ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2022 от 19.01.2022 Зареченского городского суда (Пензенская область)

Дело №2-39/2022 (2-954/2021)

УИД: 58RS0009-01-2021-003957-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 января 2022 года г. Заречный

Зареченский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Шандрина Р.В.,

при секретаре Грузд И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лыженковой Л.П. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №226» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании денежных средств за время вынужденного простоя, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Лыженкова Л.П. обратилась в суд с названным иском к МБОУ «СОШ №226», ссылаясь на то, что с 1994 года, она работает учителем начальных классов.

Условия труда истца определены трудовым договором №83 от 31.12.2009 года (с последующими изменениями) и должностной инструкцией.

В соответствии с приказом Депертамента образования г. Заречного Пензенской области от 01.03.2011 года, директором МОУ «СОШ №226» назначена К.С.А.

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 14.10.2021 года №124 ахд было организовано проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в школе.

15.10.2021 года директором МБОУ «СОШ №226» было издано уведомление об отстранении от работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в связи с тем, что работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. С данным уведомлением Лыженкова Л.П. была ознакомлена 18.10.2021 года под роспись.

В соответствии с содержанием акта от 09.11.2021 года, Лыженкова Л.П. от написания заявления об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отказалась.

На основании направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, Лыженковой Л.П. был предоставлен медицинский отвод от вакцинации на период с 27.10.2021 по 09.11.2021 года.

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 09.11.2021 года №406к Лыженкова Л.П. была отстранена от работы с 10.11.2021 года и до момента ее прохождения вакцинации или издания Главным государственным санитарным врачом Пензенской области постановления об окончании периода эпидемиологического неблагополучия в регионе. Отстранение было осуществлено без начисления заработной платы.

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 08.12.2021 №461к, на основании представленной справки о медицинском отводе от вакцинации против COVID-19 (на период с 08.12.2021 по 08.01.2022) Лыженкова Л.П. была допущена к работе с 09.12.2021 года с начислением заработной платы.

В настоящее время, Лыженкова Л.П. исполняет ее трудовые обязанности, поскольку ею представлена справка о наличии медицинского отвода от вакцины с 09.01.2022 по 08.02.2022 года.

Вместе с тем, Лыженкова Л.П. считает приказ об отстранении ее от работы от 09.11.2021 года №406к незаконным, поскольку он нарушает ее конституционные права человека и гражданина, а также нормы трудового законодательства. Никакого отношения вакцинация, носящая добровольный характер, не имеет к деловым качествам работника. Кроме того, при осуществлении иммунопрофилактики, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок. Поскольку так называемая вакцина находится на стадии клинических испытаний, а законные правомочия работодателя по отстранению Лыженковой Л.П. отсутствуют, учитывая нормы Конституции Российской Федерации, нормы Трудового кодекса Российской Федерации, а также содержание ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Лыженкова Л.П. просит суд признать приказ от 09.11.2021 года №406к об отстранении от работы незаконным и взыскать с МБОУ «СОШ №226» Пензенской области г. Заречного денежные средства в размере 30279 рублей за период вынужденного простоя с 10.11.2021 по 08.12.2021 года, вызванного вынесением незаконного приказа об отстранении. Также просила взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец Лыженкова Л.П. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

В судебном заседании директор МБОУ «СОШ №226» - К.С.А., как лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, с заявленными требованиями на согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, приходит к следующему.

Согласно пунктам«ж» и «з» части 1 статьи 72, частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац 8 названной статьи).

Положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 323-ФЗ) установлено, что основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путём осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункт 8 статьи 4, пункты 2, 3 статьи 12).

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон № 157-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4 названного закона, государственная политика в области иммунопрофилактики направлена на предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней.

В соответствии со ст. 5 этого же закона, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок, однако отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе,отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.Переченьработ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», установлено (пункт 12), что работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

Решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января
2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года№ 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесён ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденныхпостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).

Постановлением Губернатора Пензенской области от 16 марта
2020 года № 27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области»в связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 16 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Пензенской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области; установлен региональный уровень реагирования.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируютсяФедеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (статья 4) (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Федеральным законом № 52-ФЗ предусмотрено, что под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (абзац 14 статьи 1).

В силу статьи 29 названного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).

Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 1 статьи 49 Федерального закона № 52).

Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьёй 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52).

Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, утверждённого приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 731, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области (далее - Управление), осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

В силу пункта 8.34.3 названного положения, Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федеральной службы. Руководитель Управления является Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области (пункты 10, 11 указанного выше Положения).

7 октября 2021 года Главным государственным врачом по Пензенской области после анализа эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в Пензенской области, расцененной как неблагополучная, в целях усиления мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции среди населения Пензенской области, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ
«О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения», статьей 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ
«Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта
2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 4
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686-21 Санитарные правила и нормы...») вынесено постановление № 3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям».

Названный нормативный правовой акт вынесен в форме постановления, подписанного Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В., назначенным на должность приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Поповой А.Ю. от 14 декабря 2015 года № 87-л/о, с установлением срока служебного контракта приказом того же лица от 6 сентября 2019 года № 561-л/о, 7 октября 2021 годаразмещен на официальном сайте Управления 58.rospotrebnadzor.ru, а также на интернет-портале «Российской газеты», то есть доведен до сведения населения.

Вносимые в оспариваемый нормативный правовой акт изменения также приняты в форме постановлений, подписанных Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В. от 13 октября 2021 года № 4, от 29 октября 2021 года № 5, от 17 ноября 2021 года № 6, от 24 ноября 2021 года № 7, опубликованных на официальном сайте органа в день их принятия, и размещённых на интернет-портале «Российской газеты».

Принятию указанного постановления предшествовало направление Главным государственным врачом по Пензенской области Перекусихиным М.В. в адрес врио заместителя Председателя Правительства – Министра здравоохранения Пензенской области Космачева В.В., Губернатора Пензенской области – Председателя оперативного штаба при Губернаторе Пензенской области по предупреждению завоза и распространения коронавирусной инфекции на территории Пензенской области Мельниченко О.В. перечня групп граждан повышенного риска инфицирования, в отношении которого предлагалось введение процедуры обязательной вакцинации против COVID-19. Возражений против принятия названных мер не поступило.

Таким образом, данный нормативный правовой акт с учетом внесенных в него изменений издан Главным государственным санитарным врачом по Пензенской области в пределах компетенции, установленной приведенными выше нормами федерального законодательства, подписан надлежащим должностным лицом, принят с соблюдением формы (вида), процедуры принятия, без нарушения правил введения в действие, в том числе порядка его опубликования и вступления в силу.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона № 52-ФЗпрофилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В статье 1 Федерального закона № 157-ФЗ дано понятие профилактических прививок - введение в организм человека иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в целях создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.

Указанным выше законом предусмотрено два вида профилактических прививок: профилактические прививки, проводимые в рамках национального календаря, и профилактически прививки по эпидемическим показаниям (статьи 1, 9, 10).

В силу статьи 10 названного закона профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н утверждён национальный календарь профилактических прививок, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядок проведения профилактических прививок (далее также – приказ Минздрава России № 125н).

9 декабря 2020 года приказом того же органа исполнительной власти № 1307н календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям был дополнен прививкой против коронавирусной инфекции SARS-CoV-2.

Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям в действующей редакции установлены категории граждан, подлежащие обязательной вакцинации, с установлением приоритетов.

К приоритету 1-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолёгочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Порядок проведения гражданам профилактических прививок в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям дополнен пунктом 8 следующего содержания: с учетом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона
№ 157-ФЗ).

При этом согласно пункту 6 части 1 статьи 1 Федерального закона
№ 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Анализ приведенных положений закона позволяет прийти к выводу о том, что главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации наряду с принятием решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям для категорий граждан, определенных в календарепрофилактических прививок по эпидемическим показаниям, вправе, исходя из эпидемической ситуации в регионе, определять группы граждан для проведения им профилактических прививок, которые отражаются в мотивированном постановлении.

Преамбула оспариваемого постановления содержитсведения об анализе эпидемиологической ситуации в Пензенской области по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), которая расценена как неблагополучная.

Судом установлено, что Лыженкова Л.П. с 1994 года, работает учителем начальных классов в МОУ (МБОУ) «СОШ №226». Данное обстоятельство усматривается из представленной копии трудовой книжки истца (л.д. 13-15).

Условия труда истца определены трудовым договором №83 от 31.12.2009 года (с последующими изменениями) (л.д. 11-12) и должностной инструкцией (л.д. 16-21).

В соответствии с приказом Депертамента образования г. Заречного Пензенской области от 01.03.2011 года, директором МОУ «СОШ №226» назначена К.С.А. (л.д. 57).

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 14.10.2021 года №124 ахд было организовано проведение профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в школе (л.д. 60-61).

15.10.2021 года директором МБОУ «СОШ №226» было издано уведомление об отстранении от работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 в связи с тем, что работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. С данным уведомлением Лыженкова Л.П. была ознакомлена 18.10.2021 года под роспись (л.д. 62).

В соответствии с содержанием акта от 09.11.2021 года, Лыженкова Л.П. от написания заявления об отказе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отказалась (л.д. 63).

На основании направления на консультацию и во вспомогательные кабинеты, Лыженковой Л.П. был предоставлен медицинский отвод от вакцинации на период с 27.10.2021 по 09.11.2021 года (л.д. 64).

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 09.11.2021 года №406к (л.д. 65)Лыженкова Л.П. была отстранена от работы с 10.11.2021 года и до момента ее прохождения вакцинации или издания Главным государственным санитарным врачом Пензенской области постановления об окончании периода эпидемиологического неблагополучия в регионе. Отстранение было осуществлено без начисления заработной платы. Данный приказ и является предметом оспаривания истца.

Приказом директора МБОУ «СОШ №226» от 08.12.2021 №461к, на основании представленной справки о медицинском отводе от вакцинации против COVID-19 (на период с 08.12.2021 по 08.01.2022 – л.д. 66) Лыженкова Л.П. была допущена к работе с 09.12.2021 года с начислением заработной платы (л.д. 67).

В настоящее время, Лыженкова Л.П. исполняет свои трудовые обязанности, поскольку ею представлена справка о наличии медицинского отвода от вакцины с 09.01.2022 по 08.02.2022 года (л.д. 71).

Данные обстоятельства установлены судом, следуют из материалов дела и сторонами не оспариваются.

Так, всесторонне исследовав обстоятельства настоящего дела, а также представленные сторонами доказательства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из следующего.

Как было указано выше, решением Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), присвоен уровень международной опасности, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года№ 715, был дополнен пунктом 16 – коронавирусная инфекция (2019-nCoV).

Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее также - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2), который в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности (пункт 1.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденныхпостановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года № 15).

Таким образом, коронавирусная инфекция является заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Данная позиция также отражена в решениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.04.2021 № АКПИ21-77; от 15.04.2021 № АКПИ21-77; решении Верховного Суда РФ от 22.10.2020 № АКПИ20-536.

Неблагополучная эпидемиологическая обстановка объявлена пандемией.

Вышеназванными нормами права установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в числе прочего, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Под организацией и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

В связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой в Пензенской области, вызванной продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с требованиями названных законов «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приказа «об утверждении национального календаря профилактических прививок», нормами ст. 76 ТК РФ, ответчиком было издано уведомление об отстранении от работы тех работников, которые в срок до 01.11.2021 года не пройдут вакцинацию первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, а до 01.12.2021 года – вторым компонентом вакцины, прошедшим государственную регистрацию в Российской Федерации. С данным уведомлением Лыженкова Л.П. была ознакомлена лично под роспись 18.10.2021 года. Впоследствии она была отстранена от работы оспариваемым приказом от 09.11.2021 года как лицо, не прошедшее вакцинацию, трудовая деятельность которого, в силу закона, связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Данный приказ об отстранении от работы №406к от 09.11.2021 года суд считает законным и не нарушающим прав сторон исходя из следующего.

Так, статьей 76 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в том числе в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ст. 5) отсутствие профилактических прививок влечет для граждан отказ в приеме на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», установлено (пункт 12), что работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность связаны с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требуют обязательного проведения профилактических прививок.

Таким образом, судом установлено, что Лыженкова Л.П., являясь учителем начальных классов в МБОУ «СОШ №226», является работником организации, поименованной в вышеназванном списке организаций, работа в которых связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. При указанных обстоятельствах, учитывая вышеназванные нормы права, прохождение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции для Лыженковой Л.П., в случае непосредственного осуществления ею трудовой деятельности в МБОУ «СОШ №226» является обязательным в силу закона.

Следует также отметить, что для лиц, в том числе работодателей, действующих в нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, а в соответствии со статьей 236 УК РФ – уголовная.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности действий ответчика по отстранению от работы Лыженковой Л.П.

Доводы истца о том, что на момент отстранения от работы она должна была получить медицинский отвод от прививки судом отклоняется, как не подтвержденный доказательствами.

Довод истца о том, что она, как работник, может заразиться коронавируснойинфекцией будучи привитой, судом отклоняется, поскольку обсуждение данного обстоятельства не входит в компетенцию суда в связи с тем, что такое утверждение истца основано лишь на предположении которое не имеет отношения к рассмотрению настоящего дела.

Довод истца о том, что граждане вправе отказаться от профилактических прививок и работодатель не вправе заставлять делать прививки - судом учтен и ему дана правовая оценка, изложенная выше с указанием на последствия такого отказа.

Довод Лыженковой Л.П. о том, что она подверглась дискриминации в сфере труда – судом также отклоняется, как не нашедший обоснованного подтверждения.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, приказ об отстранении от работы №406к от 09.11.2021 года суд считает законным и обоснованным и приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска, в том числе, в части требований о взыскании денежной компенсации в размере 30279 рублей за вынужденный простой за период с 10.11.2021 по 08.12.2021 год и компенсации морального вреда - как следствие и в связи с тем, что требования являются производными.

Следует также отметить, что в настоящее время Лыженкова Л.П. допущена к работе, поскольку ею представлен медицинский документ, предоставляющий освобождение от вакцинации на период с 09.01.2022 по 08.02.2022. За более ранний период, а именно с 08.12.2021 по 08.01.2022 Лыженковой Л.П. также был предоставлен медицинский документ о противопоказаниях к прививке от коронавируса, однако истец была незамедлительно восстановлена на работе. Поскольку медицинского документа, подтверждающего противопоказания к вакцинации от коронавирусной инфекции за период с 10.11.2021 по 08.12.2021 года Лыженковой Л.П. представлено не было, хотя получение такого документа носит заявительный характер и зависит от волеизъявления заинтересованного лица, а в частности истца, работодатель правомерно отстранил Лыженкову Л.П. от работы.

Руководствуясь ст. ст. 12, 193-199, ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Лыженковой Л.П. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №226» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании денежных средств за время вынужденного простоя, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Зареченский городской суд Пензенской области в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 20 января 2022 года.

Судья Р.В. Шандрин