№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Дудинка 31 августа 2020 года
Диксонский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дудинского районного суда А.А.Калмыкова, исполняющего обязанности председателя Диксонского районного суда,
при секретаре Портнягиной Ю.Ю.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2020 по иску администрации городского поселения Диксон к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного бюджету муниципального образования «Городское поселение «Диксон»»,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация городского поселения Диксон в лице главы городского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1, указывая, что ответчик, являясь председателем городского Совета, на основании приказов Диксонского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ направлялся в командировки в г.Красноярск и в г.Дудинка. При этом, ответчику была произведена оплата командировочных расходов в сумме 208.752 рублей. В ходе проверки, осуществлявшийся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края в отношении администрации г.п.Диксон, ее структурных подразделений и Диксонского городского Совета депутатов, было установлено, что оплата указанных командировочных расходов ФИО1 была произведена без достаточных к тому правовых оснований, чем причинен материальный ущерб бюджету муниципального образования. В связи с изложенным, просит взыскать с ответчика причиненный ущерб бюджету муниципального образования «Городское поселение Диксон» в сумме 208.752 рублей (т.1 л.д.4-6).
Истец, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил, дело рассмотрено в его отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования полностью не признал, поддержав в полном объеме представленные возражения на иск (т.1 л.д.69-70), о том, что расходы на обеспечение деятельности Диксонского городского Совета депутатов, за счет которых ему была произведена компенсация командировочных расходов, предусматриваются в местном бюджете в отдельной строкой, при этом, Совет является самостоятельным юридическим лицом, вследствие чего полагает, что администрация городского поселения не может являться надлежащим истцом по делу. Кроме того, в соответствии с положениями законодательства, депутату гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. В связи с изложенным, просит в удовлетворении заявленных требований отказать. На дополнительные вопросы суда ответчик пояснил, что заявленные к взысканию расходы являлись расходами на его служебные командировки, направление в которые осуществлялось на основании соответствующих решений Совета, авансовые отчеты предоставлялись им в администрацию г.п.Диксон, которая ввиду отсутствия в Совете собственной финансовой службы, осуществляла бухгалтерское обслуживание. Все указанные расходы впоследствии включались в расходную часть бюджета поселения в структуре расходов городского Совета, итоги исполнения которого утверждались в установленном порядке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом, обязательными условиями наступления деликтной ответственности являются виновное противоправное действие конкретного лица, наступление вреда, причинная связь между действиями лица и наступлением вреда.
Таким образом, наличие причиненного вреда является необходимым основанием наступления деликтной ответственности.
Аналогичным образом, в сфере бюджетных правоотношений, основанием для возложения на лицо обязанности по возмещению является факт причинения ущерба в результате нарушения бюджетного законодательства (п.4 ст.270.2 БК РФ).
При этом, согласно легального определения ущерба, закрепленного в ст.15 ГК РФ, под ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии со ст.ст.306.1, 306.2, п.4 ст.270 БК РФ, основанием возмещения ущерба, причиненного в том числе бюджету муниципального образования, является совершение бюджетного нарушения, под которым, в числе прочего, подразумевается нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию (пп.2 п.1 ст.306.1 БК РФ).
Согласно ст.1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Таким образом, основанием для возникновения обязательства вследствие неосновательного обогащения также является получение лицом имущества в отсутствие установленных законом оснований.
В соответствии со ст.40 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.5.1 ст.40 Закона).
На территории Красноярского края указанные гарантии установлены Законом Красноярского края № 6-1832 от 26.06.2008 года «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае».
Согласно пп 1 и 3 ч.2 ст.2 Закона № 6-1832, Уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, за счет местного бюджета могут, в числе прочего, гарантироваться компенсация расходов, связанных с осуществлением полномочий, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Частью 3 указанной статьи также установлено, что гарантии осуществления полномочий лицами, замещающими муниципальные должности, установленные уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом, финансируются за счет средств местного бюджета.
Право на возмещение лицам, замещающим муниципальные должности на непостоянной основе, за счет средств местного бюджета, расходов, связанных с осуществлением своих полномочий, и расходов, связанных со служебной командировкой, также прямо предусмотрено пп 1 и 3 ч.2 ст.50.1 Устава МО «Городское поселение Диксон», принятого Решением Совета городского поселения Диксон № 5-1 от 23.12.2005 года.
Согласно ст.ст.27, 27.1 Устава, представительным органом поселения является Совет депутатов, состоящий из 7 депутатов, избираемых путем тайного голосования, исполняющих свои полномочия на непостоянной основе, и возглавляемый Председателем Совета, избираемым из числа его депутатов.
Статьей 2 Закона РФ № 131-ФЗ установлено, что лицом, замещающим муниципальную должность, является депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства, возмещение расходов, связанных с командировкой, гарантировано всем депутатам представительного органа местного самоуправления, вне зависимости от того, на какой основе (постоянной либо непостоянной) они осуществляют свои полномочия. Единственным критерием правомерности указанных расходов является то, что данные расходы были понесены депутатами в связи с осуществлением ими своей депутатской деятельности.
Аналогичным образом, указанные положения в полной мере распространяют свое действие на председателя представительного органа местного самоуправления, в том числе и в случае, если он осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Как следует из представленных суду доказательств, ответчик ФИО2 на основании Решения Диксонского городского Совета депутатов № 13-1 от ДД.ММ.ГГГГ был избран председателем Диксонского городского Совета депутатов (т.2 л.д.34).
ДД.ММ.ГГГГ, Диксонским городским Советом было принято решение № 5-5, в соответствии с которым ФИО1 был выдвинут делегатом для участия в работе VIII Съезда депутатов Красноярского края (Т.1 л.д.191).
На основании указанного Решения, ДД.ММ.ГГГГ года председателем городского Совета было издано распоряжение № о направлении ФИО2 в командировку для участия в работе съезда (Т.1 л.д.55, 56). По возвращению из командировки, ФИО2 был предоставлен авансовый отчет на сумму 68090 рублей (Т.1 л.д.57-58).
ДД.ММ.ГГГГ, главой Таймырского района в адрес главы гп Диксон было направлено письмо № о направлении делегации для участия в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Таймыра и III Арктического фестиваля «Притяжение Таймыра», на основании которого председателем городского Совета было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении ФИО1 в г.Дудинка для участия в указанных мероприятиях (Т.1 л.д.59). По возвращении из командировки, ФИО1 был предоставлен авансовый отчет на сумму 54109 рублей (Т.1 л.д.60-61).
Далее, ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя Диксонского горсовета ФИО1 поступило письмо врио главы Таймырского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, с приглашением принять участием в составе делегации Таймырского района в работе 15 Красноярского экономического форума и подписания соглашения о сотрудничестве между Правительством Красноярского края, Администрацией ТДН района и ООО «Управляющая компания «Восток-Уголь»» (Т.1 л.д.190).
ДД.ММ.ГГГГ председателем горсовета было издано распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении ФИО1 в командировку в г.Красноярск для участия в составе делегации в участии в вышеуказанных мероприятиях (Т.1 л.д.62). По возвращении из командировки, ФИО1 также был предоставлен отчет на сумму 86553 рублей (Т.1 л.д.63-64).
Возмещение ответчику указанных расходов за счет средств бюджета МО гпДиксон,в составе расходов Диксонского городского Совета депутатов, подтверждено представленными в деле копиями платежных поручений (Т.1 л.д.179-182).
Таким образом, из представленных суду доказательств следует, что денежные средства, составляющие предмет рассматриваемого спора, были получены ответчиком в счет возмещения расходов, понесенных им, как председателем Диксонского городского Совета депутатов, в связи с направлением в командировки.
При этом, для суда очевидно, что указанные командировки осуществлялись ответчиком не в своих личных целях, а были непосредственно связанны с исполнением им своих, в том числе представительских, обязанностей в городском Совете.
Следовательно, суд не усматривает оснований для вывода о том, что предоставление указанных средств ответчику из средств местного бюджета, состоялось в результате совершения бюджетного нарушения.
Аналогичным образом, суд не усматривает в рассматриваемом деле и признаков причинения бюджету муниципального образования ущерба, как необходимого условия привлечения ответчика к деликтной ответственности, а равно неосновательного обогащения ответчика за счет средств муниципального бюджета.
Кроме того, суд отмечает, что средства на возмещение ответчику понесенных им командировочных расходов, были включены в расходную часть бюджетов МО ГП Диксон за 2017 и 2018 гг, итоги исполнения которых были в установленном порядке утверждены Решениями Диксонского городского Совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым представительным органом местного самоуправления, правомерность данных расходов была подтверждена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании с ФИО1 ущерба в сумме 308752 рубля предъявлены необоснованно и в их удовлетворении надлежит полностью отказать.
Ссылки истца в обоснование своих требований на выводы, содержащиеся в акте проверки службы финансово-экономического контроля от ДД.ММ.ГГГГ, судом отвергаются, как не основанные на нормах действующего законодательства. Сам по себе указанный акт преюдициального значения в доказывании юридически значимых обстоятельств по делу, не имеет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Администрации городского поселения Диксон в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного бюджету муниципального образования «Городское поселение «Диксон»» в сумме 208752 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через Диксонский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 7 сентября 2020 года.
Судья А.А.Калмыков