ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-39/2022УИД от 31.01.2022 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-39/2022 УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года г. Облучье

Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Никитченко А.А.,

при секретаре судебного заседания Аскирко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальному унитарном предприятию «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Облученского района ЕАО обратился в суд с иском в интересах муниципального образования (далее – МО) «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО к администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, муниципальному унитарному предприятию «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (далее – МУП «Аква Ресурс», предприятие) о понуждении к совершению определенных действий. Требования мотивированы тем, что администрацией Теплоозерского городского поселения учреждено и наделено муниципальным имуществом МУП «Аква Ресурс», утвержден Устав предприятия, согласно которому оно обязано, в том числе, предоставлять учредителю необходимую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. К полномочиям собственника имущества предприятия, в свою очередь, отнесено принятие решений о проведении аудиторских проверок, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг. Согласно ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» в случаях, определенных собственником, бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Соответствующее решение о проведении ежегодной обязательной аудиторской проверки муниципальных унитарных предприятий отражено в постановлении администрации МО «Теплоозерское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий МО «Теплоозерское городское поселение». МУП «Аква Ресурс», запись о котором в ЕГРЮЛ внесена ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет свою деятельность с указанного времени. Вместе с тем, согласно информации администрации МО «Теплоозерское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, ежегодные аудиторские проверки в отношении МУП «Аква Ресурс» не проводились по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения. Таким образом, вопреки установленным требованиям закона, администрацией городского поселения не выполнено требование о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия, что свидетельствует о нарушении интересов муниципального образования «Теплоозерское городское поселение», касающихся контроля за муниципальным имуществом.

Прокурор просит суд обязать администрацию МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить контроль за деятельностью МУП «Аква Ресурс» путем организации проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности данного предприятия, в том числе, утвердить аудитора и определить размер оплаты его услуг; обязать МУП «Аква Ресурс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ год, заключив договор с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном для данного случая законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Облученского района ЕАО ФИО1 доводы и требования искового заявления поддержал, пояснил, что деятельность МУП «Аква Ресурс» с момента его образования, является проблемной, с ДД.ММ.ГГГГ года на предприятии возникла задолженность по заработной плате, деятельность по взысканию дебиторской задолженности осуществляется ненадлежащим образом, общая деятельности предприятия является убыточной. Просит суд удовлетворить исковые требования, установив срок исполнения заявленных прокурором требований к администрации поселения - 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу, к МУП «Аква Ресурс» - до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - администрации МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО ФИО, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление прокурора просила дело рассмотреть без её участия, а также указала, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Теплоозерского городского поселения было принято постановление о проведении обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Аква Ресурс», таким образом, требование прокурора исполнено до вынесения решения суда, на основании чего просит суд в исковых требованиях прокурору Облученского района отказать.

Представитель ответчика МУП «Аква Ресурс» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом.

На основании ч. 4, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.

Заслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя, определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.

Контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами (ч. 2 ст. 26).

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

В статье 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указано, что аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится в случаях, установленных федеральными законами, ежегодно.

Из вышеперечисленных норм следует, что ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия является обязательным в случаях, определенных собственником имущества данного предприятия.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ, МУП «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ.

Из положений Устава МУП «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО установлено, что учредителем и собственником имущества предприятия является администрация Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО (п. 1.3 Устава), учредитель утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия (п. 3.23 Устава), собственник имущества предприятия утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятия, принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора, определяет размер оплаты его услуг (п. 5.13 Устава).

Постановлением главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» от 26.05.2014 № 60 утвержден Порядок осуществления контроля за деятельностью муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Теплоозерское городское поселение», в пункте 4 которого указано, что бухгалтерская отчетность предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке в соответствии с Федеральным законом. Перечень дополнительных оснований для проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности предприятия утверждается главой администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение».

Постановлением главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» от 27.01.2022 № 31 определены случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность МУП «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором, в частности, когда финансово-хозяйственная деятельность предприятия по окончании финансового года является убыточной либо произошло снижение чистой прибыли на 50% (пп. 1 п. 1 постановления).

Пунктом 4 постановления установлено, что администрация Теплоозерского городского поселения утверждает аудитора и стоимость аудиторских услуг по результатам открытого конкурса.

Согласно сообщению главы администрации МО «Теплоозерское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Аква Ресурс» подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором на основании пп. 1 п. 1 постановления администрации от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года на предприятии наблюдается задолженность по заработной плате, а также в администрацию не поступает прибыль от деятельности указанного предприятия.

Из материалов дела также установлено, что финансово-хозяйственная деятельность предприятия является убыточной, о чем свидетельствует обращение Федеральной налоговой службы в Арбитражный суд ЕАО с заявлением о признании МУП «Аква Ресурс» несостоятельным (банкротом) (дело № ).

Изложенное выше свидетельствует о наличии установленных законом оснований для проведения обязательной ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Аква Ресурс» и удовлетворения заявленных прокурором исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Аква Ресурс», утвердить аудитора и определить размер оплаты его услуг.

Доводы представителя администрации МО «Теплоозерское городское поселение», изложенные в отзыве на исковое заявление, об исполнении требования прокурора до вынесения судом решения, являются несостоятельными, поскольку в приложенном к отзыву постановлении главы администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ только указано на обязанность администрации по утверждению аудитора и стоимости его услуг, однако доказательств того, что данная обязанность на момент рассмотрения настоящего дела администрацией поселения исполнена, суду ответчиком не представлено.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлено, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, учитывая, что ежегодная аудиторская проверка отчетности МУП «Аква Ресурс» с момента создания предприятия не проводилась, что подтверждено материалами дела, на данного ответчика следует возложить обязанность провести обязательный ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия за ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, заключив с аудиторской организацией или независимым аудитором договор по результатам проведения электронного конкурса в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроке исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей, суд считает возможным согласиться со сроками, указанными прокурором в судебном заседании. Данные сроки, по убеждению суда, являются разумными и достаточными, определены также с учетом положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Учитывая, что той же статьей закона органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взысканию с администрации МО «Теплоозерское городское поселение» в данном случае не подлежит. Поскольку МУП «Аква Ресурс» от уплаты госпошлины нормами законодательства не освобождено, с данного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, исходя из требований пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст. 45, 56, 57, 103, 194-198, 199, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Облученского района Еврейской автономной области в интересах муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области к администрации муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области, муниципальному унитарном предприятию «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО о понуждении к исполнению определенных действий – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО, утвердить аудитора и определить размер оплаты его услуг.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести обязательный ежегодный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия за ДД.ММ.ГГГГ год, ДД.ММ.ГГГГ год, заключив с аудиторской организацией или независимым аудитором договор по результатам проведения электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Аква Ресурс» Теплоозерского городского поселения Облученского муниципального района ЕАО государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.А. Никитченко

Мотивированное решение изготовлено 07.02.2022

Судья А.А. Никитченко