ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2022 от 28.01.2022 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

УИД 61RS0007-01-2021-005082-12

Дело № 2-39/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2022 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Роговой Ю.П.

при секретаре Полиновой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», третьи лица: администрация г. Ростова-на-Дону, администрация г. Шахты РО, ДАиГ г. Ростова-на-Дону, ДИЗО г.Ростова-на-Дону, МБОУ «Школа № 107» об обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе анализа состояния законности в сфере обеспечения функционирования государственной системы наблюдения за состоянием окружающей среды на территории Ростовской области установлены факты нарушения ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» законов при организации деятельности стационарных пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Установлено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха на территории Ростовской области осуществляется в 6 городах области на 14 стационарных пунктах наблюдения (ПНЗ), которые находятся в собственности Российской Федерации и эксплуатируются ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» на праве оперативного управления. Так, в городах Азове и Волгодонске мониторинг осуществляется на 2 ПНЗ, Ростове-на-Дону - на 7 ПНЗ, Таганроге, Шахтах, Цимлянске - в каждом городе на 1 ПНЗ. Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона и ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельные участки, на которых расположены 4 ПНЗ, а именно: ПНЗ в <адрес>), ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ 21 (<адрес>), используются ФГБУ «Северо- кавказское УГМС» для проведения регулярных отборов проб атмосферного воздуха в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, что недопустимо. Охранные зоны пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха установлены только для 8 из 14 ПНЗ. В нарушение ст. 106 Земельного кодекса РФ, ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О гидрометеорологической службе» охранные зоны пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха не установлены для ПНЗ в <адрес> (пер. Черноморский, <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ (<адрес> 16, <адрес>), ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и пер. Валуйского).

На основании изложенного истец просил обязать ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании земельных участков в отсутствие правоустанавливающих документов для размещения стационарного пункта наблюдения: ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес> РО (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> РО); обязать ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимое для внесения в единый государственный реестр недвижимости графическое описание местоположения границ охранных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон в отношении стационарного поста наблюдения: ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес> РО (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> РО); ПНЗ в <адрес>, пер. Черноморский; ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и пер. Валуйского).

Протокольным определением суда от 14.10.2021 года на основании ст. 40 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г. Шахты, администрация г. Ростова-на-Дону.

Протокольным определением суда от 20.09.2021 года на основании ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица привлечен ДАиГ г.Ростова-на-Дону.

Представитель истца старший помощник прокурора Пролетарского района г. Ростова-на-Дону Литвинова В.А., в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» Копылов И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, по основаниям изложенным в возражениях. Просил в иске отказать в полном объеме.

Представитель администрации г. Ростова-на-Дону Куприянова М.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть по имеющимся в деле доказательствам.

Представители администрации г. Шахты РО, ДАиГ г. Ростова-на-Дону, ДИЗО г. Ростова-на-Дону, МБОУ «Школа № 107» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела, извещены надлежащим образом

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, в том числе собственности, аренды, постоянного (безвозмездного) пользования, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии со ст. 63, 63.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об охране окружающей среды" государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

В соответствии с Положением об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется - экологический мониторинг).

Экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экономической зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.

Экологический мониторинг осуществляется в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии окружающей среды и ее изменениях, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий таких изменений.

Организацию и осуществление экологического мониторинга обеспечивают в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству и другие органы исполнительной власти.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции экологического мониторинга: формируют государственную систему наблюдения за состоянием окружающей среды и обеспечивают функционирование этой системы.

Пунктом 5.4.3 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 24.03.2011) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", на службу возложена обязанность по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения.

В соответствии с п. 3 ст. 13, Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе" в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 27.08.1999 N 972 (ред. от 01.02.2005) "Об утверждении Положения о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением" под стационарным пунктом наблюдений понимается комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.

Судом установлено, что государственный мониторинг атмосферного воздуха на территории Ростовской области осуществляется в 6 городах области на 14 стационарных пунктах наблюдения (ПНЗ), которые находятся в собственности Российской Федерации и эксплуатируются ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» на праве оперативного управления.

Так, в городах Азове и Волгодонске мониторинг осуществляется на 2 ПНЗ, Ростове-на-Дону - на 7 ПНЗ, Таганроге, Шахтах, Цимлянске - в каждом городе на 1 ПНЗ. Вместе с тем, в нарушение указанных норм закона и ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельные участки, на которых расположены 4 ПНЗ, а именно: ПНЗ в <адрес>), ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ 21 (<адрес>), используются ФГБУ «Северо- кавказское УГМС» для проведения регулярных отборов проб атмосферного воздуха в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки.

Охранные зоны пунктов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха установлены только для 8 из 14 ПНЗ.

Так, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» обратилось в Администрацию <адрес> по вопросу проведения обследования земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, пересечение <адрес> и <адрес>, на соответствие санитарным, экологическим и градостроительным условиям с целью дальнейшего рассмотрения на Земельной комиссии Администрации <адрес> вопроса возможности формирования земельного участка под НПЗ. Решением Земельной комиссии было принято «установить возможность формирования земельного участка под ПНЗ». ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» понесло затраты на проведение межевания и изготовление схемы на земельный участок, которую направило на согласование в Департамент архитектуры градостроительства и перспективного развития <адрес>. Однако был получен отказ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по причине отсутствия у Администрации <адрес> проекта межевания территории планировочной структуры, застроенной многоквартирными домами.

ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» были приняты меры повлиять на бездействие администрации <адрес> по вопросу подготовки документации по планировке территории с образования земельного участка под ПНЗ через органы прокуратуры, однако мер реагирования не последовало.

Впоследствии учреждение обратилось в адрес Главы Администрации <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) по вопросу выделения бюджетных средств на выполнение работ подготовке документации по планировке территории с целью образования земельного участка под ПНЗ. Согласно ответу Главы Администрации <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ.03/718) ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» было предложено обратиться в Администрацию <адрес> с заявлением о принятии решения о выполнении документации по планировке территории с целью образования земельного участка для ПНЗ с гарантийными обязательствами разработки документации за собственные средства.

Таким образом, с учетом изложенного, учитывая, что отсутствие охранной зоны вокруг постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха снижает качество получаемой информации о состоянии окружающей среды территории и, лишает органов власти возможности принимать обоснованные решения в области окружающей среды, а также то, что уставом ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» прямо предусмотрена обязанность учреждения осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети, суд считает исковые требования в части размещения стационарного пункта наблюдения: ПНЗ в <адрес> РО (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> РО), обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается требований истца в отношении ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>; ПНЗ в <адрес>, пер. Черноморский; ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и пер. Валуйского), суд исходит из следующего.

В соответствии с письмом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-Исх./01357 внесены в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми использования территории: охранная зона стационарного пункта наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ ), расположенного по адресу: Азов, <адрес>, присвоен реестровый .841, охранная зона стационарного пункта наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха (ПНЗ ), расположенного по адресу: <адрес>, пересечение <адрес> и пер. Валуйского», присвоен реестровый .2098.

Таким образом, по состоянию на настоящее время не оформлены охранные зоны в отношении четырех пунктов наблюдения: ПНЗ в <адрес>), ПНЗ в Шахты (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ (<адрес>).

Охранные зоны в отношении указанных пунктов наблюдения не могут быть оформлены по действующему законодательству в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены данные ПНЗ.

Тем не менее, для разъяснения вопроса по оформлению охранных зон в отношении земельных участков в отсутствие правоустанавливающих документов, ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» (от ДД.ММ.ГГГГ) обратилось в ФГБУ «ГОИН» по другим наблюдательным подразделениям. Согласно разъяснениям Росгидромета от ДД.ММ.ГГГГи, практика установления охранных зон для стационарных пунктов наблюдений, годящихся на территориях сторонних организаций в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки отсутствует, и для установления охранной зоны необходимо провести комплекс мероприятий по переводу земельного участка в федеральную собственность и получить свидетельство о праве постоянного бессрочного пользования.

В отношении требования для размещения ПНЗ , расположенного по адресу: <адрес>, данный комплекс мероприятий невозможно осуществить в связи с отказами органов местного самоуправления в принятии решений, необходимых для регистрации прав на земельные участки.

При проведении работ по формированию земельного участка под данный ПНЗ в 2015 году, установлено, что ПНЗ расположен на земельном участке, который является собственностью ООО «Арсенал-Азов» (частная собственность), что подтверждается копией выписки. Однако, решить вопрос с ООО «Арсенал-Азов» невозможно, ФГБУ «Северо- Кавказское УГМС» обратилось в Администрацию <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ) по предоставления места для ПНЗ, расположенного по адресу: <адрес>.

В отношении требования для размещения ПНЗ , расположенного по адресу: <адрес>, данный ПНЗ расположен рядом с МБОУ «Школа ». Решение по вопросу оформления правоустанавливающих документов на ПНЗ не принимается. На обращение ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС» в Администрацию <адрес> (от 2018 ) по вопросу о подготовке документации по планировке территории с образования земельного участка под размещение ПНЗ был получен ответ Департамента архитектуры и градостроительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому подготовка планировочной документации территории, в границах которой расположен земельный участок по просп. Королева, 15/4, муниципальной программой «Развития градостроительной деятельности в <адрес>» не предусмотрена.

В отношении требования для размещения ПНЗ , расположенного по адресу: <адрес>, данный ПНЗ размещен на территории филиала ФГУП «Российская телевизионная и вещательная сеть» «<адрес> радиотелевизионный передающий центр», размещен на данном земельном участке на основании договора № ДЛ-04-30-20/д от 01.12 2020, заключённому между ФГБУ Северо-Кавказское УГМС» и ФГУП «Российская ионная и радиовещательная сеть».

В соответствии с приложением к договору пункт наблюдения за атмосферным воздухом включен в перечень размещаемого оборудования ФГБУ Северо-Кавказское УГМС». Размещение пункта наблюдения за атмосферным воздухом на территории филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» «<адрес> радиотелевизионный передающий центр» также подтверждается приложением к договору «Акт о размещении оборудования» и приложением к договору «Схема размещения оборудования».

Таким образом, данный ПНЗ размещен на законном основании, и требование истца об обязании устранения нарушения земельного законодательства в отношении ПНЗ в <адрес> (пер. Черноморский, <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ в <адрес>), ПНЗ (<адрес> 16, <адрес>), ПНЗ в <адрес> (на пересечении <адрес> и пер. Валуйского), являются необоснованными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации - удовлетворить частично.

Обязать ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения земельного законодательства, выразившиеся в использовании земельных участков в отсутствие правоустанавливающих документов для размещения стационарного пункта наблюдения: ПНЗ в <адрес> РО (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> РО).

Обязать ФГБУ «Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда подготовить необходимое для внесения в единый государственный реестр недвижимости графическое описание местоположения границ охранных зон, перечень координат характерных точек границ таких зон в отношении стационарного поста наблюдения: ПНЗ в <адрес> РО (на пересечении <адрес> и <адрес> в <адрес> РО).

В остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.

Судья Ю.П. Роговая