Дело № 2 - 3/2018
Решение
именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года
Киржачский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Колокиной И.И.,
при секретаре Александровой О.И.,
с участием истца главы муниципального образования сельское поселение Филипповское ФИО1 представителей истца по устному заявлению ФИО2, ФИО3, ответчика ФИО4, представителя ответчика по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Киржаче гражданское дело по иску Главы Муниципального образования сельское поселение Филипповское Владимирской области ФИО1 к ФИО4 о расторжении Контракта с лицом, назначаемым на должность главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в действие ДД.ММ.ГГГГ с Главой администрации Муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области ФИО4,
установил:
Глава Муниципального образования сельское поселение Филипповское Владимирской области ФИО1 с учетом дополнений обратилась с вышеуказанным иском к ФИО4. В обоснование иска указала, что ответчик предоставил заведомо ложные сведения при поступлении на муниципальную службу о наличии у него судимостей, о том, что он является руководителем, а в некоторых случаях учредителем в коммерческих организациях <данные изъяты>», <данные изъяты> ООО «<данные изъяты>», чем нарушил положения федерального закона «О муниципальной службе». Ответчик занимался коммерческой деятельностью, не исполнял обязанности, предусмотренные контрактом. Ответчик не обеспечил соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, не обеспечил выполнение других вопросов местного значения, входящих в компетенцию администрации сельского поселения в соответствии с действующим законодательством и уставом, не обеспечил исполнение переданных отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами и законами Владимирской области. Ответчик не исполнил обязанности, возложенные на него соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№ о передаче отдельных полномочий. ДД.ММ.ГГГГ ответчик вынес постановление о подготовке предложений по внесению изменений в Генеральный план муниципального образования сельское поселение Филипповское, при этом никаких действий по исполнению указанного постановления ответчиком не производилось. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком издано постановление № о подготовке проекта «О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования сельское поселение Филипповское». Данное постановление было вынесено без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и внесения изменений в Генеральный план. Ответчик подготовил проект правил землепользования и застройки, которые предусматривали изменение разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым № без внесения изменений в Генеральный план. Ответчик ввел население в заблуждение относительно вопросов, выносимых на публичные слушания, и сроках проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки. Ответчик распространял информацию, направленную на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства по признаку проживания, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе. Ответчиком в нарушение требований земельного законодательства совершались сделки по предоставлению в аренду и собственность граждан и юридических лиц земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена. Ответчиком были совершены сделки по предоставлению в собственность колхоза <данные изъяты>, где председателем колхоза является <данные изъяты>, нескольких земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала. Представители истца по устному заявлению дали пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении с дополнениями.
Ответчик, представитель ответчика по доверенности в судебном заседании иск не признали и пояснили, что истцом не доказано наличие установленных законом оснований для расторжения контракта, заключенного с главой администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское.
Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи;
По положениям ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Из указанной нормы права следует, что к спорным правоотношениям федеральный закон «О муниципальной службе» применению не подлежит.
Таким образом, глава муниципального образования сельское поселение вправе требовать расторжения контракта с главой администрации того же муниципального образования в судебном порядке только по основаниям, предусмотренным в п. 1 ч. 11 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Судом установлено, что ФИО1 избрана главой муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение <адрес> четвертого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ на должность главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское назначен кандидат, предоставленный конкурсной комиссией по результатам проведенного конкурса на замещение должности главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ Совет народных депутатов муниципального образования сельское поселение Филипповское заключил с ФИО4 контракт с лицом, назначаемым на должность главы администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское. По условиям данного контракта глава администрации должен обеспечивать осуществление администрацией муниципального образования сельское поселение Филипповское полномочий по решению вопросов местного значения, установленных действующим законодательством и закрепленных в уставе.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
Из положений частей 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи, а именно: 1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; 2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения; 3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; 10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; 12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; 14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; 17) формирование архивных фондов поселения; 19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами; 21) присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре; 28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства; 30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Владимирской области № 121-ОЗ от 14 ноября 2014 года «О закреплении за сельскими поселения Владимирской области отдельных вопросов местного значения» за сельскими поселениями закреплены следующие вопросы местного значения 1) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; 2) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; 3) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 4) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; 5) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; 6) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья; 7) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, в том числе: 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений; 32) осуществление муниципального лесного контроля, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичные указанным выше вопросы местного значения сельского поселения отражены в контракте и устава.
Из вышеуказанных норм права следует, что утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки является вопросом местного значения муниципального района.
При этом передача полномочий по утверждению генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки органами местного самоуправления муниципального района на основании соглашения органам местного самоуправления сельского поселения, не влечет за собой отнесение указанного вопроса местного значения муниципального района к вопросам местного значения сельского поселения. Следовательно, совершенные ответчиком действия в части исполнения переданных органами местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления сельского поселения полномочий по решению вопроса местного значения муниципального района не может служить основанием для расторжения контракта, заключенного с главой администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское.
Нормами ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона № 137-фз от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в редакции, действовавшей в период с 01 марта 2015 года до 01 января 2017 года, закреплено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществлялась органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Из указанного следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не относится к вопросам местного значения сельского поселения. Указанные полномочия орган местного самоуправления сельского поселения осуществлял в рамках исполнения отдельных государственных полномочий.
Таким образом, совершенные ответчиком действия по исполнению отдельных государственных полномочий не могут служить основанием для расторжения контракта, заключенного с главой администрации муниципального образования сельское поселение Филипповское.
Ссылки истца на нарушение ответчиком федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» не свидетельствуют о совершении ответчиком действий, дающих суду основания для расторжения заключенного с ним контракта.
Утверждения истца о нарушении ответчиком анти коррупционного законодательства не содержат обоснованных данных, свидетельствующих о наличии оснований для расторжения контракта, поскольку указанные нарушения не предусмотрены в законе в качестве основания для расторжения в суде контракта с главой местной администрации.
Показания свидетелей не могут служить относимым и допустимым доказательством по делу, поскольку свидетели не обладают информацией о нарушении ответчиком условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения.
Иных допустимых и относимых доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком было допущено нарушение условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, истцом суду не предоставлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава местной администрации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.
Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В соответствии со ст. 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).
Из вышеуказанных норм права следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином, как без образования юридического лица, так и с образованием юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией, целью деятельности которой является получение прибыли. Следовательно, участие гражданина в образовании общества с ограниченной ответственности и владение вкладом в его уставный капитал является занятием предпринимательской деятельностью. При этом не имеет значение факт получения гражданином прибыли от вклада в уставный капитал коммерческой организации, так как получение прибыли это цель предпринимательской деятельности, но не ее обязательный результат.
Судом установлено, что ФИО4 был участником общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» номинальная стоимость доли <данные изъяты> рублей до ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 9-10), общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» номинальная стоимость доли <данные изъяты> рублей до ДД.ММ.ГГГГ (т. 4 л.д. 11-12), общества с ограниченной ответственность «<данные изъяты>» номинальная стоимость доли <данные изъяты> рублей до совершения договора дарения доли в уставном капитале общества от ДД.ММ.ГГГГ (т. 3 л.д. 142, т. 4 л.д. 14), участником закрытого акционерного общества «<данные изъяты>» номинальная стоимость доли <данные изъяты> рублей до ДД.ММ.ГГГГ (т.4 л.д. 13). Одновременно он также являлся генеральным директором ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (т. 4 л.д. 19). Договор доверительного управления вкладами в уставные капиталы указанных коммерческих организаций ответчик не заключал.
То обстоятельство, что юридическими лицами ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>» отчетность не сдавалась, операции по банковским счетам не производились, не свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность не осуществлялась.
Утверждения ответчика о том, что вклад в уставный капитал коммерческой организации не является предпринимательской деятельностью, суд находит несостоятельными, поскольку внесение вклада в уставный капитал коммерческих организаций в виде ООО и ЗАО является одним из способов осуществления гражданином предпринимательской деятельности путем создания юридического лица.
Ссылки ответчика на то, что им были поданы заявления об исключении его из состава учредителей до назначения на должность главы администрации, не свидетельствуют о прекращении его права на вклад в уставный капитал юридического лица, поскольку исключение из участников возможно только в судебном порядке. Доказательств, свидетельствующих о выходе ответчика из числа участников, суду не предоставлено.
Отсутствие сведений о получении ответчиком заработной платы в ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ЗАО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», не опровергает утверждения истца о том, что глава местной администрации занимался иной оплачиваемой деятельностью. Достоверных данных, свидетельствующих о прекращении ответчиком трудовых отношений с указанными выше юридическими лицами, суду не предоставлено.
Указанные выше доказательства в совокупности свидетельствуют о том, что глава местной администрации ФИО4 занимался предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью.
Статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Поскольку расторжение контракта с главой местной администрации производится по решению суда, суд с учетом указанных выше положений приходит к выводу о том, что контракт подлежит расторжению со дня вступления решения суда в законную силу.
При указанных обстоятельствах, суд удовлетворяет иск и расторгает контракт с Главой администрации Муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области ФИО4, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоблюдением ограничений о запрете заниматься предпринимательской деятельностью на основании ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Главы Муниципального образования сельское поселение Филипповское Владимирской области ФИО1 к ФИО4 удовлетворить.
Расторгнуть контракт с Главой администрации Муниципального образования сельское поселение Филипповское Киржачского района Владимирской области ФИО4, заключенный ДД.ММ.ГГГГ, в связи с несоблюдением ограничений о запрете заниматься предпринимательской деятельностью на основании ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Киржачский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья И.И. Колокина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.