ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2021 от 18.02.2021 Подпорожского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2-39/2021

УИД 47RS0013-01-2020-000834-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

« 18 » февраля 2021 года г. Подпорожье

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Синявиной О.Н.,

при секретаре Егоровой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к индивидуальному предпринимателю Буюклян Анне Юрьевне о признании действий в отношении неопределённого круга потребителей противоправными, об обязании прекратить нарушение прав потребителей,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Буюклян А.Ю., ссылаясь на то, что 17 сентября 2020 года в ходе внеплановой проверки, проведённой на основании постановления Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» от 13 марта 2020 года в рамках Совета по защите прав потребителей на территории Подпорожского муниципального района совместно с представителем Администрации МО «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», установлено, что в торговом зале магазина <данные изъяты> ИП Буюклян A.Ю. по адресу: <адрес> в реализации находились табачные изделия без маркировки средствами идентификации согласно мобильному приложению «Честный знак» в количестве 21 пачка на сумму <данные изъяты>., а именно: LD – 3 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; LD – 2 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; Петр 1 – 2 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; Winston – 1 пачка по цене <данные изъяты>; LM – 3 пачки по <данные изъяты> за пачку; Bond – 10 пачек по цене <данные изъяты> за пачку. С 1 июля 2020 года все табачные изделия должны быть промаркированы кодом Data Matrix. Реализация сигарет без маркировки и регистрации их в системе «Честный знак» запрещена.

С учётом уточнения исковых требований истец просит признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю. в отношении неопределённого круга потребителей, выраженные в невыполнении п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в части отсутствия возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре, по причине реализации табачной продукции немаркированной средствами идентификации; обязать индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю. прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга потребителей, выраженные в невыполнении п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в части реализации табачной продукции немаркированной средствами идентификации в виде двухмерного штрихового кода в формате DataMatrix; обязать индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю. в соответствии с п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» реализовать табачную продукцию маркированной средствами идентификации, в виде двухмерного штрихового кода в формате DataMatrix в магазине <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>; обязать индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю. в случае удовлетворения исковых требований довести до сведения потребителей решение суда по данному делу в установленный судом срок через средства массовой информации Подпорожского района Ленинградской области согласно ст.46 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года №2300-1.

Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, ответчик индивидуальный предприниматель Буюклян А.Ю., извещённые надлежащим образом о времени и месте разбирательства, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщили, не просили об отложении разбирательства дела. Суд на основании ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие истца и ответчика.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из положений ч.1 ст.46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределённого круга потребителей.

В соответствии с п.1 ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

На основании п.1 ст.8 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Согласно п.1 ст.10 указанного Закона Российской Федерации изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» установлено, что на территории Российской Федерации оборот не маркированных средствами идентификации сигарет (код по классификатору 12.00.11.130, код по товарной номенклатуре ) и папирос (код по классификатору 12.00.11.140, код по товарной номенклатуре ) допускается до 1 июля 2020 г., а табачной продукции, указанной в разделе II приложения к Правилам, утверждённым настоящим постановлением, допускается до 1 июля 2021 г.

Статьёй 18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» установлено следующее:

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учёта производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Союза, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия или никотинсодержащая продукция, их уничтожение в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2.1. Учёт производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учёта, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством Российской Федерации.

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

3.1. Запрещается перемещение по территории Российской Федерации физическими лицами табачной продукции и табачных изделий, не маркированных специальными (акцизными) марками в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе продукции, являющейся товаром Союза, за исключением перемещения по территории Российской Федерации физическими лицами, достигшими возраста восемнадцати лет, указанных табачной продукции и табачных изделий в количестве не более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 граммов табака, или указанных табачных изделий в ассортименте общим весом не более 250 граммов на одного человека.

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации.

Как определено в ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»,

1. В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.

2. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:

которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;

которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;

в отношении которых установлен факт фальсификации;

в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;

которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

которые не имеют товаросопроводительных документов.

3. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

4. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах четвертом – седьмом пункта 2 настоящей статьи, признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ответчик Буюклян А.Ю. является индивидуальным предпринимателем в сфере розничной торговли преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (л.д.21-23).

Из материалов дела следует, что 17 сентября 2020 года Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области проведена проверка магазина <данные изъяты> индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю., в ходе которой установлено, что в указанном магазине осуществлялась реализация табачных изделий: LD – 3 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; LD – 2 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; Петр 1 – 2 пачки по цене <данные изъяты> за пачку; Winston – 1 пачка по цене <данные изъяты>; LM – 3 пачки по <данные изъяты> за пачку; Bond – 10 пачек по цене <данные изъяты> за пачку без маркировки средствами идентификации согласно мобильному приложению «Честный знак» (л.д.12-16, 18-20, 24-25).

Таким образом, противоправные действия индивидуального предпринимателя Буюклян А.Ю., нарушающие права неопределённого круга потребителей, подтверждаются имеющимися в деле доказательствами.

Ответчиком не представлено достаточных и допустимых доказательств тому, что на момент предъявления исковых требований ею были устранены все установленные Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области нарушения прав потребителей.

При таких обстоятельствах исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области к индивидуальному предпринимателю Буюклян А.Ю. подлежат удовлетворению.

В силу п.2 ст.46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределённого круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Соответствующие разъяснения приведены в п.53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

С учётом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу довести данное решение суда до сведения потребителей через средство массовой информации.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку сторона истца освобождена от уплаты госпошлины, с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области к индивидуальному предпринимателю Буюклян Анне Юрьевне удовлетворить.

Признать противоправными действия индивидуального предпринимателя Буюклян Анны Юрьевны в отношении неопределённого круга потребителей, выраженные в невыполнении п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в части отсутствия возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре, по причине реализации табачной продукции немаркированной средствами идентификации.

Обязать индивидуального предпринимателя Буюклян Анну Юрьевну прекратить противоправные действия в отношении неопределённого круга потребителей, выраженные в невыполнении п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в части реализации табачной продукции немаркированной средствами идентификации в виде двухмерного штрихового кода в формате DataMatrix.

Обязать индивидуального предпринимателя Буюклян Анну Юрьевну в соответствии с п.10 постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 года №224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», ст.18 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», ст.3 Федерального закона от 2 января 2000 года №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ст.ст.8, 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» реализовать табачную продукцию маркированной средствами идентификации, в виде двухмерного штрихового кода в формате DataMatrix в магазине <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Буюклян Анны Юрьевны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб. 00 коп.

Обязать индивидуального предпринимателя Буюклян Анну Юрьевну в месячный срок со дня вступления решения в законную силу довести данное решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий О.Н. Синявина

Решение в окончательной форме изготовлено 24 февраля 2021 года.