятельства ответчик ФИО3 не ссылалась.
Кроме того, нежилое помещение № в <адрес> города Вилючинска является неотъемлемой частью многоквартирного жилого дома.
Согласно п. 1 ст. 290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Инженерное оборудование и инженерные сети, в том числе и тепловые сети, и приборы центрального отопления, находящиеся в многоквартирных жилых домах, и предназначенные для их обслуживания, являются сложными инженерными сооружениями, нуждающимися в постоянном специализированном обслуживании, поскольку какие-либо повреждения и неисправности указанных сетей могут привести к серьезным негативным последствиям для неограниченного круга физических лиц.
Как следует из п.п. «в,е» п. 35 Правил № 354, потребитель не вправе: самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом; несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Подпункт «в» п. 53 ранее действующих Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 также запрещал потребителю вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В соответствии с положением п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, поскольку радиаторы отопления являются оборудованием, составляющим инженерно-техническую систему отопления многоквартирного дома, предусмотренную проектной документацией, действия по их изъятию и нарушению целостности данной системы посредством демонтажа обогревающих элементов, следует относить к переустройству (переоборудованию) жилого помещения, которое проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
Из требований действующего жилищного законодательства в совокупности с вышеприведенными положениями Правил № 354, а также п. 1.7 Постановления Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», следует, что демонтаж обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) в квартирах многоквартирного дома, перевод системы отопления такого жилого помещения на альтернативный источник тепла, в том числе и за счет электроэнергии, а также отказ от услуг центрального отопления, могут быть произведены собственником только после получения разрешения на переустройство жилого помещения в порядке, установленном ст. 26 ЖК РФ, которое может быть выдано только в случае, если данное переустройство (переоборудование) жилого помещения не противоречит требованиям действующего жилищного законодательства.
В порядке п. 1 ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Согласно сообщению администрации Вилючинского городского округа ЗАТО г. Вилючинска № 28 от 02 февраля 2018 года в администрации Вилючинского городского округа отсутствуют документы о согласовании переустройства системы отопления и реконструкции помещения № в <адрес> города Вилючинска (л.д. 147). В техническом паспорте на нежилое помещение, представленном стороной ответчика, вид отопления помещения указан, как «центральное» (л.д. 131). Из доводов ходатайства истца МУП «ГТВС» № 227 от 02 марта 2018 года (л.д. 150-151) усматривается, что документы, подтверждающие переустройство (перепланировку) и перепланировку (переоборудование) жилого помещения в части общедомового оборудования радиаторов отопления на альтернативное отопление, ответчиком истцу не предоставлялись.
Каких либо доказательств того, что ответчиком ФИО3 в установленном законом порядке было произведено согласование переустройства (демонтажа) внутренней системы отопления ее нежилого помещения, также как и доказательств того, что в настоящее время помещение действительно обогревается электрическими обогревателями и тепловой завесой, что стояки отопления изолированы для предотвращения теплоотдачи, стороной ответчика суду в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, не добыто таких доказательств и при рассмотрении дела по существу.
При установленных судом обстоятельствах, принимая во внимание, что ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о проведении переустройства своего нежилого помещения с соблюдением требований законодательства по согласованию и на основании решения органа местного самоуправления, равно как и не представлено доказательств предоставления по вине истца коммунальной услуги по отоплению ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, суд приходит к выводу, что у истца не имеется оснований для перерасчета ответчику платы за отопление жилого помещения, поскольку само по себе отсутствие внутри жилого помещения ответчика радиаторов отопления не свидетельствует о том, что услуга по отоплению ее нежилого помещения по вине истца не предоставлялась либо предоставлялась ненадлежащего качества. В свою очередь поставка тепловой энергии в нежилое помещение подтверждается тем, что оно находится в многоквартирном жилом доме, в связи с чем помещение отапливается из общей системы отопления жилого дома, в частности за счет смежных помещений того же дома.
На основании вышеизложенного, с учетом применения последствий пропуска истцом срока исковой давности, установив, что коммунальные услуги по отоплению истцом по нежилому помещению, расположенному по адресу: город Вилючинск, <адрес>, в период с 01 августа 2014 года по 30 сентября 2015 года предоставлялись, ответчик ФИО3 являясь собственником указанного нежилого помещения и как следствие потребителем предоставляемой истцом коммунальной услуги отопление, вместе с тем предоставленную данную услугу в полном объеме не оплачивала, суд приходит к выводу, что исковые требования МУП «ГТВС» о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные коммунальные услуги подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Как установлено ст. 88 ГПК РФ государственная пошлина относится к судебным расходам.
При подаче иска в суд, истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4 476 рублей 91 копейка, что подтверждено документально (л.д. 7-9).
Исходя из установленного п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размера государственной пошлины, подлежащей уплате исходя из первоначально заявленной цены иска, учитывая, что исковые требования истца удовлетворены частично, а именно в размере 58 782 рублей 60 копеек, что составляет 35,88% от цены заявленного иска, судебные расходы, понесенные истцом в связи с оплатой государственной пошлины, подлежат взысканию с ответчика, пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в размере 1 606 рубля 36 копеек (4476,91/100 х 35,88).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа к ФИО3 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 в пользу муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01 августа 2014 года по 30 сентября 2015 года в размере 58 782 рублей 60 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 606 рублей 36 копеек, а всего взыскать 60 388 рублей 96 копеек.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия «Городское тепловодоснабжение» Вилючинского городского округа к ФИО3 о взыскании задолженности за коммунальные услуги за период с 01 октября 2012 года по 31 июля 2014 года в размере 105 062 рублей 65 копеек отказать за пропуском срока исковой давности.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2018 года.
Судья Е.В. Мунгалова