ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2022 от 25.01.2022 Белоярского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ)

Дело №__

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

_______ .

Белоярский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Лаврова И.В., при секретаре Нензеловой А.Р., с участием ст. помощника прокурора г. Белоярский Петрова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах ФИО1 к акционерному обществу «Югра-Экология» о признании действий по начислению платы за оказание услуги незаконными,

у с т а н о в и л:

Прокурор г. Белоярский обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к акционерному обществу «Югра-Экология» о признании действий по начислению платы за оказание услуги незаконными.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города в связи с поступившим обращением ФИО1 проведена проверка исполнения АО «Югра-Экология» законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Проверкой установлено, что ФИО1 в нарушение закона с августа 2020 года по настоящее время осуществляется начисление платы за твердые коммунальные отходы в связи с наличием у ней на праве собственности гаража.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон об отходах).

Под твердыми коммунальными отходами в ст. 1 Федерального закона об отходах понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона об отходах, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся у физических лиц в жилых помещениях (жилом доме, части жилого дома), а также у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, соответственно, именно на физических лиц, образующих отходы в жилых помещениях, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образующих в процессе своей деятельности отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Кроме того, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.7 Федерального закона об отходах).

В определенных Правительством Российской Федерации случаях объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Так, согласно пп. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

В соответствии с пп. «б» п. 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.

В силу пунктов 5, 6 названных Правил категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

Более того, учитывая, что Федеральным законом об отходах перечень объектов, на которых у потребителей услуги – физических лиц образуются отходы, не определен, такие объекты определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением администрации городского поселения Белоярский Ханты – Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2020 № 134 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский, норматив накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц – собственников объектов гаражного назначения не определен.

В ходе проверки установлено, что расчетно-кассовое обслуживание за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Белоярского района в соответствии с агентским договором №__г от _______ осуществляется ООО «Расчетно-информационный центр».

ООО «Расчетно-информационный центр» на основании направленной _______ АО «Югра-Экология» информации произведено начисление платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1, являющейся собственником объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: , при этом расчет осуществлялся исходя из установленных администрацией городского поселения Белоярский нормативов накопления твердых коммунальных отходов для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражей).

Прокуратурой города указанные выше нарушения выявлены в ходе рассмотрения многочисленных обращений граждан в январе 2021 года, в этой связи в адрес руководителя АО «Югра-Экология» внесено представление об устранении нарушений закона.

Однако, _______ в прокуратуру города поступил ответ АО «Югра-Экология» об отказе в удовлетворении акта прокурорского реагирования.

Таким образом, действия АО «Югра-Экология» по начислению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами противоречат требованиям закона, нарушают права и законные интересы ФИО1

Прокурором заявлены требования признать действия АО «Югра-Экология» по начислению платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1 в связи с наличием у нее в собственности объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: , незаконными; обязать АО «Югра-Экология» прекратить начисление платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1 на объект гаражного назначения, расположенный по адресу: , произвести перерасчет ранее начисленной платы.

Прокурор Петров И.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 5-8).

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён надлежащим образом (л.д. 157), об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён надлежащим образом (л.д. 156), об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, о причинах неявки суд не уведомил, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 35-38).

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ счёл возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон об отходах).

Под твердыми коммунальными отходами в ст. 1 Федерального закона об отходах понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона об отходах собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, твердыми коммунальными отходами являются отходы, образующиеся у физических лиц в жилых помещениях (жилом доме, части жилого дома), а также у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в процессе их деятельности, соответственно, именно на физических лиц, образующих отходы в жилых помещениях, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, образующих в процессе своей деятельности отходы, подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, возложена обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Кроме того, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ст. 24.7 Федерального закона об отходах).

В определенных Правительством Российской Федерации случаях объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, которые могут устанавливаться дифференцированно в отношении различных категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является собственником недвижимого имущества – гаража, расположенного по адресу: расположенного по адресу: (л.д. 26).

ООО «Расчетно-информационный центр» на основании направленной _______ АО «Югра-Экология» информации произведено начисление платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1, являющейся собственником объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: , при этом расчет осуществлялся исходя из установленных администрацией городского поселения Белоярский нормативов накопления твердых коммунальных отходов для предприятий транспортной инфраструктуры (гаражей) (л.д. 25).

Согласно п.п. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.

В соответствии с п.п. «б» п. 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от _______№__, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц.

В силу п. 5, 6 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов.

Исходя из буквального толкования положений Федерального закона от 24.06.1998 года № 98-ФЗ, перечень объектов, на которых у потребителей услуги – физических лиц, образуются отходы, не определен.

Согласно Закону Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 года № 79-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа -Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами» администрации Белоярского района переданы отдельные государственные полномочия в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

На основании постановления администрации городского поселения Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, от 10.08.2020 года № 134 «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский», утверждены нормативы накопления твёрдых коммунальных отходов в городском поселении Белоярский (л.д. 17-19).

При этом, согласно приложению к вышеназванному постановлению администрации городского поселения Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц – собственников объектов гаражного назначения и земельных участков не определен.

Между тем, согласно п. 2 ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17.11.2016 года № 79-оз перечень переданных полномочий строго определён и заключается в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) твердых коммунальных отходов и организации деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, начисления за услугу «Обращение с ТКО» на объект гаражного назначения, расположенный по адресу: , суд признает незаконным.

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора г. Белоярский подлежат удовлетворению в полном объёме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования прокурора г. Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры удовлетворить.

Признать действия АО «Югра-Экология» по начислению платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1 в отношении объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: незаконными.

Обязать АО «Югра-Экология» прекратить начисление платы за оказание услуги «Обращение с ТКО» ФИО1 в отношении объекта гаражного назначения, расположенного по адресу: , произвести перерасчет ранее начисленной платы.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Белоярский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено _______.

Председательствующий И.В. Лавров