ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2022 от 22.03.2022 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 марта 2022 года пгт. Таксимо

Муйский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Будаевой В.М., при секретаре Гулиевой А.И., с участием старшего помощника прокурора Цыбульского И.А., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-39/2022 по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Икибзяк» о возложении обязанности провести поверку и ремонт общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Икибзяк» с требованием о возложении обязанность установить общедомовые приборы учета тепловой энергии в многоквартирных домах пгт. Таксимо. Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Муйского района проверкой соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, а именно в многоквартирных домах не установлены приборы учета тепловой энергии несмотря на наличие технической возможности, работы не проведены, приборы не установлены, что влечет за собой нарушение права неопределенного круга лиц на верный размер платы за потребленную коммунальную услугу по теплоснабжению.

2 марта 2022 г. в ходе судебного разбирательства, истец изменил предмет исковых требований и просил обязать ООО «Икибзяк» в срок до 1 июня 2022 г. провести поверку и ремонт общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах пгт. <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора Муйского района РБ Цыбульский И.А. исковые требования поддержал, привел доводы, указанные в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, суду пояснила, что у прокурора отсутствуют основания для обращения в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, поскольку круг лиц в защиту прав, свобод и законных интересов которых инициирован иск, является определенным и установленным - потребители услуг. Истцом, в нарушении требований гражданско-процессуального законодательства изменен предмет и основание иска, что недопустимо и влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований. Федеральное законодательство об энергосбережении не устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций по проведению поверок и ремонта общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, такая обязанность возложена на собственников помещений. Исключение является лишь обращение собственников и пользователей помещений в МКД с заявлением о заключении договора, регулирующего условия эксплуатации приборов учета тепловой энергии, однако соответствующее заявление не поступало. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Свидетель ФИО4 суду показала, что состоит в должности главного специалиста по муниципальному контролю администрации МО «Муйский район», в ее полномочия также входит контроль в сфере теплоснабжения. 15 февраля 2022 г. было проведено комиссионное обследование спорных МКД в целях установления наличия либо отсутствия технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, ГВС, ХВС. Проверкой установлено, что во всех спорных МКД фактически имеются коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, установленные в 2010 г., однако находятся в неработоспособном состоянии. В администрации района технические документы на приборы учета не сохранились.

Свидетель ФИО5 суду показал, что состоит в должности инженера по приборам учета ООО «Икибзяк», имеет высшее техническое образование, дал пояснения аналогичные показаниям свидетеля ФИО4, дополнил, что во всех спорных МКД установлены коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, ГВС, ХВС, но имеют неполный состав оборудования, в связи с чем необходимо произвести ремонт и доукомплектовать, провести поверку, то есть необходимо произвести техническое обслуживание. В 2010-2011 г.г. администрацией района проводилась компания по установке общедомовых приборов учета в МКД, в которой он принимал непосредственное участие. Однако, в связи с отсутствием технического обслуживания, общедомовые приборы учета пришли в неработоспособное состояние и до настоящего времени ремонтные работы не проведены.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению населению пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия осуществляется ресурсоснабжающей организацией - ООО «Икибзяк» на основании договора концессии в отношении муниципального имущества от 30 июня 2017 г.

В спорных многоквартирных домах решение о выборе способа управления собственниками жилых помещений не реализовано, надлежащее обслуживание общего имущества домов не организовано, администрацией района не определена управляющая организация для управления многоквартирными домами, расположенными на территории пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.

Кроме того, установлено, что в 2010 г. многоквартирные дома, расположенные по адресам: Муйский район, пгт. Таксимо, <адрес>. оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии, ГВС, ХВС.

Однако, общедомовые приборы учета имеют неполный состав оборудования, требуют технического обслуживания и не эксплуатируются, что подтверждается актами комиссионного обследования подвальных помещений и инженерных коммуникаций спорных МКД от 15 февраля 2022 г., показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из пункта 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, "внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в многоквартирном доме при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" собственники помещений в МКД, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного закона (27.11.2009г.), обязаны до 01.07.2012г. обеспечить оснащение таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии и обеспечить ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Согласно части 4 статьи 12 названного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.

Согласно п. 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирных домах, вводу их в эксплуатацию, а также их поверки возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.

Однако, в тех случаях, когда ответчик обязан произвести установку и ввод в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета на МКД на основании требований пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", он производит эти действия за счет средств собственников помещений МКД, а следовательно, в дальнейшем ОДПУ становятся частью общего имущества МКД.

В силу норм действующего законодательства, обязанности по содержанию общедомового имущества МКД, в том числе по проведению поверок коллективных приборов учета, возложены на управляющую организацию, что исключает возложение указанных обязанностей на ресурсоснабжающую организацию.

Поскольку в данном случае не определена управляющая организация для управления спорными многоквартирными домами, то обязанность по содержанию общедомового имущества МКД, куда относятся общедомовые приборы учета, возложена на собственников помещений в многоквартирных домах.

Кроме того, по смыслу закона, участие ресурсоснабжающей организации в установке коллективного прибора учета, не свидетельствуют об отнесении этого имущества к собственности ответчика. При этом, доказательств передачи права собственности на общедомовые приборы учета ответчику, не представлено. Принадлежность приборов учета ООО «Икибзяк» материалами дела не подтверждается. Также, договор с ООО «Икибзяк» на техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии, не заключался.

Таким образом, поскольку коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии установлены в 2010 г. в ходе реализации Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", однако в настоящее время требуют технического обслуживания, в связи с отсутствием управляющей организации, собственники помещений в многоквартирных домах должны принять решение по проведению необходимых ремонтно-восстановительных работ по ремонту и поверке общедомовых приборов учета тепловой энергии, а также введении в повторную коммерческую эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии, либо о замене общедомового имущества и финансировании данных мероприятий, поскольку в случае истечения срока службы теплосчетчиков провести ремонтно-восстановительные работы по ним невозможно, повторной поверке приборы не подлежат.

В связи с тем, что федеральное законодательство об энергосбережении не устанавливает обязанность ресурсоснабжающих организаций по проведению поверок и ремонта общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, то исковые требования прокурора являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Довод ответчика о том, что у прокурора отсутствуют правовые основания для обращения в суд с настоящим иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, является необоснованным, поскольку прокурор обратился с иском в защиту интересов жителей многоквартирных домов, численность которых постоянно меняется, в связи с чем круг лиц является неопределенным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Икибзяк» о возложении обязанности провести поверку и ремонт общедомовых приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Муйский районный суд Республики Бурятия.

Судья Будаева В.М.

Решения суда принято в окончательной форме 28 марта 2022 года.

Судья Будаева В.М.