ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/19 от 15.01.2019 Юрьянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-3/2019

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 января 2019 года пгт.Юрья

Юрьянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Шишкиной Н.И.

при секретаре Устюжаниновой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в лице представителя ФИО2 к администрации Мурыгинского городского поселения, администрации Юрьянского района о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», признании незаконным постановления администрации Мурыгинского городского поселения № <№> от ДД.ММ.ГГГГ

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 в лице представителя ФИО2 обратился в суд с иском к администрации Мурыгинского городского поселения, администрации Юрьянского района о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В обоснование исковых требований указал, что он относится к категории участников боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и состоит в очереди с ДД.ММ.ГГГГ в администрации пгт.Мурыгино Юрьянского района Кировской области.

Список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенный заседанием жилищно-бытовой комиссии при администрации п.Мурыгино утвержден постановлением администрации п. Мурыгино <№> от ДД.ММ.ГГГГ

Указал, что с учета он не снимался, о чем свидетельствует архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации он не имеет. В браке не состоит (разведен). Имеет статус ветерана боевых действий, наличие 20-летней выслуги.

При обращении в администрацию Юрьянского района с просьбой включить его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ему было отказано.

Просит восстановить его в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, включить его в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В ходе рассмотрения данного искового заявления, истец обратился в администрацию Мурыгинского городского поселения с заявлением о восстановлении его в очереди. Постановлением <№> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в восстановлении его в очереди на улучшение жилищных условий.

Данное исковое заявление подано с указанием административного истца и административного ответчика. Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 6 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», судом данный иск рассматривается в порядке гражданского процессуального судопроизводства.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица КОГКУ «УСЗН в Юрьянском районе», в адрес суда направил отзыв и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

При наличии данных обстоятельств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В ходе судебного разбирательства, истец ФИО1 исковые требования дополнил: просит также признать незаконным постановление администрации Мурыгинского городского поселения <№> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий.

Суду пояснил, что он в 2000 году обратился в администрацию поселка Мурыгино о постановке его на учёт для получения жилья, так как в поселке ничего не строилось, хотел получить жилое помещение по договору социального найма. Бывший глава ФИО4 сказал, что поставит его в очередь, а там будет видно, что получится, может что-то в будущем изменится. После чего он принес заявление и необходимые документы, его поставили в очередь. Он является участником боевых действий, но удостоверение получил только в 2004 году. После получения в 2004 году удостоверения, он приносил заявление в администрацию о включении его в льготный список как участника боевых действий на получение жилья по договору социального найма. Его заявление было зарегистрировано в журнале регистрации входящей корреспонденции в приемной администрации. Когда узнал о выделении денежных средств по федеральной программе, обратился в администрацию района, и тогда узнал, что он в списках на улучшение жилищных условий в администрации п.Мурыгино не числится. Пояснил, что до настоящего времени он в администрацию поселка Мурыгино не обращался, не сверялся стоит ли он в очереди, писем из администрации не получал. Фактически всегда проживал и проживает в г.Кирове, но в Мурыгино бывает каждый день.

Представитель истца адвокат Шистеров А.В. считает, что администрацией поселка Мурыгино нарушены права истца на получение от государства денежных средств на приобретение жилого помещения как участника боевых действий. Просит исковые требования удовлетворить, полагает, что истец был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий на законных основаниях.

Представители ответчика администрации Мурыгинского городского поселения ФИО3 и ФИО5 с заявленными требованиями не согласны. Суду пояснили, что никаких документов в отношении истца в администрации нет, в Списке участников боевых действий, состоящих на очереди для получения жилья истец не числится, как не числится и в общем Списке. Отказали истцу в восстановлении в очереди на основании того, что на каждого проживающего в квартире, где зарегистрирован истец, приходится по 12,63 кв.м.

Представитель ответчика администрации Юрьянского района по доверенности ФИО6 исковые требования не признала, поддержала возражения, направленные в адрес суда, из которых следует, что администрация района не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как администрация района, получив сведения из администраций поселений о гражданах, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, передаёт их в КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Юрьянском районе» сводным списком за весь район. Управление социальной защиты населения составляет реестр лиц, имеющих право на обеспечение жильем, и занимается предоставлением социальной выплаты и выдачей свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Представитель третьего лица КОГКУ «УСЗН в Юрьянском районе» в отзыве на исковое заявление указал, что за всё время действия закона № 32-ЗО от 01.08.2006 года «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильём за счёт федерального бюджета» ФИО1 никогда не указывался в сведениях о вставших на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в Юрьянском районе.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 40 Конституции РФ предусматривает право каждого на жилище.

Исходя из ст. 40 ч. 3 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п.2 и п.6 ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.

В соответствие с п.п.3 п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры поддержки, в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Порядок предоставления данной меры социальной поддержки определен Законом Кировской области № 32-ЗО от 01.08.2006 года «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильём за счет федерального бюджета». Данный закон вступил в законную силу в августе 2006 года и действует по настоящее время.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.37,80) Общая площадь квартиры составляет 60,8 кв.м., жилая – 37,9 кв.м. (л.д.76-79).

Согласно архивной выписке от ДД.ММ.ГГГГ<№> на основании постановления <№> администрации пгт.Мурыгино Юрьянского района от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1, его жена и сын были поставлены на очередь улучшения жилищных условий согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях (л.д.13).

На момент постановки истца в очередь на улучшение жилищных условий, в <адрес> были зарегистрированы 4 человека (л.д.37, 73).

Жилищные правоотношения по поводу предоставления жилого помещения истцу возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст.28 ЖК РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населённом пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Согласно ст.29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного человека семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Решением Кировского областного Совета народных депутатов от 10.09.1984 г. № 14\406 утверждены «Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в Кировской области». В данные Правила Постановлением администрации Кировской области № 87 от 26.03.2001 г. внесены изменения: в п.2.1.2 включены участники боевых действий.

Согласно пункта 2.1.2 раздела 2 данных Правил участники боевых действий признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, при обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи 8 (восемь) и менее квадратных метров.

Исходя из вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу, что на момент постановки истца ДД.ММ.ГГГГ. в очередь на улучшение жилищных условий, и в последствии, а также на день рассмотрения дела в суде, истец не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу следующего.

На дату подачи истцом заявления ДД.ММ.ГГГГ на улучшение жилищных условий в администрацию п.Мурыгино, в <адрес> было зарегистрировано 4 человека, жилая площадь квартиры составляет 37,9 кв.м., то есть на каждого члена семьи приходилось 9,47 кв.м., то есть более установленной учётной нормы.

ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО8 расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака, выданным Юрьянским подразделением Мурашинского межрайонного отдела ЗАГС министерства юстиции Кировской области ДД.ММ.ГГГГ

Сын истца ХХХХ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время проживает вместе с матерью ФИО8 по данному адресу (л.д.37). Таким образом, в настоящее время жилая площадь помещения на одного проживающего составляет 12,63 кв.м., что составляет значительно выше установленной учётной нормы.

Постановлением администрации Мурыгинского городского поселения <№> от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, с указанием в сопроводительном письме о превышении учётной нормы на одного проживающего.

Из представленных представителями администрации Мурыгинского городского поселения Списка граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и Списка участников боевых действий, проживающих в поселке Мурыгино, состоящих на очереди для получения жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что истец уже в 2006 году не был указан ни в одном из данных Списков.

Когда и на основании какого акта был исключён истец из очереди, суду не было представлено ни истцом, ни стороной ответчика.

Согласно Списка граждан, состоящих на учёте для улучшения жилищных условий по состоянию на 2003 год (л.д.36 с об.), истец указан в Списке под номером <№> со знаком вопроса, с указанием на полях « полностью благоуст., уч. боевых действий в Чеч. республике». Данный Список работниками администрации Мурыгинского городского поселения не заверен, так как они не уверены в его достоверности.

Как пояснили представители администрации Мурыгинского городского поселения в отношении истца в администрации поселка не имеется никаких документов на основании которых он был поставлен на учёт в улучшении жилищных условий.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как судом установлено, что истец в 2001 году был поставлен на учёт на улучшение жилищных условий незаконно, в нарушение действующего законодательства. Поэтому восстановлению в данной очереди истец не подлежит.

Обжалуемое истцом постановление администрации Мурыгинского городского поселения является законным, вынесено с учётом действующего жилищного законодательства и установленных обстоятельств. Оснований для отмены его у суда не имеется.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 к администрации Мурыгинского городского поселения, администрации Юрьянского района о восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, включении в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством, признании незаконным постановления администрации Мурыгинского городского поселения <№> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд Кировской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с 18.01.2019 года.

Судья Шишкина Н.И.