ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3/2014 от 21.03.2014 Верховного Суда Республики Алтай (Республика Алтай)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г. Горно-Алтайск                                                               21 марта 2014 года

 Верховный Суд Республики Алтай в составе:

 председательствующего – Имансакиповой А.О.

 при секретаре – Романовой В.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации о признании недействующими пунктов 40 и 41 приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район»,

 установил:

     Прокурор Республики Алтай обратился в суд в интересах Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 40 и 41 приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район». Заявление мотивировано тем, что на основании оспариваемых положений зарегистрировано право собственности на водные объекты –Большой пруд и Малый пруд за муниципальным образованием «Майминское сельское поселение». Вместе с тем, указанные объекты не могут находиться в муниципальной собственности, поскольку расположены в русле реки Черемшанка, являются частью водотока реки Черемшанка, находящейся в собственности Российской Федерации. Таким образом, данные пруды являются поверхностными водными объектами и входят в состав водного фонда Российской Федерации в силу закона ввиду гидравлической связи с водным объектом федеральной собственности – рекой Черемшанка. Прокурор обосновывает требование положениями ч.ч.1,2,3 ст.5, ч.5 ст. 7, ч.ч.1, 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 207 Гражданского кодекса Российской Федерации.

     В судебном заседании прокурор Ю. Ю.Ю. поддержала заявление по доводам, в нем изложенным.

     Представитель заинтересованного лица – Государственного Собрания- Эл Курултай Республики Алтай С. Л.А. возражала относительно удовлетворения требования, указала, что оспариваемые положения Закона Республики Алтай приняты в пределах полномочий законодательного органа субъекта РФ, с соблюдением порядка его принятия. Просила отказать в удовлетворении заявления прокурора в связи с наличием спора о праве на водные объекты.

     Представители Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай М. В.И. и К. О.С., представитель Администрации муниципального образования «Майминское сельское поселение» С. А.О. в судебном заседании просили отказать в удовлетворении заявления прокурора, указывая, что водные объекты являются обособленными, не имеют гидравлической связи с рекой Черемшанка, более того, река Черемшанка теряется и не имеет связи с рекой Катунь.

     Представитель Верхне – Обского бассейнового водного управления А. А.П. указал, что Верхне – Обское бассейновое водное управление ведет реестр водных объектов, являющихся федеральной собственностью. Большой пруд и Малый пруд должны быть включены в государственный водный реестр ввиду их связи с рекой Черемшанка, в настоящее время нарушаются права Российской Федерации.

     Изучив заявление, материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

 Порядок разграничения муниципального имущества определен Федеральными законами N 131-ФЗ и 122-ФЗ.

 В соответствии со статьями 84, 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) был установлен переходный период до 1 января 2009 г., в течение которого должна быть реализована реформа местного самоуправления, предусматривающая перераспределение имущества между муниципальными образованиями в соответствии с разграничением полномочий.

 Порядок перераспределения (разграничения) имущества между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, определен частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).

 Согласно приведенному законоположению безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами производится в соответствии с установленным Федеральным законом N 131-ФЗ разграничением вопросов местного значения и установленными статьей 50 данного Закона видами имущества.

 Статьями 4 и 5 Закона Республики Алтай от 13.12.2005 №97-РЗ «Об осуществлении полномочий вновь образованными муниципальными образованиями в Республике Алтай» определены принципы разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Алтай и порядок разграничения объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями в Республике Алтай.

 В целях разграничения объектов муниципальной собственности Государственным Собранием Эл Курултай Республики Алтай принят Закон Республики Алтай от 30.11.2007 года №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», где в пунктах 40 и 41 Перечня муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества, находящихся в собственности муниципального образования "Майминский район" и передаваемых в собственность Майминского сельского поселения (Приложение 7) содержатся Большой пруд и Малый пруд. Указанный нормативный правовой акт вступил в силу со дня официального опубликования (статья 9 данного Закона Республики Алтай). Закон опубликован в газете "Звезда Алтая" (приложение), 19.12.2007, и в издании "Сборник законодательства Республики Алтай", N 45(51), ч. 1, ноябрь, 2007, с. 122.

 Статьей 7 данного Закона Республики Алтай утвержден Перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и муниципального имущества, находящихся в собственности муниципального образования «Майминский район» и передаваемых в собственность Майминского сельского поселения (ФИО1). В пунктах 40 и 41 Перечня передаваемого в собственность Майминского сельского поселения имущества указаны - Большой пруд и Малый пруд.

 Судом установлено, что разграничение муниципального имущества состоялось по согласованным предложениям органов местного самоуправления (Решение 38-й очередной сессии Майминского районного совета депутатов № от <дата> и решение 4-й сессии Майминского сельского совета депутатов от <дата>, которыми утверждены перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, в том числе Майминского муниципального образования). Таким образом, процедура утверждения перечня имущества, передаваемого в собственность Майминского сельского поселения, соблюдена. Содержание данного перечня совпадает с приложением № 7 к оспариваемому закону.

 Порядок принятия нормативного правового акта (полномочия органа на издание нормативного правового акта, форма, в которой орган вправе принимать нормативные правовые акты, предусмотренные правила введения нормативного правового акта в действие) соблюден и прокурором не оспаривается.

 Прокурором оспариваются указанные пункты приложения закона республики ввиду их противоречия федеральному законодательству.

 Утверждение прокурора о том, что переданные пруды являются федеральной собственностью, вследствие чего не могли быть переданы сельскому поселению, является обоснованным в силу следующего.

 В соответствии с нормами статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

 На основании пункта 1 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.

 Согласно пункту 2 указанной статьи к поверхностным водным объектам относятся: моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.

 В силу пункта 3 статьи 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

 Исходя из положений части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

 В соответствии с частью 2 указанной статьи Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

 Понятие пруда содержится в ГОСТ 19179-73 "Гидрология суши. Термины и определения", в соответствии с которым под прудом понимается мелководное водохранилище площадью не более 1 кв. км; пруд - небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.

 Водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока.

 Таким образом, в муниципальной собственности могут находиться только такие пруды и покрытые ими земли, которые не имеют гидравлической связи с иными водными объектами и находятся за пределами водотоков, то есть замкнутые водоемы.

 Если пруд расположен на водотоке (реке, ручье, канале) и включает в себя в качестве составной части такой водоток и покрытые им земли, которые в силу положений Водного кодекса Российской Федерации являются федеральной собственностью, такой водный объект может находиться только в федеральной собственности.

 Как следует из выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от <дата>, свидетельств о государственной регистрации права собственности, на основании Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», <дата> за муниципальным образованием «Майминское сельское поселение» зарегистрировано право собственности на Большой пруд, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и Малый пруд, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

 Однако, как следует из представленной топографической карты, пояснений К. О.В. – заведующей кафедрой физической географии географического факультета Горно-Алтайского государственного университета и П. С.А. – начальника Горно-Алтайского филиала ФБУ «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу», давших пояснения в судебном заседании в качестве специалистов, указанные пруды не являются изолированными объектами, расположены непосредственно на водотоке реки Черемшанка, были образованы в результате постройки гидротехнических сооружений; река Черемшанка имеет гидравлическую связь с рекой Катунь.

 Из представленных сведений из государственного водного реестра следует, что река Черемшанка состоит в перечне водных объектов государственного водного реестра, с указанием к гидрографической единице – рек Бия и Катунь. Из пояснений А. А.П. - представителя Верхне-Обского бассейнового водного управления – органа, к полномочиям которого отнесено ведение государственного водного реестра, следует, что государственный водный реестр был составлен на основании сведений, содержащихся в Справочнике «Ресурсы поверхностных вод СССР. Гидрологическая изученность. Выпуск 1. ФИО2 и Верхний Иртыш», под редакцией В.В. Зееберг, Москва – 1966. В указанном Справочнике содержатся сведения о том, что в бассейне реки Катунь имеется река Черемшанка.

 Согласно справке, выданной Верхне – Обским бассейновым водным управлением Федерального агентства водных ресурсов от <дата>, на 2-м км от устья реки Черемшанка находится водоем - Малый пруд, который образован на водотоке подпорным гидротехническим сооружением – плотиной, площадь зеркала – <данные изъяты> кв.м. На 3-м км от устья реки Черемшанка находится водоем – Большой пруд, который образован подпорным гидротехническим сооружением – плотиной, площадь зеркала – <данные изъяты> кв.м.

 Из информации № от <дата>, представленной Горно-Алтайским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, река Черемшанка находится на территории Майминского района; водоемы Большой и Малый пруды являются неотъемлемой частью реки Черемшанка и образованы в результате строительства ГТС.

 Согласно справке Горно-Алтайского филиала федерального бюджетного учреждении «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу» от <дата> на топографической карте Большой и Малый пруды в <адрес> расположены на водотоке реки Черемшанка.

 ..

 В соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

 Представителем Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай не были представлены суду доказательства обоснованности включения указанных водных объектов в Перечень передаваемого имущества, доказательства того факта, что указанные водные объекты являются обособленными, изолированными, не имеют гидравлической связи с рекой Черемшанка.

 Таким образом, как следует из материалов дела, Большой пруд и Малый пруд имеют гидравлическую связь с иным поверхностным водным объектом – рекой Черемшанка, а, следовательно, не обладают замкнутой береговой линией.

 Более того, решением Арбитражного Суда Республики Алтай от <дата> признано право собственности за муниципальным образованием «Майминский район» на гидротехнические сооружения малого пруда и большого пруда, расположенные в <адрес>. Согласно уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от <дата> право собственности на водные объекты –Большой пруд и Малый пруд не было зарегистрировано в ЕГРП за муниципальным образованием «Майминский район».

 Таким образом, поскольку река Черемшанка в силу ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации относится к федеральной собственности, следовательно, и пруды, образованные на водотоке реки Черемшанка посредством постройки гидротехнических сооружений, также находятся в федеральной собственности, и не могли быть переданы в муниципальную собственность.

 Оспариваемые п.п. 40 и 41 приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», не соответствуют п.11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ.

 Более того, передача указанных объектов сельскому поселению нарушает интересы Российской Федерации и противоречит требованиям статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исключающей передачу в собственность муниципальных образований водных объектов, являющихся федеральной собственностью.

 На основании изложенного, заявление прокурора Республики Алтай о признании недействующими пунктов 40 и 41 приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», подлежит удовлетворению.

 Утверждение представителя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о том, что оспариваемым Законом Республики Алтай переданы в собственность Майминского сельского поселения не пруды, а гидротехнические сооружения, не заслуживает внимания, поскольку из содержания оспариваемых пунктов Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ следует, что переданы пруды – Большой пруд и Малый пруд. Доводы представителя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о том, что указанные водоемы не имеют официальных географических наименований, а наименования «Большой пруд» и «Малый пруд» являются местными, в данном случае правового значения не имеет.

 Доводы представителя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о том, что данный спор является спором о праве, а не спором, вытекающим из публичных правоотношений, является ошибочным.

 Закон Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район» обязателен для исполнения указанными муниципальными образованиями.

 Пунктом 11.1 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года установлен особый порядок передачи имущества от муниципальных образований к вновь образованным поселениям, входящим в их состав, на основании законов, оспаривание которых возможно по правилам главы 24 ГПК РФ.

 Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

 С учетом того, что оспариваемые пункты приложения Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ действовали в течение длительного времени, и на основании этого Закона осуществлялись полномочия муниципального образования, суд с целью соблюдения прав и охраняемых законом интересов заинтересованных лиц, на которых распространяется действие оспариваемых положений нормативного правового акта, полагает необходимым признать их недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

 Руководствуясь ст. ст. 191 - 194, 251 - 253 ГПК РФ, суд

 решил:

 Заявление прокурора Республики Алтай в интересах Российской Федерации о признании недействующими пунктов 40 и 41 Перечня таблицы приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», удовлетворить.

 Признать недействующими пункты 40 и 41 Перечня таблицы приложения 7 Закона Республики Алтай от 30.11.2007 №80-РЗ «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Майминский район» и сельскими поселениями, входящими в состав муниципального образования «Майминский район», с момента вступления решения суда в законную силу.

 Решение подлежит опубликованию в газете "Звезда Алтая" по вступлении в законную силу.

 На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

 Судья                                                              А.О. Имансакипова

 <данные изъяты>

 <данные изъяты>