УИД 49RS0006-01-2022-000072-85 Дело №2-39/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Сусуман «18» марта 2022 года
Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Новикова Е.В.,
при помощнике судьи Колосок Ю.А.,
с участием представителя истца - заместителя прокурора Сусуманского района Труфанова К.В.,
представителя ответчика администрации Сусуманского городского округа - ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сусуманского районного суда Магаданской области, расположенного по адресу: <...> гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусуманского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа о понуждению к устранению нарушений федерального законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Сусуманского городского округа о возложении обязанности в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать осуществление перевозок «Сусуман-Холодный-Сусуман», «Сусуман-Широкий-Сусуман» и «Сусуман-Мяунджа-Сусуман», указав в обоснование иска следующее.
В соответствии с положениями п. 5, 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об органах местного самоуправления), ч. 1 ст. 11, ч. 1 и 2 ст. 14, ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон об организации перевозок), п. 7 ч. 1 ст. 5 Устава Сусуманского городского округа, принятого решением Собрания представителей Сусуманского городского округа от 6 ноября 2015 года №17 (далее – Устав), п. 3.1 Социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденного распоряжением Минтранса России от 31.01.2017 №НА-19-р (далее - Стандарт), обязанность по организации транспортного обслуживания населения в силу положений действующего законодательства возложена на администрацию Сусуманского городского округа. Прокуратурой Сусуманского района в ходе проверки исполнения требований законодательства о дорожной деятельности, установлено, что постановлением администрации Сусуманского городского округа от 30.08.2016 года №481 утверждены схемы маршрутной сети регулярных перевозок на территории данного округа, среди которых установлены маршруты: №200 «Сусуман-Холодный-Сусуман»; №300 «Сусуман-Широкий-Сусуман» и №500 «Сусуман-Мяунджа-Сусуман». Вместе с тем, транспортное обслуживание граждан проживающих в поселках Холодный, Мяунджа и Широкий, не организовано, перевозки по указанным маршрутам не осуществляются. Отсутствие регулярного транспортного обслуживания населения, нарушает права неограниченного круга лиц, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения, расположенных в г. Сусумане, а также право на свободу передвижения. В связи с выявленными нарушениями 23.07.2021 года прокурором в адрес главы Сусуманского городского округа внесено представление, которое 31.08.2021 года было рассмотрено, однако действенных мер по устранению выявленных нарушений ответчиком принято не было.
В судебном заседании заместитель прокурора Сусуманского района Труфанов К.В. иск поддержал по изложенным в нём основаниям и просил заявленные требования удовлетворить в полном объёме, полагая, что ответчик самостоятельно в рамках закона может определить каким образом организовать осуществление перевозок, путем проведения соответствующего конкурса и в случае невозможности заключения договора, путем образования муниципального унитарного предприятия, либо иным законным способом и прокурор в данном случае не вправе требовать с ответчика определить какой-то только один способ организации осуществления перевозок. Срок, в течение которого ответчик должен выполнить возложенную на него законом обязанность, а именно 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, полагает достаточным для этого.
Представитель ответчика, администрации Сусуманского городского округа – ФИО1, указала, что действительно на ответчике лежит обязанность организовать осуществление перевозок по указанным маршрутам, однако прокурором не указан способ организации осуществления перевозок населения по муниципальным маршрутам и поэтому в случае удовлетворения иска исполнить требования, сформулированные прокурором в иске, сложно. Кроме того, 2 месячный срок, в течение которого должны быть исполнены исковые требования является недостаточным, поскольку для их исполнения необходимо: организовать и провести в установленном порядке конкурс на осуществление перевозок; определить регулируемые тарифы, которые устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ; получить свидетельство об осуществлении перевозок и карты соответствующих маршрутов; получить лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Также представитель ответчика пояснила, что в реестр муниципальных маршрутов Сусуманского городского округа изменения не вносились, после того как в 2021 году прокурором было внесено представление и до настоящего времени конкурс на осуществление перевозок не проводился. Перевозки по указанным маршрутам не осуществляются, администрацией самостоятельно закуплены 3 автобуса, которые могут использоваться при осуществлении перевозок по указанным маршрутам, в настоящее время проводится их документальная и техническая подготовка для работы по маршрутам. После того как поступил иск, администрация начала проводить работу по проведению конкурса на осуществление перевозок. Конкурс будет объявлен в ближайшие дни, но скорей всего он не состоится ввиду отсутствия желающих, на участие в нём. То есть ответчику понятно каким способом должна быть организована перевозка по маршрутам, в соответствии с требованиями действующего законодательства. В случае если конкурс состоится и по его итогам будет определена организация которая будет осуществлять перевозки, возможно требования прокурора и могут быть исполнены в 2-х месячный срок. Если же конкурс не состоится из-за отсутствия участников, то выполнить требования прокурора в указанный срок будет невозможно.
Заслушав стороны, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Устава в состав территории муниципального образования "Сусуманский городской округ" входят в том числе такие населенные пункты как город Сусуман, поселок Холодный, поселок Широкий, поселок Мяунджа.
Согласно пунктов 5, 7 части 1 статьи 16 Закона об органах местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая организацию дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа. Эти же вопросы местного значения перечислены в пунктах 5 и 7 части 1 статьи 5 Устава.
Администрация Сусуманского городского округа является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования "Сусуманский городской округ", осуществляющим полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия, переданные органам местного самоуправления Сусуманского городского округа федеральными законами и законами Магаданской области. В целях решения вопросов, отнесенных к компетенции администрации, администрация наделена правом реализации исполнительно-распорядительных полномочий, в соответствии с действующим законодательством (часть 1 статьи 37 Устава и пункт 18 части 2 этой же статьи).
Согласно части 1 статьи 11, частей 1 и 2 статьи 12 Закона об организации перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа. Порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, устанавливается, с учетом положений настоящего Федерального закона, в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципальными нормативными правовыми актами. При этом муниципальный маршрут регулярных перевозок, считается установленным со дня включения сведений о данном маршруте в реестр соответствующих маршрутов регулярных перевозок.
В целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам (часть 1 статьи 14 Закона об организации перевозок).
Согласно п. 3.1 Стандарта, доступностью транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом является характеристика качества транспортного обслуживания населения, выраженная в наличии возможности получения населением услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок.
Во исполнение вышеуказанных требований закона, администрацией Сусуманского городского округа, в целях организации регулярных автобусных перевозок пассажиров в границах округа, утвержден порядок организации данных перевозок по муниципальным маршрутам в границах Сусуманского городского округа и администрация округа определена как уполномоченный орган на осуществление функций по организации данных перевозок (Постановление №220 от 26.04.2016 года).
Постановлением администрации Сусуманского городского округа №258 от 13.05.2016 года утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в границах Сусуманского городского округа, согласно которого в данный реестр включены в том числе маршруты по регулируемым тарифам: №200 по маршруту Сусуман-Холодный-Сусуман; №300 по маршруту Сусуман-Широкий-Сусуман и №500 по маршруту Сусуман-Мяунджа-Сусуман.
Также постановлением администрации Сусуманского городского округа №481 от 30.08.2016 года утверждена схема маршрутной сети регулярных перевозок на территории Сусуманского городского округа, в том числе вышеуказанных маршрутов.
В ходе проведенной в июле 2021 года, прокуратурой Сусуманского района проверки исполнения требований законодательства о дорожной деятельности, было установлено, что регулярные перевозки по муниципальным маршрутам №200 «Сусуман-Холодный-Сусуман»; №300 «Сусуман-Широкий-Сусуман» и №500 «Сусуман-Мяунджа-Сусуман», администрацией Сусуманского городского округа не организованы, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих на территории Сусуманского городского округа, на передвижение по данным маршрутам. По данному факту прокурором было внесено представление от 23.07.2021 года №172п-07-01-2021 об устранении выявленного нарушения. 31.08.2021 года прокурору был дан ответ администрацией Сусуманского городского округа о принятии мер по устранению данных нарушений, путем направления обращений как губернатору, так и иные органы исполнительной власти Магаданской области, а также социальным партнерам с просьбой приобрести и передать в муниципальную собственность транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров. Однако в ходе проведения повторной проверки 15.02.2022 года прокурором Сусуманского района исполнения ответчиком требований законодательства о дорожной деятельности, было установлено, что транспортное обслуживание граждан, проживающих в поселках Холодный, Мяунджа, Широкий, не организовано, перевозки по установленным регулярным маршрутам, не осуществляются.
Согласно части 2 статьи 14 Закона об организации перевозок, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления либо муниципальным заказчиком муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
Каких-либо доказательств, указывающих на то, что администрацией Сусуманского городского округа, принимались меры по заключению муниципальных контрактов на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам №200 «Сусуман-Холодный-Сусуман»; №300 «Сусуман-Широкий-Сусуман» и №500 «Сусуман-Мяунджа-Сусуман», в порядке, установленном частью 2 статьи 14 Закона об организации перевозок, в материалах дела не содержится и ответчиком суду не представлено. При этом, как следует из объяснения и.о. главы администрации Сусуманского городского округа, данного 17.03.2022 года прокурору, в собственности МКУ «Техцентр» имеется 3 автобуса для организации перевозок граждан по регулируемым маршрутам. Данные автобусы получены 15.02.2022, прошли техосмотр и в настоящее время проводится постановка техники на учет. В 2021 году аукционы (торги) на право заключения муниципальных контрактов об организации перевозок по регулируемым маршрутам не проводились. 22-23 марта 2022 года запланировано размещение закупки на заключение указанных контрактов в региональной системе в сфере закупок Магаданской области.
Таким образом, с учетом того, что администрация Сусуманского городского округа, являющаяся уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, не обеспечило, в порядке предусмотренном частью 2 статьи 14 Закона об организации перевозок, осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам №200 «Сусуман-Холодный-Сусуман», №300 «Сусуман-Широкий-Сусуман» и №500 «Сусуман-Мяунджа-Сусуман», включенным в реестр соответствующих маршрутов, ввиду чего отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей указанных населенных пунктов с г. Сусуманом, с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра, свидетельствует о нарушении прав граждан, поскольку создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административного-делового, культурно-развлекательного и иного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом доводы ответчика, о том, что не указание прокурором способа организации осуществления перевозок делает затруднительным исполнение решения суда, носит голословный характер и опровергается как пояснениями самого представителя ответчика, так и объяснением и.о. главы администрации Сусуманского городского округа из которых следует, что ответчику известен способ исполнения указанной обязанности, изложенный в Законе об организации перевозок и ответчик уже начал предпринимать меры по её исполнению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом объема работ необходимых произвести ответчику для исполнения решения суда, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения решения суда, как и было заявлено истцом, в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным. Ссылки ответчика о том, что для исполнения решения потребуется больший период времени, судом во внимание не принимаются, поскольку носят предположительный характер. Как следует из пояснений представителя ответчика, в случае если конкурс состоится, у ответчика возможно будет достаточно времени для исполнения решения суда. При этом суд учитывает также то, что у ответчика, в соответствии со статьей 434 ГПК РФ, имеется возможность, в случае возникновения в дальнейшем обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения суда поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке его исполнения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сусуманского городского округа о понуждению к устранению нарушений федерального законодательства, – удовлетворить.
Возложить на администрацию Сусуманского городского округа, обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, организовать осуществление перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах Сусуманского городского округа: маршрут №200 «Сусуман-Холодный-Сусуман»; маршрут №300 «Сусуман-Широкий-Сусуман» и маршрут №500 «Сусуман-Мяунджа-Сусуман».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Сусуманский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Новиков
Мотивированное решение изготовлено 21 марта 2022 года.