ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/20 от 29.01.2020 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело № 2-3/2020 (2-812/2019)

55RS0013-01-2019-001184-60

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Исилькульский городской суд Омской области

в составе председательствующего судьи Хоренко О.В.,

при секретаре Скок О.А.,

с участием представителя истца – Денисюка Д.Г., представителя ООО «Магнит» - Шармановой А.Н., представителя ООО «Чистоград» - Махмудянцева Д.С., представителя Администрации Исилькульского муниципального района Омской области – Логвиненко Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Исилькуле

29 января 2020 года

дело по иску Главного управления лесного хозяйства Омской области к обществу с ограниченной ответственностью «Магнит», обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСЕРВИС», обществу с ограниченной ответственностью «Чистоград», Администрации Исилькульского муниципального района Омской области об обязании оборудовать земельный участок противопожарной минерализованной полосой,

У С Т А Н О В И Л:

Главное управление лесного хозяйства Омской области (далее – ГУЛХ Омской области) обратилось в суд с названным иском к ответчикам, в обоснование требований указав, что 10.10.2019г. в процессе проведения, в рамках операции «Экологический щит», текущего патрулирования лесного участка, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество Исилькульское участковое сельское лесничество, урочище Боевое сельское поселение, лесотаксационном квартале 130, с кадастровым номером 55:06:000000:132, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, границы которого определяются приложением (таблицей №4) лесохозяйственного регламента, выявлен объект – земельный участок с кадастровым 55:06:081101:2, на котором размещена временная площадка складирования твердых коммунальных отходов (далее – ТКО). Площадка расположена на расстоянии менее 50 метров от лесных колков в составе лесного участка с кадастровым номером 55:06:000000:132, с нарушением требований лесного законодательства РФ.

Как следует из данных визуального осмотра, поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка, иные ограждения, препятствующие свободному распространению легких фракций отходов на прилегающие территории, в т.ч. леса.

Региональным оператором ООО «Магнит», операторами по соглашению с ним – ООО «ЭкоСЕРВИС», ООО «Чистоград», осуществляется самостоятельный сбор, транспортирование ТКО с нарушением экологического законодательства РФ, законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, лесного законодательства РФ, что повлекло за собой угрозу санитарной безопасности в лесах. Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области как собственником земельного участка не осуществляется контроль за соблюдением вышеуказанных правил.

Указывает, что ТКО вывозились в период с мая 2019г. по ноябрь 2019г. от мест накопления с погрузкой в мусоровоз ответчиков и размещением на временной площадке, включенной в территориальную схему обращения с отходами на территории Омской области. Отсутствие специального оборудования площадки повлекло за собой периодическое распространение легких фракций отходов на прилегающие участки (леса), создавая их захламление. Таким образом, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз и до их утилизации, переработки.

С учетом уточнения исковых требований окончательно просит суд обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области, ООО «Магнит», ООО «ЭкоСЕРВИС», ООО «Чистоград» оборудовать территорию у границ земельного участка с кадастровым номером 55:06:081101:2 противопожарной минерализованной полосой, шириной не менее 1,4м с очисткой от фракций ТКО в срок до 27.04.2020г. Присудить с ответчиков астрент за неисполнение судебного акта в будущем или ожидание его исполнения в размере 25 руб. за каждый день просрочки с момента вступления решения суда в законную силу и до момента его фактического исполнения.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечено ЗАО «Экос».

В судебном заседании представитель ГУЛХ Омской области Денисюк Д.Г., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснил, что факт накопления, размещения ТКО на земельном участке с кадастровым номером 55:06:081101:2 подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается. Спорный земельный участок включен в территориальную схему размещения отходов, однако, не оборудован в соответствии с требованиями законодательства для размещения на нем ТКО, что также не оспаривается ответчиками. Размещение на земельном участке ТКО в настоящее время создает угрозу санитарной и пожарной безопасности, поскольку легкие фракции отходов свободно распространяются в сторону лесов. Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности Администрации Исилькульского муниципального района Омской области и фактически используется ООО «Магнит», а также ООО «Чистоград» для размещения на данном земельном участке ТКО. В ходе судебного заседания ООО «Магнит» поясняло, что транспортирование ТКО на спорный земельный участок производится по той причине, что данный земельный участок включен в территориальную схему размещения отходов, вместе с тем, ООО «Магнит» и ООО «Чистоград», осуществляя деятельность по транспортированию и накоплению ТКО на спорном земельном участке, заведомо знали и знают о том, что земельный участок не оборудован надлежащим образом для размещения на нем ТКО, мер к предотвращению угрозы санитарной и пожарной безопасности не предпринимали. Из ответа Администрации Исилькульского муниципального района Омской области следует, что администрация не является хозяйствующим субъектом, соответственно, производить работы по оборудованию данного земельного участка для размещения ТКО не обязана. Администрация Исилькульского муниципального района Омской области ТКО не принимала. ООО «Чистоград» осуществляет транспортирование ТКО на спорный земельный участок, но никому их не передало. Просил удовлетворить заявленные исковые требования в отношении надлежащего ответчика.

Представитель Администрации Исилькульского муниципального района Омской области Логвиненко Ю.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал в полном объеме. Суду пояснил, что в соответствии с п. 72.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2017г. №417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером. В 2019г. ООО «Магнит», ЗАО «Экос», ООО «Чистоград», выполняя свои договорные отношения, используют данный земельный участок для временного складирования твердых коммунальных отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейшей утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования. Учитывая, что ООО «Магнит», ЗАО «Экос», ООО «Чистоград» фактически используют спорный земельный участок, то обязанность по оборудованию данного земельного участка минерализованной полосой лежит на вышеуказанных лицах.

Представитель ООО «Магнит» Шарманова А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что ООО «Магнит» выбрано региональным оператором по обращению с ТКО на основании конкурсного отбора. Свою деятельность по обращению с ТКО на территории г.Омска и Омской области ООО «Магнит» осуществляет с 01.04.2019г. Согласно п. 23 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов. В настоящий момент услуги по транспортированию ТКО на территории Омской области оказывает ЗАО «Экос» на основании договоров оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Омской области, заключенных по результатам конкурсных процедур, и его подрядные организации, среди которых ООО «ЭкоСЕРВИС». В свою очередь у ООО «ЭкоСЕРВИС» имеются заключенные договоры с субподрядными организациями на оказание услуг по транспортированию ТКО по муниципальным районам Омской области. В Исилькульском муниципальном районе Омской области услуги по транспортированию ТКО оказывает ООО «Чистоград». Транспортирование ТКО на территории г.Омска и Омской области осуществляется согласно действующему законодательству в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденной приказом №74 Министерства природы и экологии Омской области от 23.09.2016г. Определение объектов обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, участвующих в процессе обращения с ТКО на территории конкретной зоны деятельности регионального оператора осуществляется на этапе формирования территориальной схемы обращения с отходами, в том числе, с ТКО, и изменению по решению регионального оператора не подлежит. Земельный участок с кадастровым номером 55:06:081101:2, площадью 26496 кв.м, расположенный в южном направлении от г.Исилькуль в 70 метрах от муниципальной дороги Исилькуль-Полтавка, указан в п.п. 18 п. 5.1 Приложения к территориальной схеме в качестве площадки временного накопления отходов в Исилькульском районе Омской области. Поскольку собственником земельного участка с кадастровым номером 55:06:081101:2 является Администрация Исилькульского муниципального района Омской области, именно на ней лежит бремя содержания земельного участка, в том числе и по обустройству площадки временного накопления ввиду того, что данному земельному участку присвоен соответствующий статус. В период разработки и утверждения территориальной схемы на территории г.Омска и Омской области ООО «Магнит» не присутствовало, свою деятельность не осуществляло, не имеет каких-либо законных прав владения и/или пользования земельным участком с кадастровым номером 55:06:081101:2 и, соответственно, не имеет законных оснований для несения расходов по его содержанию, оборудованию противопожарной минерализованной полосы. ООО «Магнит» осуществляет свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством, предусматривающим оказание услуг региональным оператором по обращению с ТКО согласно территориальной схеме. Иные площадки временного накопления, кроме спорного земельного участка, расположенные в Исилькульском муниципальном районе Омской области, отсутствуют.

Представитель ООО «ЭкоСЕРВИС» в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения дела. В отзыве на исковое заявление, поступившем в материалы дела, представитель ООО «ЭкоСЕРВИС» просит отказать в удовлетворении требований к ООО «ЭкоСЕРВИС», указывает, что 21.01.2019г. между ООО «Магнит» (региональный оператор) и ЗАО «Экос» (оператор) по результатам открытого публичного аукциона заключены договоры по транспортированию ТКО на территории г.Омска и Омской области в пределах зоны деятельности регионального оператора. 09.04.2019г. между ЗАО «Экос» (заказчик) и ООО «ЭкоСЕРВИС» (исполнитель) был заключен договор на осуществление транспортирования ТКО на территории Омской области №22/19, на основании которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе на территории Исилькульского района Омской области, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора. 30.04.2019г. между ООО «ЭкоСЕРВИС» (исполнитель) и ООО «ЧистоГрадъ» (субисполнитель) был заключен договор на осуществление транспортирования ТКО на территории Омской области №2, на основании которого исполнитель поручает, а субисполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО на территории Исилькульского района Омской области, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора. По условиям договора, заключенного между региональным оператором, оператором, исполнителем и субисполнителем, места передачи ТКО определяются в соответствии с территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, Омской области, утвержденной Приказом №74 Министерства природы и экологии Омской области от 23.09.2016г. В соответствии с п.п. 9 п. 5.1 Приложения №4 к Территориальной схеме, спорный земельный участок указан в качестве площадки временного накопления отходов в Исилькульском районе Омской области. Собственником данного земельного участка является администрация Исилькульского муниципального района Омской области. Договоры на эксплуатирование или аренду указанного земельного участка между администрацией Исилькульского муниципального района Омской области и ООО «ЭкоСЕРВИС» не заключались. Основанием для выгрузки ТКО на земельном участке с кадастровым номером 55:06:081101:2 является договор на транспортирование ТКО и Территориальная схема. Обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, обязанность по обустройству площадки временного накопления ТКО должна быть возложена на администрацию Исилькульского муниципального района Омской области ввиду того, что спорному земельному участку присвоен соответствующий статус.

Генеральный директор ООО «Чистоград» Махмудянцев Д.С., в судебном заседании заявленные требования не признал, дал пояснения, аналогичные пояснениям представителя ООО «ЭкоСЕРВИС».

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Полномочия федерального государственного лесного надзора закреплены в ст.96 Лесного кодекса РФ.

Частью 2 ст. 96 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства РФ об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса (ч.2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).

В соответствии с Положением о Главном управлении Лесного хозяйства Омской области, принятым указом Губернатора Омской области от 26.12.2007г. №143, Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством (п.п. 12 п. 8). Для осуществления своих функций Главное управление вправе выступать в качестве истца и ответчика, третьего лица, заинтересованного лица в судах при рассмотрении споров по вопросам, входящим в компетенцию Главного управления (п.п. 6 п. 9).

Таким образом, ГУЛХ Омской области правомочно обращаться в суд с исками связанными с государственным лесным контролем.

Из материалов дела усматривается, что 10.10.2019г. в ходе текущего патрулирования патрульной группой ГУЛХ Омской области лесных участков, расположенных в Исилькульском муниципальном районе в Исилькульском лесничестве, Исилькульское участковое №2 лесничество, урочище «Боевое сельское поселение», лесотаксационный квартал 130, выдел п. Боевое, на границах лесного колка в составе лесного участка с кадастровым номером 55:06:000000:132, на расстоянии менее 50 метров от деревьев, обнаружено временное место хранения ТКО (полигон) с кадастровым номером 55:06:081101:2, не имеющий предохранительных щитов, переносных сетчатых ограждений.

Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка, иные ограждения, что способствует свободному распространению фрагментов ТКО в сторону леса. Ряд отходов размещен хаотично, за пределами участка. Отсутствуют противопожарные полосы. Из последующих отчетов о результатах проведения мероприятий по текущему патрулированию в лесах от 18.10.2019г., 25.10.2019г., 30.10.2019г. следует, что нарушения противопожарных и санитарных требований не устранены.

Указанное подтверждается имеющимися в материалах дела актом осмотра от 10.10.2019г. (л.д. 14-15), схемой расположения лесного участка (л.д. 16), отчетом о результатах проведения мероприятий по текущему патрулированию в лесах от 09.01.2020г., ответом Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Омской области» о принадлежности земельного участка с кадастровым номером 55:06:081101:2, на котором обнаружены факты нарушения противопожарных и санитарных требований, Исилькульскому муниципальному району Омской области (л.д. 18).

Согласно ст. 60.12 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами. Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и Федеральным законом от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах.

Подпунктом «б» пункта 3 Правил предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров.

Согласно п.п. «а» п. 4 Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017г. №607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, которыми установлены порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

В силу п. 14 Правил, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.Не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей (п. 25 Правил).

Обращаясь в суд с иском, истец ссылается на то, что действия (бездействие) ответчиков, создает угрозу санитарной и пожарной безопасности лесов, легкие фракции отходов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 55:06:081101:2, не оборудованном надлежащим образом, для размещения на нем ТКО, попадают на прилегающие территории, в т.ч. леса.

Факт размещения ТКО на земельном участке с кадастровым номером 55:06:081101:2 установлен в судебном заседании и сторонами не оспаривался.

Согласно п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ), сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ.

Из материалов дела следует, что 17.08.2018г. между Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и ООО «Магнит» заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Омской области, в силу которого ООО «Магнит» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Омской области. Пунктом 1.4 Соглашения предусмотрено, что региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения утвержденного (принятого) Региональной энергетической комиссией Омской области тарифа на услуги регионального оператора.

Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.03.2019г. №24/13 установлен предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Магнит» на период с 01.04.2019г. по 31.12.2019г. Приказ вступил в законную силу 01.04.2019г. Таким образом, с 01.04.2019г. на территории Омской области деятельность по обращению с ТКО в качестве регионального оператора осуществляет ООО «Магнит».

Материалами дела подтверждается, что 09.04.2019г. между ЗАО «Экос» (заказчик) и ООО «ЭкоСЕРВИС» (исполнитель) был заключен договор №22/19 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Омской области, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО, в том числе, на территории Исилькульского района Омской области, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1 договора).

Согласно п. 1.3 договора №22/19 от 09.04.2019г., перечень мест передачи ТКО (сведения об объекте размещения (накопления, обработки) ТКО), определяется заказчиком и согласован сторонами в Приложении №1 к настоящему договору. Под местом передачи ТКО понимается конечный пункт транспортирования ТКО при оказании исполнителем услуг по настоящему договору, определяемый заказчиком. Из п. 18 Приложения № 1 к договору следует, что местом передачи ТКО является площадка накопления отходов в Исилькульском районе. Месторасположение участка: участок с кадастровым номером 55:06:081102:2, площадью 26496 кв.м, расположенный в южном направлении от г.Исилькуль в 70 метрах от муниципальной дороги Исилькуль-Полтавка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

30.04.2019г. между ООО «ЭкоСЕРВИС» (исполнитель) и ООО «Чистоград» (субисполнитель) был заключен договор №2 на осуществление транспортирования ТКО на территории Омской области, в соответствии с которым исполнитель поручает, а субисполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по транспортированию ТКО на территории Исилькульского района Омской области, а заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего договора (п. 1.1 договора). Условия договора №2, заключенного между ООО «ЭкоСЕРВИС» и ООО «Чистоград», являются аналогичными условиям договора №22/19, заключенного между ЗАО «Экос» и ООО «ЭкоСЕРВИС».

В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 Федерального закона №89-ФЗ, в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. №641» (далее - Правила), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016г. №74 «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Омской области» утверждена территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее – территориальная схема) на территории Омской области. При этом, к площадкам накопления отходов (до 11 месяцев) отнесена площадка накопления отходов в Исилькульском районе. Месторасположение участка: участок с кадастровым номером 55:06:081102:2, площадью 26496 кв.м, расположенный в южном направлении от г. Исилькуль в 70 метрах от муниципальной дороги Исилькуль - Полтавка, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

В приказе Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016г. №74 допущена описка в части указания кадастрового номера земельного участка: вместо кадастрового номера 55:06:081101:2, указан кадастровый номер 55:06:081102:2. Стороны в судебном заседании не оспаривали, что спорный земельный участок включен в территориальную схему в области обращения с отходами.

В судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:06:081101:2, предназначенный для размещения на нем ТКО и включенный в территориальную схему в области обращения с отходами не оборудован в соответствии с требованиями законодательства для размещения на нем ТКО, что создает угрозу санитарной и пожарной безопасности лесов. Собственником указанного земельного участка является Администрация Исилькульского муниципального района Омской области, фактически данный земельный участок используется региональным оператором ООО «Магнит», а также операторами по договору, заключенному с ООО «Магнит» - ЗАО «Экос», ООО «ЭкоСЕРВИС», ООО «Чистоград».

Разрешая требования истца о возложении обязанности оборудовать территорию, прилегающую к спорному земельному участку, противопожарной минерализованной полосой, суд отмечает, что согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Материалами дела подтверждается, что Администрация Исилькульского муниципального района Омской области является собственником спорного земельного участка с 2016г. О том, что спорный земельный участок имеет особый статус, Администрации Исилькульского муниципального района Омской области было известно, начиная с 2016г.

В силу ч. 10 ст. 24.6 Федерального закона №89-ФЗ, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно п.п. «г» п. 40 Правил, нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами является основанием для лишения юридического лица статуса регионального оператора.

Согласно ч. 1, 4 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу п. 8 ст. 29.1 Федерального закона №89-ФЗ, до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.

Из анализа норм Федерального закона №89-ФЗ, а также ответа Министерства природных ресурсов и экологии Омской области на запрос суда, следует, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет обращение с отходами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Требований по заключению региональным оператором по обращению с ТКО договоров аренды и (или) безвозмездного пользования в отношении земельных участков, включенных в территориальную схему, законодательством не предусмотрено.

Таким образом, использование спорного земельного участка региональным оператором ООО «Магнит» и операторами по договорам, заключенным с ООО «Магнит» - ЗАО «Экос», ООО «ЭкоСЕРВИС», ООО «Чистоград» осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Региональный оператор не несет обязанности осуществлять содержание земельного участка, предназначенного для размещения на нем ТКО. Размещение ТКО на спорном земельном участке, не имеющем специальных защитных ограждений, возможно в силу п. 8 ст. 29.1 Федерального закона №89-ФЗ.

Вместе с тем из письма Администрации Исилькульского муниципального района Омской области от 05.10.2019г., направленного в адрес Министерства природных ресурсов и экологии Омской области, следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:06:081101:2 включен в территориальную схему обращения с отходами, в том числе, с ТКО, Омской области, как площадка для временного размещения ТКО. В связи с этим, в адрес регионального оператора (ООО «Магнит») направлено письмо о вывозе ТКО с данного участка. Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области подготовлен локально-сметный расчет на обустройство площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства. После принятия бюджета Администрации Исилькульского муниципального района на 2020г. и на плановый период 2021г. и 2022г. в январе 2020г. будет проведен аукцион на выполнение работ по обустройству временной площадки размещения ТКО. В связи с чем, Администрация Исилькульского муниципального района Омской области просила внести изменения в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 23.09.2016г. №74 «Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе, с ТКО Омской области», об исключении земельного участка с кадастровым номером 55:06:081101:2 как площадки для временного размещения ТКО в Исилькульском муниципальном районе.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией Исилькульского муниципального района Омской области, как собственником земельного участка, должны предприниматься меры к соблюдению санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил в отношении спорного земельного участка, в силу специального статуса данного земельного участка.

Согласно п. 72.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. №390, п. 9.1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Полномочия по владении, пользованию и распоряжению спорным земельным участком принадлежат его собственнику. В силу чего, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему спору является Администрация Исилькульского муниципального района Омской области.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. По требованию истца суд вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (ч. 3 ст. 206 ГПК РФ).

Согласно ст. 308.3 ГК РФ суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения судебного акта о понуждении к исполнению обязательства в натуре (судебную неустойку) в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016г. №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса РФ об ответственности за нарушение обязательств», на основании пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (статья 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (далее - судебная неустойка).

В силу п. 31 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства (часть 4 статьи 1 ГПК РФ, части 1 и 2.1 статьи 324 АПК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016г. №7, размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГПК РФ). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика судебной неустойки в размере 25 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного решения. Суд полагает, что данный размер судебной неустойки соответствует принципам справедливости и соразмерности, объему обязательств ответчика, является разумным и не создает на стороне истца необоснованного извлечения выгоды.

С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с Администрации Исилькульского муниципального района Омской области судебную неустойку в размере 25 руб. за каждый день неисполнения решения по настоящему делу, начиная со дня, следующего после дня обращения судом решения к исполнению, то есть с 28.04.2020г., по дату фактического исполнения обязательства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Администрацию Исилькульского муниципального района Омской области в срок до 27.04.2020г. (включительно) совершить действия по оборудованию земельного участка с кадастровым номером 55:06:081101:2 противопожарным барьером - минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метров в местах, прилегающих к лесному участку, местоположение которого определяется в соответствии с лесохозяйственным регламентом отдела Исилькульское лесничество Исилькульское участковое сельское лесничество, урочище Боевое сельское поселение, лесотаксационный квартал 130, границы которого определяются приложением (таблицей №4) лесохозяйственного регламента.

Взыскать с Администрации Исилькульского муниципального района Омской области в пользу Главного управления лесного хозяйства Омской области судебную неустойку в размере 25 руб. за каждый календарный день неисполнения решения суда, начиная с 28.04.2020г., по дату фактического исполнения решения.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы в Исилькульский городской суд Омской области.

Судья О.В. Хоренко

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31.01.2020г.