ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/20 от 11.01.2019 Горьковского районного суда (Омская область)

Дело № 2-3/2020 (№ 2-624/2019)

УИД 55RS0011-01-2019-000799-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Лобова Н.А., при секретаре судебного заседания Гущанской Н.И., с участием помощника судьи Жаргаковой Д.Е., рассмотрев 6.02.2020 в открытом судебном заседании в р.п. Горьковское Омской области гражданское дело по иску представителя администрации Горьковского муниципального района Омской области к Овсянникову Виктору Николаевичу о расторжении соглашения о предоставлении бюджетного гранта, а также о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

Представитель администрации Горьковского муниципального района Омской области обратился в суд с иском к Овсянникову В.Н. с требованием о расторжении договора о предоставлении грантовой поддержки, а также о взыскании суммы предоставленного гранта в размере 300 000 руб.

Обосновывая заявленные требования, представитель истца указал, что в целях реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горьковском муниципальном районе Омской области на 2014-2020 годы» муниципальной программы Горьковского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ были проведены мероприятия по выдаче гранта в размере 300 000 руб.

В соответствии с постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ «О конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области». ДД.ММ.ГГГГ проведение заседание конкурсной комиссии по проведению оценки и сопоставлению проектов критериям конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ указанного заседания комиссии победителем конкурса был признан индивидуальный предприниматель Овсянников В.Н. с проектом «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и Овсянниковым В.Н. было заключено соглашение о предоставлении гранта, согласно которому в целях реализации грантополучателем следующего проекта - «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы» в <адрес>. Грантодатель предоставил, а Овсянников В.Н. принял грант и принял на себя обязательство распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными соглашением.

Администрацией муниципального района в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислила ответчику целевые деньги в сумме 300 000 руб.

Однако ответчиком нарушены условия получения денежного гранта, предусмотренные п. 5.3.2 соглашения о предоставлении гранта, что выразилось в предоставлении Овсянниковым В.Н. недостоверных сведений для получения гранта.

В частности, вопреки требованиям подп. 4.1 разд. 4 Положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области», утвержденного постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение ), в соответствии с которым участниками грантовой поддержки могут быть лишь субъекты малого предпринимательства и граждане, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью на территории Горьковского муниципального района Омской области, к которым относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и действующие не менее 1 года на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Основанием для возврата грантовой поддержки согласно подп. 18.1 разд. 18 Положения является факт предоставления недостоверных сведений, содержащихся в документах, предоставляемых для получения гранта.

Недостоверность сведений, предоставленных Овсянниковым В.Н. в администрацию Горьковского муниципального района Омской области для участия в конкурсе о предоставлении грантовой поддержки, выразилась в том, что Овсянников В.Н. к моменту своего обращения не был впервые зарегистрированным предпринимателем, так как ранее уже регистрировался в таком статусе, но впоследствии прекращал его. Причем, заполняя документы об участии в конкурсе для получения грантовой поддержки, Овсянников В.Н. указал, что ранее не был зарегистрирован предпринимателем.

Направленное администрацией Горьковского муниципального района Омской области в адрес Овсянникова В.Н. требование о возврате ранее полученного гранта в сумме 300 000 руб. осталось без удовлетворения со стороны последнего.

В судебном заседании представитель администрации Горьковского муниципального района Омской области Кобзева О.В., действующая по доверенности, поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Ответчик Овсянников В.Н., его представитель Голдин Л.Г. просила об отказе в иске по изложенным в письменном отзыве основаниям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующим выводам.

Оценивая заявленные представителем истца основания иска, суд исходит из действующего правового регулирования в области бюджетных отношений, а также требований законодательства о местном самоуправлении. Причем заявленные исковой стороной требования судом разрешаются в соответствии со ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных истцом требований, которые, исходя из содержания иска, обоснованы предоставлением ответчиком недостоверных сведений о своем статусе в качестве предпринимателя.

Согласно ст.ст. 130, 131 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены нормами Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закона № 131-ФЗ).

Так, согласно ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся, в числе прочего, создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

Реализация органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения осуществляется, в том числе через местный бюджет, как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Действуя в соответствии с указанными полномочиями по решению вопросов местного значения постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа Горьковского муниципального района Омской области «Развитие экономического потенциала Горьковского муниципального района Омской области на 2014-2020 годы», в рамках которой также была утверждена подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горьковском муниципальном районе Омской области на 2014-2020 годы» (далее - Программа).

В целях реализации предусмотренных Программой целей в бюджете Горьковского муниципального района Омской области на 2018 год (утвержден решением Совета Горьковского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) были предусмотрены средства в сумме 300 000 руб. на предоставление грантовой поддержки гражданам для организации собственного дела (код бюджетной классификации 502 04 12 01 1 01 10010 810 «Субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг»). Причем такая форма расходования средств местного бюджета предусмотрена нормой п. 7 ст. 78 БК РФ, согласно которой в решении о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями местной администрации физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе. Порядок предоставления указанных субсидий из местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым п. 7 ст. 78 БК РФ, устанавливается муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Поскольку порядок предоставления указанных субсидий из местных бюджетов Программой не предусмотрен, ДД.ММ.ГГГГ главой Горьковского муниципального района Омской области принято постановление «Об утверждении положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области» (далее - Положение). Условиями получения грантовой поддержки согласно Положения (п. 4.1) было предусмотрено, что участниками конкурсного отбора на предоставление грантов могут быть: субъекты малого предпринимательства и граждане, планирующие заниматься предпринимательской деятельностью на территории Горьковского муниципального района Омской области, к которым относятся:

- физические лица (граждане РФ), не являющиеся индивидуальными предпринимателями, учредителями (участниками) юридического лица и принявшие решение о создании собственного бизнеса на территории Горьковского муниципального района Омской области;

- юридические лица, индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории Горьковского муниципального района Омской области и действующие не менее 1 года на момент подачи заявки на участие в конкурсе.

Приведенные правовые нормы, вопреки утверждениям представителя истца, очевидно свидетельствуют о том, что наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, соискателями грантовой поддержки могли быть и физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя либо участника юридического лица. Причем правовой акт не содержат и каких-либо условий о том, что физическое лицо должно быть впервые зарегистрировано в качестве предпринимателя. Толкование указанной нормы представителем администрации муниципального района является ошибочным, а применение утвержденного постановлением главы Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ положения о конкурсе «Предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области» - необоснованным, так как последнее не может быть применено к правоотношениям, возникшим до его принятия, тем более, что об обратном в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ ничего не сказано.

Далее ДД.ММ.ГГГГ главой Горьковского муниципального района Омской области принято постановление , которым непосредственно объявлен конкурс в целях предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела на территории Горьковского муниципального района Омской области.

Для участия в конкурсе поступили заявки от Овсянникова В.Н. и ФИО5

Непосредственно конкурс был проведен ДД.ММ.ГГГГ, когда состоялось заседание конкурсной комиссии по проведению оценки и сопоставлению проектов критериям конкурсного отбора в целях предоставления грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ указанного заседания комиссии победителем конкурса был признан Овсянников В.Н., представивший проект «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы».

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и Овсянниковым В.Н., победившим в конкурсе на получение грантовой поддержки, было заключено соглашение (далее - Соглашение ) о предоставлении гранта в целях реализации грантополучателем следующего проекта - «Организация хозяйства по выращиванию лошадей мясной породы» в <адрес>.

Факт перечисления гранта в сумме 300 000 руб. подтвержден платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ. Причем указанные 300 000 руб. были перечислены из средств местного бюджета, как это предусмотрено решением Совета Горьковского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении бюджета на 2018 год. Тот факт, что деньги в сумме 300 000 руб. на реализацию мероприятий Программы изначально предполагалось предоставить из местного бюджета муниципального района за счет собственных средств бюджета не отрицала в судебном заседании свидетель ФИО6, этот же вывод следует и из самой Программы. Предоставление же из бюджета Омской области субсидии в размере 465 549 руб. 35 коп., являлось компенсацией расходов местного бюджета на реализацию мероприятий в сфере экономического развития муниципального района.

В рамках указанного Соглашения грантодатель предоставил, а Овсянников В.Н. принял грант, а также обязательство распорядиться им в соответствии с целями, условиями и в порядке, закрепленными соглашением.

Администрация муниципального района в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ перечислила ответчику целевые деньги в сумме 300 000 руб.

Приведенные обстоятельства, помимо того, что объективно подтверждены письменными доказательствами, сторонами по делу не оспаривались и сомнению не подвергались.

Таким образом, суд, исходя из оснований иска, учитывая содержание заключенных в п. 4.1 Положения от 2018 года правовых норм в совокупности с требованиями ст. 78 БК РФ, ст. 15 Закона № 131-ФЗ, оценивает исковые требования администрации Горьковского муниципального района Омской области к Овсянникову В.Н. о расторжении соглашения о предоставлении грантовой поддержки, а также о взыскании денег, полученных в качестве гранта, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Положение от 2018 года не предусматривало таких требований к участникам грантовой поддержки как наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя впервые.

Что касается ссылок представителя исковой стороны на нормы государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области», утвержденной Постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ-п, судом данные доводы также отклоняются, поскольку не имеют правового значения для разрешения возникшего спора, так как не подлежат применению в данном случае.

Приходя к указанному выводу, суд исходит из того, что указанная государственная программа (нормы подраздела 10.1 о целях предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на реализацию мероприятий по поддержке начинающих предпринимателей) направлена прежде всего на регулирование межбюджетных отношений между органами государственной власти Омской области и органами местного самоуправления Горьковского муниципального района Омской области и не относится к правоотношениям, сложившимся между администрацией Горьковского муниципального района Омской области и Овсянниковым В.Н. В частности, по смыслу указанных норм подраздела 10.1 соблюдение заключенных в них предписаний позволяет местным бюджетам получить субсидию из областного бюджета, не исключая при этом права местных бюджетов предусматривать дополнительные финансовые меры для развития предпринимательства на территории муниципального образования за счет средств местных бюджетов и на собственных условиях, хотя бы и не дающих права на субсидии из областного бюджета. Указанные дополнительные меры, в случае их реализации, становятся бюджетными обязательствами местного бюджета перед получателями грантовой поддержки, что фактически имело место в отношениях с Овсянниковым В.Н.

По этим же основаниям не имеют правового значения для разрешения заявленного спора итоги проверки, проведенной Министерством экономики Омской области в отношении Горьковского муниципального района Омской области по поводу расходования средств областного бюджета в сумме 465 549 руб. 35 коп., выделенных в качестве субсидии в 2018 году в соответствии с постановлением Правительства Омской области -п от ДД.ММ.ГГГГ. При этом судом не оценивается правомерность предоставления бюджету Горьковского муниципального района Омской области средств областного бюджета в сумме 465 549 руб. 35 коп., а также правомерность их последующего истребования в пользу вышестоящего бюджета.

Таким образом, исковые требования администрации Горьковского муниципального района Омской области к Овсянникову В.Н. подлежат отклонению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Горьковского муниципального района Омской области к Овсянникову Виктору Николаевичу о расторжении соглашения о предоставлении бюджетного гранта, а также о взыскании денежных средств оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы либо представления через Горьковский районный суд Омской области.

Судья Н.А. Лобов

Мотивированное решение изготовлено 10.02.2020